Лунин Николай Александрович

Николай Александрович ЛунинНиколай Александрович Лунин – Герой Советского Союза, контр-адмирал. Родился в Одессе 21 августа 1907 года.
В 1910 году, когда маленькому Николаю едва исполнилось три года, семья переезжает в Мариуполь. Отец устраивается работать на суда землечерпального каравана, занимавшегося очисткой канала в Мариупольском порту.

В 1924 году Николай Лунин оканчивает 31-ю школу (так называемую «школу водников», в которой обучались в основном дети портовиков и моряков). До сих пор в школьном музее бережно хранятся письма легендарного выпускника. После школы Николай Лунин направляется на учебу в Ростовское мореходное училище имени Седова. Собственно, на этом его пребывание в Мариуполе заканчивается, но связь с городом не порывается никогда на протяжении всей его жизни. Лунин неоднократно бывал здесь после войны. А последний визит в Мариуполь нанес в конце 60-х годов. В краеведческом музее хранится фотография тех лет, на которой Николай Александрович запечатлен во время встречи с учениками своей родной школы.

Николай Александрович ЛунинНиколай Александрович Лунин – Герой Советского Союза, контр-адмирал. Родился в Одессе 21 августа 1907 года.
В 1910 году, когда маленькому Николаю едва исполнилось три года, семья переезжает в Мариуполь. Отец устраивается работать на суда землечерпального каравана, занимавшегося очисткой канала в Мариупольском порту.

В 1924 году Николай Лунин оканчивает 31-ю школу (так называемую «школу водников», в которой обучались в основном дети портовиков и моряков). До сих пор в школьном музее бережно хранятся письма легендарного выпускника. После школы Николай Лунин направляется на учебу в Ростовское мореходное училище имени Седова. Собственно, на этом его пребывание в Мариуполе заканчивается, но связь с городом не порывается никогда на протяжении всей его жизни. Лунин неоднократно бывал здесь после войны. А последний визит в Мариуполь нанес в конце 60-х годов. В краеведческом музее хранится фотография тех лет, на которой Николай Александрович запечатлен во время встречи с учениками своей родной школы.

Мальчик рос среди моряков. Отец будущего адмирала плавал сначала матросом, а потом боцманом на судах “Российского объединения пароходства и торговли”. С раннего детства Николай полюбил море. А когда ему исполнилось двенадцать, его взяли юнгой в команду торгового парохода. Окончив среднюю школу, Николай в 1922 году поступил в Ростовское мореходное училище имени Седова. По завершении учёбы его направили на учебное парусное судно “Вега”, – набраться опыта.
Многое пришлось осваивать впервые, но очень скоро Лунин, поднявшись на капитанский мостик “Веги”, сам становится наставником для молодежи. Семь лет проплавала “Вега” под командованием Николая Лунина. За плечами у теперь уже опытного капитана, члена ВКП (б) с 1928 года – множество рейсов по Черному и Азовскому морям, частые заходы в заграничные порты. В 1935 году Николай Лунин по специальному набору попадает в ряды Военно-Морского флота. Накануне грядущих бурь, в 1937 году, будущего морского офицера направили на годичные Высшие командирские курсы подводного плавания, где ему в сжатые сроки предстояло овладеть нелегким военным искусством подводника. В апреле 1940 года Н.А.Лунин принимает под своё командование новую подводную лодку, недавно сошедшую со стапелей “Щ-421”, с молодым экипажем (многие из краснофлотцев служили по первому году). К концу 1940 года эта лодка, несмотря на “юный” возраст, прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны отличилась на учениях Северного флота.
Командование поставило перед Луниным сложную задачу – скрытно проникнуть в бухту, где находилась база “противника”, и атаковать его корабли. Лунин сумел провести лодку в бухту такими узкостями, что она осталась незамеченной ни надводными кораблями, ни самолетами, ни береговыми наблюдателями. “Щ-421” беспрепятственно прошла на территорию базы и выпустила по целям положенное количество торпед. Таким образом, заявив о своем присутствии, лодка тут же легла на грунт, а когда “противник”, потеряв надежду ее обнаружить, отказался от преследования, вернулась назад прежним путем, который считался рискованным даже для надводного корабля. Лунин действовал настолько профессионально, что даже в штабе усомнились в том, что лодка еще жива, вызвав аварийно-спасательный отряд на случай, если вдруг “щука” попросит помощи.
