Донбасс издревле интернационален

Рабочий поселок

Разделяться на нации и народы – свойство чисто человеческое. Наши меньшие братья обезьяны понимают друг друга независимо от породы и места проживания. И питекантропы, надо думать, тоже не делились на русских и украинцев. Может быть, название покажется кому-то слишком смелым, но это так: Донбасс – удивительная земля, на которой издавна вперемешку селились и дружно жили самые разные народы.

Археологические раскопки в Славянском районе показали, что здесь по Донцу уже в VIII веке н.э. возникла серия укрепленных городищ, в которых мирно сосу­ществовали славянское племя северян (давших название реке), ираноязычные кавказцы-аланы и тюрки – хазары и булгары. Этот разноэтничный конгломерат был пестр и в религиозном отношении: хазары исповедовали иудаизм, часть аланов – христианство, были здесь и мусульмане, а местное население хоронило своих умерших по прежним языческим обрядам. Но розни никакой не было. Так что наш край был интернационален и тогда. Хазарский каганат, территория которого простиралась до Днепра, рухнул в X веке под ударами кочевников-печенегов, затем по Приазовью прокатились торки, оставившие здесь самую долговременную память – топонимы (Тор, Торец, Краматорск), потом половцы. Оседлые алано-болгары продолжали жить в городах по Донцу. Половцы и русичи жили по-соседски: то воевали, то дружили. В районе Славянска находилась ставка хана Кончака, создавшего Донецкое объединение – крупнейшее среди половецких орд. Тогда наш край и получил название Дешт-и-кипчак: “Поле Половецкое”. Кончак неоднократно на­бегал на Русь, во в то же время традиционно союзничал с черниговскими князьями Ольговичами. Одного из них – Владимира Игоревича – он женил на своей дочери. Его сын Юрий Кончакович в русских летописях назывался “большим всихъ половцев” и в 1223 возглавил половецкий отряд, бившийся с монголами на Калке.
Монголо-татарское нашествие прошлось по Южной Руси тяжелым катком. Край запустел, превратившись в “Дикое поле”. Новое его освоение связано с укреп­лением Московского царства, которое с ХVI в. стало распространять свое влия­ние на Юг. Цепь сторож протянулась по Донцу и Айдару. В 1571 после очередно­го татарского набега здесь побывали с инспекционной поездкой князь Тюфякин и дьяк Ржевский, установившие в истоке Миуса пограничный знак – крест. Тогда же князь Воротынский составил «Устав сторож», расписавший: 5, Святогорской стороже патрулировать по левому берегу Донца до устья Тора; 6, Бахмутской – до устья Айдара; 7, Айдарской – по одноименной реке. Службу эту несли русские казаки из Рыльска и Путивля, ибо украинцев стали принимать в сторожи лишь с 1586. В донесениях 1580-х годов отмечалось, что «воровские черкасы» часто вместе с татарами нападали на сторожи. В 1640-е такие отряды «воровских» возглавляли Грицько Торский и Семен Забузский.
Современные украинские историки безоговорочно отдают приоритет освоения Донбасса запорожцам, которые-де закладывали свои зимовники и пикеты по Донцу, Кальмиусу, Лугани. Не отрицая этого, отметим, что, во-первых, “запорожцы” – не зна­чит обязательно украинцы (восточные славяне составляли только 34% казаков), во-вторых, всё это – временное жильё, а постоянные поселения здесь все-таки основывало московское правительство. В 1600 возникли Алексеевка, Чернухино, слобода Старая Белая (ныне Луганской обл.), в 1637 – Осиновый острог, в 1644 Тор. Не отставали и донские казаки: в 1607 после разгрома восстания Болот­никова его соратник атаман Шульгейко ушел в Поле и на Айдаре заложил Шуль­гин-городок. В 1640 на р.Борове возник Боровской городок, в 1642 – Старый Айдар, затем Трехизбянка, Луганский городок.
