Extreme Way: Дорога в облака

Всего четыре года назад дропзона (DZ) “Валерьяновка” представляла собой голое поле с арендованным самолетом и минимальным количеством спортсменов. Сейчас это одна из лучших дропзон Донбасса, на которой ежегодно совершаются тысячи прыжков с парашютом. Именно сюда, несмотря на наличие своих региональных аэродромов, приезжают спортсмены из Луганска, Запорожья, Полтавы, Харькова и других городов.

Донецкие первопроходцы
Парашютный спорт в Донецкой области родился в нелегкие 30-е годы прошлого столетия. В 1931 году, в самом начале его развития в СССР, в городе Сталино возле бывшего кинотеатра “Родина” появилась первая база аэроклуба при организации ОСОАВИАХИМ. Зимой “влюбленные в небо” собирались на базе, летом – полеты и прыжки на Сталинском аэродроме. Почти сразу донецкие парашютисты заявили о себе на общесоюзном уровне. Известная парашютистка из Донецка Александра Кольчугина (Гусарова), начав прыгать с парашютом в 1934 году, уже в 1935 году стала Чемпионкой Украины. Несмотря на последующие организационные преобразования, Донецк продолжал растить прекрасных спортсменов, чемпионов Украины, СССР – людей, которые прославили небо донецкого края.
ЭкстримПо уровню технической оснащенности Донецкая область долгое время занимала второе место в Советском Союзе (первое – Вильнюс). А потом парашютный спорт тяжело “заболел” перестройкой и развалом СССР. Ручеек денег из государственной казны на “патриотическое воспитание” молодежи иссяк, и аэроклубы ДОСААФ остались фактически без средств…

Независимый клуб “Экстрим”
“Авиация и парашютизм – одни из самых дорогих видов спорта в мире. И в 90-х на фоне сложной экономической ситуации в стране многие аэроклубы претерпели смертельный финансовый голод. Это коснулось и Донецкой области. Раньше Донбасс, кстати, считался кузницей кадров для сборной СССР. Наши земляки в составе сборной в недавнем прошлом девять раз завоевывали высший пьедестал на мировых первенствах! Не хотелось терять все это… И родилась идея создать независимый спортивный клуб, чтобы сохранить и передать опыт лидеров, дать самой смелой части молодежи Донбасса возможность совершить безопасный прыжок”, – рассказывает глава правления клуба “Экстрим” Эдуард Лазунько.
Клуб экстремальных технических видов спорта “Экстрим” юридически был создан в 2003 году. Еще два года организаторы искали место для базирования летно-прыжковой зоны. И нашли – в шестидесяти километрах от Донецка, рядом с городом Волноваха. Геодезические, картографические и юридические работы проводили ведущие специалисты международного аэропорта Донецка. Так родилась воздушная зона DZ “Валерьяновка”.
“Объездили всю Донецкую область в поиске подходящей площадки, – вспоминают люди, стоявшие у истоков клуба. – Очень нам помогли в этом представитель “Украэроруха” Олег Седых и начальник аэродромной службы Донецкого аэропорта Владимир Дерганов. Подобрали несколько вариантов, начали их отрабатывать. Но потом в стране изменились правила полетов, и из всех вариантов остался только один подходящий – село Валерьяновка. Приступили к подготовке документов. Долго разбирались с землей. В течение двух лет мы почти не спали: днем бегали по инстанциям, ночью вели долгие обсуждения по телефону”.
Новорожденная дропзона представляла собой чистое поле с наполовину разрушенным ангаром. Взлетно-посадочная полоса была завалена мусором и навозом. “В некоторых местах высота навозного слоя достигала полутора метров. В том месте, где сейчас стоянка для самолетов, стояли пять огромных железнодорожных цистерн под аммиачную воду. Все было дико, разрушено, ничего совершенно не было. Нам пришлось оформлять документы не только на полеты, но и на электричество, врезаться в воду. Жили в большой военной палатке посреди поля, все делали своими руками”, – отмечают организаторы клуба.
Главной проблемой на первых порах оказался недостаток крупных финансов для быстрой реализации всего задуманного. Для начала необходимо было создать хотя бы минимальную инфраструктуру, закупить парашютные системы, взять в аренду самолет…
Несмотря на непростой старт, всего за четыре года клубу “Экстрим” удалось проделать титаническую работу. Сейчас DZ “Валерьяновка” – это цивилизованная дропзона с крытым ангаром, техническими складами, стоянкой для авто, домиками для приезжих спортсменов. В 2008 году клуб сделал прорыв и приобрел собственный Ан-2, который по техническим характеристикам считается одним из лучших в Украине. Значительно пополнился “парк” парашютной техники: парашюты и другое снаряжение приобретаются у лучших производителей с учетом особенностей программ обучения. Есть “спокойные” крылья большой площади для студентов, делающих первые шаги в спорте, есть скоростные для опытных спортсменов. Все это трудно переоценить в настолько экстремальном виде спорта.
Хороший самолет и асфальтированная взлетно-посадочная полоса позволяет DZ “Валерьяновка” не зависеть от капризов погоды. Официально сезон здесь не прекращается никогда, и если за окном прыжковая погода – спортсмены всегда готовы в небо.

