Электротранспорт Северодонецка

Так выглядит самый эффектный троллейбус СеверодонецкаПроектирование троллейбусных линий в г.Северодонецке (Луганская область) началось в 1970 году Харьковским автодорожным институтом и Северодонецким НИИ «Государственный институт азотной промышленности». Хотя на тот момент для пуска троллейбуса существовало одно, практически непреодолимое препятствие, – численность населения города (в 1970 году в городе насчитывалось 90 тыс. жителей, что было недостаточно для того, чтобы пользоваться таким видом электрического транспорта, как троллейбус). Но вопрос экологии в городе уже тогда стоял достаточно остро, что стало решающим фактором в принятии окончательного решения о существовании в городе такого вида общественного транспорта, как троллейбус.

Так выглядит самый эффектный троллейбус СеверодонецкаПроектирование троллейбусных линий в г.Северодонецке (Луганская область) началось в 1970 году Харьковским автодорожным институтом и Северодонецким НИИ «Государственный институт азотной промышленности». Хотя на тот момент для пуска троллейбуса существовало одно, практически непреодолимое препятствие, – численность населения города (в 1970 году в городе насчитывалось 90 тыс. жителей, что было недостаточно для того, чтобы пользоваться таким видом электрического транспорта, как троллейбус). Но вопрос экологии в городе уже тогда стоял достаточно остро, что стало решающим фактором в принятии окончательного решения о существовании в городе такого вида общественного транспорта, как троллейбус. Работы по строительству линий были начаты в марте 1972 года, для чего была расширена улица Призаводская (нынешняя улица Пивоварова), проведены работы по замене столбов освещения с устройством контактной сети. К январю 1978 года были закуплены первые 5 троллейбусов модели ЗиУ-682В и создано Северодонецкое троллейбусное управление. Часть специалистов для работы на создаваемом предприятии были приглашены из других регионов – городов Алчевск, Донецк, Стаханов, Харьков.
1 января 1978 года по улицам г.Северодонецка проехал первый троллейбус. Первым стал маршрут №1 (следовал от городской автостанции до нынешней ул.Пивоварова). По нему курсировали пять троллейбусов, которые работали с 6:00 до 22:00. По окончании работы троллейбусы выстраивались в ряд и их по очереди эвакуировали автомобилями КрАЗ в ещё строящееся депо. К майским праздникам троллейбусную линию и маршрут №1 продлили в новые жилые районы города. Таким образом, маршрут №1 был окончательно сформирован и остаётся неизменным до сегодняшнего дня. Также была введена ещё одна тяговая подстанция и построена линия к депо, что позволило отказаться от транспортировки троллейбусов в депо путём эвакуации. Хотя первый троллейбус по улицам города проехался в первый день нового, 1978 года, всё же датой рождения северодонецкого троллейбуса считается 19 декабря 1978 года. Именно к этому времени было достроено депо и производственные цеха.
По состоянию на 19 июля 1978 года в парке насчитывались 20 пассажирских троллейбусов модели ЗИУ-682В, одна машина контактной сети и один троллейбус-тягач КТГ-2. Уже к концу 1978 года число троллейбусов в парке достигло 45-ти. В мае 1979 года, ко Дню химика, был пущен троллейбусный маршрут №2 (следовал от депо до второй проходной СПО «Азот»). В 1980 году был открыт маршрут №3 (маршрут следования: Северодонецкий приборостроительный завод – пр.Советский – магазин «Детский мир» – проходные СПО «Азот»). В 1984 году по городу уже колесило 66 троллейбусов, и парк интенсивно развивался, пополняясь с каждым годом новыми троллейбусами. В 1985 году был открыт маршрут №4 (следовал от Северодонецкого приборостроительного завода до Дворца культуры химиков). В 1985 году был введён маршрут №5 (следовал от Северодонецкого приборостроительного завода до городской автостанции). В 1986 году был запущен маршрут №6 (следовал от троллейбусного депо до проходной СПО «Азот» «Аммиак»), который был продлён в 1990 году до объединения «Стеклопластик». Таким образом, после продления, маршрут №6 стал самым длинным троллейбусным маршрутом в городе.