Началась война с финнами, и “Щ-421” отправилась в Баренцево море для несения дозорной службы. С поставленной боевой задачей справились полностью – вернувшись домой экипаж лодки получил личную благодарность командующего флотом вице-адмирала В.П.Дрозда. К началу войны Н.А.Лунин имел отличную репутацию командира-подводника – случай, тем более заслуживающий внимания, что военный стаж Николая Александровича был еще совсем невелик.
В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года Н.А.Лунин выводит свою “щуку” на морские коммуникации противника, и активно действуя, к февралю 1942 года отправляет на дно 7 вражеских транспортов. Второй год войны прошел тоже неплохо – три потопленных судна общим тоннажем 24 тыс. тонн за один зимний поход к берегам Норвегии. Потом торпедированы еще 4 вражеских корабля, оказана помощь гибнущей субмарине “Щ-402″… Военное руководство еще раз убедилось: Лунин воюет дерзко, с размахом, не боится рисковать, скор на решения, не чужд военной хитрости. В феврале 1942 года Военный Совет Северного флота представил капитана III ранга Н.А.Лунина к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№656). Подводная лодка “Щ-421” награждена орденом Красного Знамени.
А незадолго до этого, 4 марта 1942 года, друзья-краснофлотцы поздравляли Лунина с заслуженным повышением по службе. В этот день он стал командиром большого подводного корабля, крейсерской лодки “К-21”.
27 июня 1942 года радист подводной лодки “К-21” принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя “PQ-17”. Загрузив трюмы ленд-лизовскими грузами, 26 июня 1942 года из Хваль-фиорда (Исландия) в направлении Мурманска и Архангельска вышел конвой “PQ-17”, состоящий из 36 транспортов (в том числе советских танкеров “Азербайджан” и “Донбасс”) и 3 спасательных судов. Вскоре 2 судна вернулись обратно. В состав конвоя входили 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля противоздушной обороны и 7 тральщиков. Командовал этими кораблями англичанин капитан III ранга Брум. Южнее конвоя шел отряд кораблей ближнего прикрытия, состоящий из 4 крейсеров и 14 эсминцев под командованием адмирала Тови. Кроме того, переход конвоя обеспечивали 4 советские и 9 английских подводных лодок, развернутых на выходах из баз Северной Норвегии. На аэродромах Северного флота находилось в боевой готовности более 100 самолетов. Таким образом, конвой имел достаточно сильное охранение, казалось, что ему ничто не угрожало.
Немецкое командирование, узнав о конвое, подготовило операцию для его разгрома. Операция получила кодовое название “Россель-шпрунг” (“ход конем”). Для ее проведения выделили 264 самолета, в том числе 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев; в море развернули 11 подводных лодок, а в Тронхейме и в Нарвике подготовили две группы надводных кораблей, среди которых находился линейный корабль “Тирпиц”. К этому времени и немцы, и англичане после потопления линкора “Бисмарк” сделали определенные выводы: они боялись потерять свой линкор, почувствовав мощь авиации и авианосцев, а другие опасались действий немецкого линкора, так как в операции по уничтожению аналогичного корабля они задействовали практически весь свой флот.
C 1 по 4 июля 1942 года немецкая авиация наносила удары по конвою PQ-17, а подводные лодки выполнили несколько безуспешных торпедных атак. Авиации удалось повредить 4 судна, в том числе “Азербайджан”. Вечером 4 июля в 22 часа 30 минут случилось следующее: получив сведения о выходе немецкой эскадры во главе с “Тирпицем”, британское адмиралтейство отозвало корабли эскорта и направило их на запад для соединения с отрядом, в составе которого шел авианосец. Суда же остались без прикрытия. Каждый добирался до пункта назначения самостоятельно. Вот тут-то на них и набросились немецкие подводные лодки и авиация. Из 36 судов до Архангельска дошли только 11, на дне моря оказались 3.350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тысяч тонн воинских грузов. На потопленных судах погибли 153 человека.
5 июля в 5 часов 55 минут в районе острова Игней, куда направил свою лодку капитан II ранга Н.А.Лунин, ее догнало сообщение от командующего Северным флотом. В нем говорилось, что на перехват конвоя движется фашистская эскадра во главе с кораблями “Тирпиц” и “Адмирал Шеер” – гордостью германского флота, а также тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер”, 7 эсминцев и 2 миноносца. Тут же из штаба последовал приказ: “Найти, атаковать и уничтожить!” Благодаря действиям английской разведки многие детали предстоящей операции немцев перестали быть загадкой для советского военного руководства, однако точный маршрут следования двух линкоров и сторожевых эсминцев по-прежнему оставался неизвестным. Лунину предстояло самому отыскать немецкую эскадру. Но как? Помогла наблюдательность.