Инструктор всегда прав…
Но, как известно, жизнь новым проектам дает не техника, а люди. Без профессионального коллектива и его весомого спортивного имиджа DZ “Валерьяновка” не стала бы одной из ведущих парашютных площадок региона. Спортсмены говорят о своих наставниках словами из известного анекдота: “Инструктор всегда прав. Если инструктор неправ, смотри пункт первый”. И в этой шутке присутствует огромная доля истины, ведь именно от инструкторского состава зависит, в первую очередь, безопасность и жизнь парашютистов.
Александр Нечехов на аэродроме работает с 2005 года. В его парашютной книжке более 11.500 прыжков. В послужном списке – огромное количество побед на чемпионатах. Призер и Рекордсмен Мира. В свое время А.Нечехов тренировал сборную ПВО СССР и сборную Вооруженных Сил Украины по парашютным видам спорта. Сейчас его подопечные – спортсмены DZ “Валерьяновка”. Его указания и инструкции обсуждениям не подлежат!
“Конечно, очень трудно тренировать сборную, особенно если некоторые спортсмены в ней превосходят по уровню самого тренера… Но в работе со студентами тоже есть свои Экстим
особенности. Главная из них – в том, что инструктор занимается с людьми фактически с нуля. И бывает очень сложно предугадать их поведение: как спортсмен будет воспринимать указания, как поведет себя в сложной ситуации. С новичком надо всегда смотреть вперед. Нужно больше знаний чистой человеческой психологии”, – говорит А.Нечехов.
По его словам, главная проблема спорта в Донецкой области и в Украине в целом – это отсутствие спонсорской деятельности, которая позволила бы парашютистам полностью отдавать себя делу, а “не думать о завтрашнем куске хлеба”. “Такой пример. Общался я как-то с командой из России, из Липецка. У них там прыгал генеральный директор Липецкого металлургического комбината. И он мне рассказал, что взял “на содержание” пару перспективных парашютистов, а также нескольких мастеров спорта. Вот здесь можно говорить о развитии. А у украинских бизнесменов менталитет совершенно другой. Чтоб помочь спорту – это очень редкие случаи. Неважно, какому спорту – парашютному, легкой атлетике или тяжелой. Этого практически нет”, – отмечает он.
Ирина Осичная – единственная женщина-инструктор на дропзоне. Глядя на ее хрупкую фигуру, сложно даже представить, что у нее за плечами более 2200 прыжков, и она выступает за сборную внутренних войск Министерства внутренних дел Украины. Ирина отвечает за безопасность сотен перворазников, которые приезжают на DZ “Валерьяновка” сделать свой первый шаг в небо с “крылом”. Ее называют учителем от Бога: преподносит новую информацию доступно и понятно, несколько раз проверяет, правильно ли усвоен материал, и ни за что не пустит в самолет человека, в котором хоть чуть-чуть сомневается.
“Индивидуальный подход – это самое главное. Какой бы большой ни была группа, а это от одного до двадцати человек, все равно стараюсь настроиться на каждого студента, пытаюсь “поймать” его. То есть, при общей теме подход к каждому нужен отдельный… Бывает, что и не пускаю прыгать… Если уже попробовала донести информацию с разных сторон (программа большая – шесть часов обучения) и чувствую, что человеку сложно, он не понимает, то сразу переучиваю на “дуб” (Д-1-5У – круглый десантный парашют). Он “прощает” больше ошибок”, – рассказывает Ирина Осичная.
Инструктора на аэродроме очень разные, но всех объединяет одно – небо и любовь к делу.
К примеру, директор клуба “Экстрим” по парашютной подготовке Валера Азанов – действующий спортсмен, участник ежегодных соревнований в Украине и СНГ. В 2009 году он стал Абсолютным Чемпионом Донецкой области по парашютному спорту среди мужчин, а с Чемпионата Украины по классическому парашютизму привез “серебро” за второе место в индивидуальных акробатических прыжках.
Тандем-мастер, инструктор Юрий Осичный – Мастер спорта, неоднократный Чемпион Украины, член сборной внутренних войск МВД Украины и сборной Украины по классическому парашютизму.
И даже летчик Анатолий Гороховик – “отставной” парашютист, имеющий не только несколько тысяч часов налета, но и 1500 прыжков и первый разряд по парашютному спорту.