Пика своего развития троллейбусное движение в городе достигло в 1991 году, когда на 6 троллейбусных маршрутов города выходило чуть более 100 машин, а в самом парке насчитывалось 120 машин. Начиная с этого года, в связи с начавшимся кризисом в стране и нехваткой средств для ремонта машин, постепенно стали списываться первые троллейбусы, поступившие в 1978 году.
Первые пополнения троллейбусного парка на заре украинской независимости произошли в 1993 году: тогда в городе стало больше на 6 троллейбусов (5 новых троллейбусов модели ЗИУ-682ГОО подарило СПО «Азот» и 1 троллейбус модели ЮМЗ Т1 (гармошка производства Южного машиностроительного завода) подарила Северодонецкая ТЭЦ). В этом же, 1993 году, в связи с начинающейся нехваткой подвижного состава и малым пассажиропотоком был закрыт троллейбусный маршрут №3, а маршрут №5 стал следовать почти через весь город – от Северодонецкого приборостроительного завода, через автостанцию, до проходных СПО «Азот».
В конце 1994 – начале 1995 года парк пополнился ещё двумя троллейбусами модели ЮМЗ Т1, один из которых снова подарила Северодонецкая ТЭЦ.
А это один из двух подарочных экземпляров
В период с 1991 по 1998 год, в связи с тотальным кризисом в украинской экономике и хроническим отсутствием средств на ремонт подвижного состава, списались все троллейбусы, поступившие до 1988 года и часть троллейбусов, поступивших в 1987 году.
Пополнение парка новыми троллейбусами продолжилось лишь в 2005 году. В период с 2005 по 2009 год парк коммунального предприятия «Северодонецкое троллейбусное управление» пополнился 9 новыми троллейбусами модели ЗИУ-682Г-016.03 (производитель – ЗАО «Тролза», Россия), ЮМЗ Т2, ЮМЗ Т2-09, «Дніпро Е-187» и 2 троллейбусами модели ЮМЗ Т2, выпущенными в 2000 и 2001 гг. и подаренными мэром г.Киева Леонидом Черновецким.
На сегодня КП «Северодонецкое троллейбусное управление» насчитывает в своём инвентаре 45 единиц подвижного состава (из них один тягач). Общая протяженность маршрутов составляет 81,2 км. В городе действуют 4 троллейбусных маршрута (№№1,2,5,6, один из которых – «пиковый»). Также уместно сказать, что существует несколько проектов по строительству новых линий и расширению существующих (даже планировалось пустить междугородний троллейбус Северодонецк-Лисичанск). Но они пока заморожены на неопределённый период ввиду известных причин. А пока ежедневно на линию выходят около 30 электромашин. Стоимость проезда составляет 75 копеек (в маршрутных такси города стоимость проезда колеблется в пределах от 1 грн. до 1 грн. 50 коп.).
Проблемы, свойственные троллейбусным хозяйствам по всей стране, не могли не коснуться и Северодонецкий троллейбус. Основная проблема, влекущая за собой множество других, – несвоевременное и неполное возмещение средств из государственного бюджета предприятиям электротранспорта за перевозку льготных категорий пассажиров (а их процентное отношение в общем пассажиропотоке в г.Северодонецке близко к 80). Но, несмотря на это, северодонецкий троллейбус востребован, и именно он (несмотря на большое количество маршрутных такси в городе) перевозит большую часть пассажиров.
Хоть электротранспорт в Украине находится в роли пасынка государства, в странах ближнего и дальнего зарубежья уже начали задумываться о таком неоспоримом преимуществе данного вида транспорта, как экологичность. Также не следует забывать о вместимости троллейбусных и трамвайных вагонов, и, как следствие, отсутствие загромождения улиц более мелким транспортом, порой создающим как аварийные ситуации на дорогах, так и банальные пробки. Хочется надеяться, что в недалёком светлом будущем государственные мужи всё же обратят внимание именно на экологичность данного вида транспорта, что является немаловажным фактором в улучшении экологической обстановки индустриальных городов и регионов, а развитие такого вида транспорта станет приоритетным.

Подготовил Александр Власенко. Фото Anton, Олег Витальевич.

Добавить комментарий