Каждое утро ровно в 8.00 вблизи острова Игней проносились немецкие самолеты-разведчики. Через восемь часов они прилетали сюда опять. Проходила еще треть суток, и все, словно по расписанию, повторялось снова. К немецкой пунктуальности на “К-21” успели привыкнуть: трижды за сутки, ожидая появления авиации противника, лодка уходила на глубину. И вдруг что-то изменилось. Всего за четыре дня поисков “Тирпица” субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектор обзора, обнаружила свыше 50 немецких самолетов и сделала 48 срочных погружений. Фашистская авиация стала просматривать район гораздо чаще, причем исключительно со стороны Альтен-фьорда. “Именно оттуда и следует ожидать появления эскадры”, – справедливо предположил Лунин. После того как на карту были нанесены все пеленги на места обнаружения самолетов, точно установить сектор моря, в котором должен появиться противник, уже не составляло труда. Поэтому, когда гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов, для Лунина это не было сюрпризом.
Подводная лодка К-2128 июня подводная лодка “К-21” под командованием капитана II ранга Н.А.Лунина заняла назначенный район. Лодка старалась держаться на пределе видимости берега, что обеспечивало скрытность и позволяло контролировать все возможные выходы из Альтен-фьорда. Первыми на горизонте показались миноносцы типа “Карл Галстер”. Прошло не менее получаса, пока Лунин заметил за ними мачты линейных кораблей, а затем и кружившие над эскадрой немецкие самолеты “Арадо”. Закамуфлированные черным, коричневым и серым цветами, линкоры, в любую минуту ожидая нападения из-под воды, шли противолодочным зигзагом на значительной (около 23 узлов) скорости, головным был “Шеер”. Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. Решение командира подлодки пришло почти мгновенно: поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор “Тирпиц”. То, что Лунин остановил выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. “Тирпиц”, построенный в 1941 году, был братом-близнецом прославленного “Бисмарка”, который в неравном бою с многочисленной английской эскадрой потопил крейсер “Худ” и вывел из строя линкор “Принц Уэльский”.
Линкор “Тирпиц” был огромным (водоизмещение более 45.000т, длина 243м) и мощным кораблем. Его вооружение составляли восемь дальнобойных 380-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцать 150-миллиметровых противоминных торпедных аппаратов и сложной системой противоминной защиты. Неудивительно, что “Тирпицу”, равно как и тяжелому крейсеру “Адмирал Шеер”, дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции.
Готовясь к атаке, Лунин приказал 4 торпеды в носовых торпедных аппаратах установить на глубину хода 5 метров. Оставшиеся 2 носовые и 4 кормовые торпеды имели глубину хода 2 метра. До 16 часов на лодке велась зарядка аккумуляторных батарей. Напряжение нарастало: вот-вот должен был появиться противник. Командир дважды начинал атаку, принимая облака за дым немецких кораблей. В16 часов 30 минут, следуя на глубине 20 метров курсом 182 градуса, со скоростью 3 узла по пеленгу 212 градусов, подводная лодка “К-21” обнаружила шумы кораблей противника. Через 2 минуты командир приказал всплыть под перископ, но цель не обнаружил: слишком большой оказалась дистанция. Тем временем акустик докладывал об усилении шумов. В 17 часов подводная лодка легла на курс шумопеленга. Командир снова поднял перископ: в 50 кабельтовых почти прямо по курсу выделялся силуэт, опознанный как подводная лодка.
Увеличив ход до среднего, в 17 часов 11 минут подводная лодка легла на курс 122 градуса. Командир приказал приготовить носовые и кормовые торпедные аппараты к стрельбе. Подняв перископ, Лунин вместо подводной лодки обнаружил в 70 кабельтовых.2 миноносца противника, следовавших строем уступа. Лунин решил атаковать концевой корабль. Но через несколько минут по пеленгу 202 градуса в дистанции 120 кабельтовых появились верхушки мачт крупных кораблей. В 17 часов 23 минуты в перископ можно было разглядеть два крупных корабля, находящихся в охранении 6-ти миноносцев. Над эскадрой барражировал самолет. Лунин увеличил ход лодки до шести узлов и лег на курс сближения 132 градуса.