Первым делом – парашюты

Многие спортсмены, впервые приехав на дропзону из отдаленных регионов, теперь живут в дороге: будние дни – в родных городах, выходные – на DZ “Валерьяновка”. Несмотря на расстояния в сотни километров, на донецкий аэродром едут ребята из Полтавы, Харькова, Днепропетровска, Луганска… Проводники и водители автобусов уже знают их в лицо.
По утрам в субботу спортсмен Александр Гальченко делает на своем авто несколько “рейдов” на железнодорожный вокзал Волновахи, забирает приезжих и везет на аэродром – в один автомобиль все не помещаются. А вечером в воскресенье – назад, на вокзал.
Здесь, на аэродроме, спортсмены не только прыгают – здесь встречаются, дружат, большим коллективом отмечают дни рождения и профессиональные праздники. Летом, в разгар сезона, дропзона каждый день принимает до сотни спортсменов и перворазников. Зимой, когда прыжки зависят от капризов погоды, приезжает более узкий круг фанатов неба. Но активная жизнь DZ “Валерьяновка” не прекращается ни на минуту.
В этом году спортсмены DZ “Валерьяновка” вписали в свой коллектив двух особенных людей, которых стандартное общественное мнение, к сожалению, списывает со счетов.
25 апреля дропзоне был установлен возрастной рекорд мира по прыжкам с парашютом (среди инвалидов). Шаг в небо вместе с тандем-мастером сделал 87-летний пенсионер из Докучаевска, бывший десантник Алексей Михеев. Особенность этого прыжка в том, что пассажир был … без ноги. С поля после приземления А.Михеев уходил на костылях, под аплодисменты спортсменов, журналистов и гостей DZ “Валерьяновка”.
А 19 сентября на DZ “Валерьяновка” прыгнул афганец Виталий Федулов, 20 лет назад потерявший зрение (подорвался на мине). За плечами у него уже было 6 армейских прыжков. Вместе с Виталием на борт Ан-2 поднялась его жена. Правда, покинула самолет она раньше, чем муж – на высоте 900 метров, откуда впервые в жизни… прыгнула с “дубом”.

Клуб “Экстрим” сегодня

На сегодняшний день клуб “Экстрим” предлагает четыре вида прыжков:
Прыжок с круглым десантным куполом Д-1-5у. Отделение с высоты 900 метров. Купол открывается автоматически, а Вы просто “ловите адреналин” и наслаждаетесь полетом.
Прыжок со спортивным парашютом типа “крыло”. Самый популярный среди перворазников. Эта популярность обеспечена высокой степенью управляемости купола: стоит потянуть за стропу управления, и “крыло” послушно разворачивается в нужную сторону. Кроме того, этот парашют обеспечивает мягкое приземление – как будто вы просто сошли со ступеньки, а не припланетились. Отделение с высоты 1.300 метров.
Прыжок в тандеме. Высота – 3600 метров. Время свободного падения – около 50 секунд. Вы будете пассажиром опытного инструктора, который отвечает за Вас головой. Это один из самых захватывающих видов прыжков. Высота, скорость и адреналин гарантированы.
Прыжок по программе АФФ. Особенностью этого вида прыжка является то, что после прохождения специальной подготовки и обучения (очень схожим с подготовкой на “крыло”) начинающий парашютист покидает самолет на высоте до 4.200м, но до момента открытия парашюта его с двух сторон страхуют и продолжают обучение, но уже в воздухе, два опытных инструктора. После раскрытия парашюта действия парашютиста ничем не отличаются от тех, которым учат для прыжка с “крылом”.

Добавить комментарий