Основательное освоение началось в середине ХVІІ в., когда после казацких восстаний 163О-х, Войны 1648-54, “Руины” 1660-70-х масса украинского населения двинулась на Восток, заселяя Слобожанщину. На Торских озерах выросли Маяцкий (1663), Соляной (1676), Райгородок (1684). Здесь вперемешку селились донские и запорожские казаки, беглые крестьяне из Левобережной Украины и Южной Рос­сии. В 1668 в Маяках, например, жили 100 русских «людей» и 37 «черкасс» (укра­инцев). В начале ХVIII в. здесь возник новый город Бахмут, ставший в 1703 цен­тром уезда Азовской губернии (с 1719 – провинции Воронежской губернии). По первой ревизии 1719 в уезде проживало 8.747 душ (6.994 русских и 1.753 украинца). В 1738 их стало 8.809 (6.223 русских и 2.586 украинцев). Слабые темпы заселения (Слобожанщина доходила лишь до Бахмута), открытость территории для та­тарских набегов, малочисленность поселений и постоянные тяжбы донских и запорожских казаков из-за угодий фактически показали бесперспективность на­родной колонизации края. Российское государство приступило к организованной.
Невыносимое турецкое иго над югославянским населением Балкан привело к его массовой миграции через Австро-Венгрию в Россию. Патриотически настро­енные сербы, хорваты, волохи были готовы воевать с ненавистной Османской империей под флагом православной России. Идея привлечения православных патриотов-югославян к борьбе с турецко-татарскими набегами принадлежала ещё Пет­ру I. В 1715 по его указу в Азовской губернии расселились 150 сербов и волохов, не желавших возвращаться на Родину. Одной из последних инициатив Пет­ра было формирование в 1723 Сербского гусарского полка, который в 1729 был поселен под Изюмской и Торской крепостями, прикрывая подступы к ним. Это были первые компактные поселения иностранцев на нашей земле. Более широкий размах эта инициатива получила при Елизавете, которая обратилась к австрий­ской императрице Марии-Терезии с просьбой не препятствовать балканским офицерам переходить в Россию. В 1752 в донецкие степи стали прибывать воен­ные поселенцы православной веры, принявшие российское подданство. Из них предусматривалось сформировать 2 гусарских полка под командованием Райко Прерадовича и Ивана Шевича. В указе Елизаветы от 29 марта-1 апреля 1753 говорилось: “Шевича и Прерадовича с выходящими с ними определенных наций народами селить с донецкой стороны, т.е. от Бахмута… через вершину р.Санжаровки к вершинам рек Миуса и Белой. А от оных — до Лугани, не выпуская их по сю сторону Донца, где донских казаков [земля] до Бахмута простирается…”
Эта территория получила название Славяносербии. Селились ротами, номера которых ещё долго выступали самостоятельными топонимами. Западную часть занял полк Прерадовича: 1 рота – с.Серебрянка, 3-я – в устье р.Верхней Беленькой (ныне с.Верхнее), 4-я в Приволье, 5-я в устье Санжаровки, 6-я в устье Нижней Беленькой (ныне с.Нижнее), 7-я на р.Камышевахе, 8-я в с.Белая Гора, 9-я на вер­шине р.Лугани. Восточнее располагался полк Шевича: 2-я рота в устье Лугани (ныне с. Вергунка), 3-я в устье Ольховой (с.Каменный Брод), выше по Лугани 9-я, затем 8-я роты, 4-я (ныне с.Крымское), 5-я напротив Старого Айдара, 7-я напротив с.Трехизбянка, 6-я выше по Донцу.