В 17 часов 36 минут Лунин снова поднял перископ и обнаружил, что эскадра повернула влево и идет расходящимся курсом с “К-21”. Немецкие корабли оказались в строю кильватерной колонны. В 17 часов 40 минут, увеличив ход до полного, Лунин начал выходить в атаку. Но через 10 минут германские корабли вновь сделали резкий поворот – теперь вправо и оказались в строю фронта. Стрелки часов показывали 17 часов 50 минут. “К-21″на полном ходу повернула вправо и легла на боевой курс, уменьшив скорость до 3,5 узлов. В 17 часов 57 минут Лунин установил, что его лодка находится в расположении немецкой эскадры. В 18 часов 1 минуту с “К-21″произвели 4-торпедный залп из кормовых торпедных аппаратов с временным интервалом в 4 секунды. Дистанция до цели была 16-17 кабельтовых. С выходом торпед подводная лодка увеличила ход до полного и, погрузившись на глубину 30 метров, начала отрываться от противника. Через 2 минуты 15 секунд после выхода торпед раздались два взрыва: акустик доложил о двух характерных взрывах торпед. Через некоторое время послышался продолжительный раскатистый взрыв. В 18 часов 32 минуты последовал такой же взрыв, а через 6 минут – еще один. У Лунина не было никаких сомнений в том, что враг торпедирован.
Но когда в 19 часов 9 минут подводная лодка всплыла на перископную глубину, горизонт был чист, лишь вдалеке маячил легкий дымок удаляющейся эскадры… Лунин передал радиодонесение об атаке “Тирпица”, а в отчете записал: “Несомненность попадания двух торпед при атаке линкора “Тирпиц” достоверна, что должно установить разведкой. Но в то же время допускаю возможность, что головной миноносец, повернувшись в момент выстрела на контркурс с линкором, перехватил торпеды на себя. В пользу этого предположения свидетельствуют последующие большие взрывы”. Командир бригады подводных лодок контр-адмирал Н.И. Виноградов считал, что одна торпеда повредила “Тирпиц”, а вторая – потопила миноносец. Начальник отдела подводного плавания В.П. Карпунин в 1943 году писал: “Факт повреждения линкора “Тирпиц” является большим успехом. Вывод такого корабля из строя, хотя бы и не на долгий срок, является серьезным ударом по фашистскому флоту”. В штабе Северного флота были уверены в том, что немецкая эскадра возвратилась в Альтен-фиорд в результате повреждения “Тирпица”.
Однако впоследствии факт попадания торпеды в “Тирпиц” не подтвердился, о чем многократно говорили и западные военные историки. Нигде не было отмечено пребывания корабля в доке или на ремонте. В советской литературе это объясняли тем, что германское морское командование, боясь наказания, скрывало от Гитлера причину возвращения “Тирпица”. Когда Гитлера не стало, скрывать истинную причину смысла не было. Англичане нашли вахтенный журнал “Тирпица”, где ни о поражении, ни о ремонте, ни об атаке не упоминается. Кажется, что немцы эту атаку просто не заметили. Тогда почему они возвратились? Объяснение простое: когда они перехватили и расшифровали донесение Лунина, свидетельствовавшее о потере их кораблями скрытности, решили не рисковать кораблем и вернулись на базу.
Подводная лодка “К-21” вошла в историю советского ВМФ именно своей знаменитой атакой 5 июля 1942 года линкора “Тирпиц”. Попав в уязвимые места фашистского исполина, кормовые торпеды лунинской “К-21” лишили “Тирпиц” нормальной скорости хода и вынудили врага отказаться от выхода на курс союзного конвоя “PQ-17”, печальная судьба которого, была бы ещё более трагична. Позже английская разведка донесла: залп с “К-21” причинил “Тирпицу” серьезные повреждения, ремонт будет длительным и сложным. Только через 14 месяцев гигант “Тирпиц” смог снова выйти в море.
