Луспекаев Павел Борисович

Луспекаев Павел Борисович (20 апреля 1927, Луганск [некоторые источники указывают на Мясниковский район Ростовской области – прим. En] — 17 апреля 1970, Москва).

Армянский советский актёр.

Заслуженный артист РСФСР (1965).

Настоящая фамилия — Луспекаян. Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.

В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.

В 1943 году пятнадцатилетним подростком он ушёл добровольцем на фронт.

Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).

Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.

Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.

После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.

В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск).
Окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина (1950).

С 1944 года — актёр театров Луганска, Тбилиси, с 1956 года — актёр Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки, с 1959 — Ленинградского БДТ имени Горького.

Ещё в 1953 году один из видных театральных мастеров, режиссёр Л. В. Варпаховский,ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже — полуголодная студенческая жизнь в нелегкие годы после войны.

Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда — театр поглощал целиком. Он мог позвонить партнеру, даже режиссеру глубокой ночью, чтобы поделиться “потрясающей” идеей.

По приглашению Варпаховского Павел Борисович переехал в Киев, а Театр русской драмы имени Леси Украинки. а три года спустя Луспекаев уже в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени Горького.

…Болезнь сосудов вспыхнула снова. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен.

Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования?

Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног.

Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю…

Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: “Прошу не беспокоить меня визитами”. Вставать, открывать двери было для него пыткой.

…В съёмочной группе фильма “Белое солнце пустыни” царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.

“Своим” домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.

Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены – самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.

Работа Луспекаева в фильме “Белое солнце пустыни” была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.

Ушёл из жизни днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице “Минск” города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.

Театральные работы:

  • Борейко – “Порт-Артур”;
  • Алексей – “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского;
  • Бакланов – “Второе дыхание” Крона;
  • Кум – “Ночь перед рождеством” по Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского).
КИНО-ТЕАТР

* * *

Петербургские таможенники в память о Верещагине взяли шефство над могилой актёра и приезжают туда в день своего профессионального праздника.

С 1997 года на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» вручается специальный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии».

В 2005 году режиссёром Ольгой Дроздовой был снят документальный фильм о Павле Луспекаеве — «Павел Луспекаев. Эта жестокая «госпожа удача». Фильм рассказывает о трагической судьбе актёра, знакомит зрителей со страницами из его дневников.

В 2001 году, по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба.

В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, названный в честь легендарного героя фильма — «Павел Верещагин», судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил.

В 2007 году у стен Курганской таможни установили памятник Павлу Верещагину, приурочив его открытие к 15-летию отделения.

Добавить комментарий