Полки были малочисленны: под началом Прерадовича состояло 199 гусар, 2 священ­ника и лекарь. С гусарами проживали 103 их жены и 118 детей. У Шевича было 631 человек, из них 278 строевых гусар. Национальный состав полка Прерадовича был таков: сербов 72, волохов (румын) – 41, венгров 22, молдаван 10, болгар 9, по 4 македон­ца и трансильванца, моравец (чех), цесарец (австриец), великоросс, малоросс, еврей-выкрест. Тяготы жизни военных поселенцев не способствовали быстрому количественному росту. К 1755 под началом Шевича состояло 516 мужчин, Прерадовича – 426 (по другим данным, 611 и 490), а всего в полках насчитывалось 1.513 чел. Поэтому правительство разрешило вербовать в полки местное русско-украинское население. Таким образом, Славяносербия с самого начала стала интернациональным краем и к 3 ревизии (1762) её население составляло 10076 чел. (2627 молдаван, 378 сербов и т.д.). В 1765 Славяносербия вошла в состав Новороссийской губернии и полки были слиты в один Бахмутский гусарский полк из 16 рот. 3-я рота обосновалась в с.Верхнем, 4-я в Красном Яру, 5-я в Приволье, 6-я в с.Крымский Брод, 7-я в Нижнем, 8-я в Под­горном, 9-я в с.Желтом, 10-я в Каменном Броде, 11-я в Черкасском, 12-я в с.Хоро­шее, 13-я в Калиново, 14-я в Троицком, 15 и 16 – в с.Луганское (ныне Донецкой обл.). Кроме рот формировались поселения на базе собственных хуторов офицеров: Николаевка (Прерадовича), Сентяновка (Сентенина), Родаково (Родакова).
Систематическое заселение края иноземцами продолжалось: в 1771-73 здесь рассе­лили 3595 молдаван и волохов, сдавшихся в плен во время очередной русско-ту­рецкой войны (они основали Ясиноватую). В 1778 из Крыма в Приазовье А.В.Суворовым были выведены 31.098 христианских душ: греков, армян, грузин, осевших на тер­ритории от Берды до Кальмиуса. Центром греческих поселений стал новый город Мариуполь. Греки сохранили память о своей крымской родине – и до сих пор южно­донецкие села имеют “тёзок”в Тавриде: Урзуф, Ялта, Мангуш, Старый Крым. Приток греков из турецких земель продолжался и позже. В 1788 по совету П.Румянцева Екатерина II пригласила в Россию немцев. Первая группа переселенцев-меннонитов (протестантская секта) из 228 семей (910 чел.) осела на р.Конке и под Екатеринославом. В 1790-96 в Мариупольский округ переселилось ещё 117 семей. Каждому ко­лонисту выделялось 60 десятин земли. Кроме меннонитов в Россию прибыло более 900 душ лютеран и католиков. В Приазовье к 1823 возникло 17 немецких колонии. центром, которых стал Остгейм (ныне Тельманово). В 1804 правительство разрешило выезд 340.000 евреев из Белоруссии. Часть их осела на наших землях, образовав в 1823-25 здесь 3 колонии. Новая волна еврейского расселения относится к 1817, когда было создано Общество Израильских Христиан для “обращения евреев в христианство и к земледельческим занятиям”. Несколько сотен евреев из Одессы вос­пользовались этим призывом и осели между Кальчиком и Мариуполем на землях, незанятых греками. В течении XIX в. доля евреев в населении Бахмута выросла с 12% до 23%. Итак, уже к Первой Всероссийской переписи 1897 Донбасс явил­ся “краем ста национальностей”. Безусловно, крупнейшими группами были русские и украинцы, но не стоит пренебрегать нацменьшинствами: 7% греков, 5,5% немцев, евреи, молдаване, белорусы. Даже при царе при сборе статистических данных учитыва­лось до 20 наций. Пестрый этнический состав придает Донбассу свое лицо. И началь­никам всех рангов следует помнить, что попытка привести Донбасс к общему знаменателю чревата большими осложнениями.

Р.Фович. Статья, написанная 9-11 января 2000 и опубликована в газете «Коммунист Донбасса» №10 от 10 марта 2000

Добавить комментарий