Несмотря на то, что рана, нанесенная Луниным фашистскому линкору, не была смертельной, точный залп с “К-21” в корне изменил ситуацию в этом районе моря и даже приобрел определенную политическую окраску. Перехватив и расшифровав одну из радиограмм Лунина в штаб Северного флота, командование гитлеровского “кригсмарине” поняло, что по курсу следования эскадры расположились готовые встретить ее советские подлодки. Немцы предпочли не рисковать. Так одним торпедным ударом Лунин спас остатки почти разгромленного фашистами конвоя “PQ-17”, который англичане, как только до них дошла весть о выходе в море “Тирпица”, бросили на произвол судьбы, фактически лишив охранения. Благодаря действиям “К-21” грозный линкор был надолго выведен из строя. А 23 октября 1942 года орден Красного Знамени увенчал славные боевые дела лунинской подлодки.
Осенью 1942 года Николаю Лунину предстоял поход в пролив Сере-Сунд. Здесь, на подходах к порту Гаммерфест, “К-21” должна была выставить минные заграждения. В ночь на 9 ноября Лунин незаметно провел лодку в пролив. Она подошла к берегу так близко, что матросы хорошо слышали лай собак у домика смотрителя маяка. Тут и поставили минную банку, которая быстро сделала свое дело. Ранним утром вахтенный командир А.Е.Носачев (он руководил ночной операцией) услышал оглушительный взрыв: это подорвался на мине и затонул крупный немецкий транспорт “Ригель”.
В феврале 1943 года, когда “К-21” находилась в очередном походе, в ее дизельном отсеке возник пожар, вызванный коротким замыканием электропроводки. Потушить пожар никак не удавалось. Командир подводного корабля приказал морякам покинуть аварийный отсек задраив переборки. Лодка оказалась в тяжелом положении: не имела хода и не могла погрузиться. А было это неподалеку от северного норвежского порта Тромсе, занятого противником. Лунин лихорадочно размышлял: “Что же делать? Очень скоро лодка станет удобной мишенью для немецкой авиации или сторожевиков. И экипаж лодки решил дать бой противнику. Была объявлена боевая тревога, подготовлены к бою торпеды и артиллерия. Окончательное решение Лунина было таково: при нападении гитлеровцев драться до конца, а при необходимости взорвать корабль. Но погибнуть не пришлось. Моряки не только ликвидировали пожар, отремонтировали поврежденные механизмы, но и, как того требовала боевая задача, выставили минные заграждения и обеспечили высадку разведчиков в Тромсе. Заготовленная Луниным на самый худший случай радиограмма “Погибаю, но не сдаюсь” так и не поступила в штаб флота.
Н.Лунин докладывает о торпедировании линкора Тирпиц. Выполнив боевую задачу, лодка покидала опасный район в надводном положении. Лунин был почти уверен в том, что немцы, не допуская мысли о появлении врага в столь хорошо защищенной гавани, под покровом ночи примут лодку за свою. На мостик даже вынесли прожектор, включили ходовые огни. Так, с включенными огнями, пройдя мимо береговых немецких постов, “К-21” проникла во вражескую базу – бухту Воген – и уничтожила торпедами четыре сторожевых катера вместе с причалами.
В декабре 1943 года капитан II ранга Н.А.Лунин был назначен командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. К тому времени на счету “К-21” было 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей – больше, чем у любой другой североморской субмарины. Однако долго командовать дивизионом Лунину не пришлось – в марте 1944 года он становится слушателем Военно-морской академии. Но и за три месяца своего пребывания в должности комдива Лунин успел сделать многое. В дни подготовки к операции в районе между Тромсе и Варангер-фьордом он, лучший боевой практик, бессменно проводил тактические занятия с командованием своего дивизиона.
Николай Александрович Лунин окончил Военно-морскую академию уже после победы, в 1946 году, в звании контр-адмирала. До выхода в запас в 1962 году Лунин занимал целый ряд командных должностей в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ СССР. Он был награждён 2-мя орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями, Британским орденом.
17 ноября 1970 года храброго подводника, адмирала Лунина – одной из самых ярких личностей, выдвинутых на передний фланг Великой Отечественной, – не стало. Похоронен он был на Богословском кладбище Ленинграда.
В память о командире подводной лодки “К-21” Герое Советского Союза Н.А.Лунине установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области. Именем Героя названы улицы в городах: Мариуполь, Одесса и Полярный, школа №48 города Мурманска.
Февральская сессия Мариупольского горсовета, учитывая мнение общественности Мариуполя, приняла решение установить памятник контр-адмиралу Николаю Лунину на площади морвокзала в Приморском районе города. А управлению культуры и туризма горсовета поручено провести конкурс на лучшее проектное предложение памятника контр-адмиралу.

Подготовил Евгений Лавриненко (dN)

Добавить комментарий