Архитектор Вигдергауз

Павел Исаакович Вигдергауз

Павел Исаакович Вигдергауз — архитектор, лауреат Государственной премии СССР.

Павел Вигдергауз родился 7 сентября 1925 года в городе Артёмовск Донецкой области в семье журналиста. Отец работал в разных городах Донецкой и Луганской областей, и семья постоянно переезжала. Война застала их в городе Макеевка. В октябре 1941 года Павел вместе с матерью был эвакуирован в город Кизел Пермской области на Урале. В Кизеле он поступил на работу на эвакуированный из Киева военный завод, где освоил специальность токаря 3-го разряда.
В январе 1943 года был призван в ряды Советской Армии и направлен в военно-пехотное училище. После шести месяцев обучения был направлен в 349-й гвардейский полк 105-й гвардейской венской воздушно-десантной дивизии, которая в составе 3-го Украинского фронта вела бои в Венгрии и Австрии. В боях за Вену был ранен. После лечения в госпиталях Будапешта, Констанцы, Днепропетровска и Донецка был демобилизован.
Мечта стать архитектором зародилась у него ещё в школе. После демобилизации, идя по полуразрушенному городу Сталино, он увидел офицера, рисующего развалины дома. Павел Исаакович подошёл и узнал, что этот человек — архитектор и готовит обмеры здания для его восстановления, и он рассказал о своей мечте. Так его пригласили работать в Облпроект чертёжником-помощником архитектора.
В Облпроекте, ему довелось работать с известными уже в то время архитекторами А.П.Страшновым и А.Д.Кузнецовым. В 1947 году они уговорили Павла Исааковича ехать в Харьков учиться в институте. Там они с товарищем сразу направились к ректору института. Сдав экзамен только по рисованию (так как со школьных лет после войны ничего не помнили, и ректор это понимал), были приняты в институт. Шестилетний курс архитектурного факультета Харьковского инженерно-строительного института Павел Вигдергауз закончил в 1953 году.
За более полувека творческой работы архитектора Павла Исааковича Вигдергауза, по его проектам, построено огромное количество зданий. Павел Исаакович является членом Союза Архитекторов СССР с 1957 года, членом Союза Архитекторов Украины.
В 1978 году ему присуждена Государственная премия СССР за ландшафтную архитектуру города Донецка.

Павел Исаакович Вигдергауз является архитертором ряда известных памятников:

Монумент «Шахтёр» на Шахтёрской площади в Донецке (скульптор Константин Ефимович Ракитянский);

Памятник В.И.Ленину в Краматорске;

Памятник В.И.Ленину в Горловке;

Памятник «Жертвам Холокоста» на Ленинском проспекте Донецка (скульптор Юрий Иванович Балдин).

Интервью газеты “Донецкие новости” с Павлом Исааковичем Вигдергаузом (№51 (755) от 22.12.2005):

– После ранения под Веной я был демобилизован и отправлен в Сталино.
Когда я сошел с поезда, то вокзала не увидел – вокруг одни руины, ни одного дерева, земля потрескавшаяся, как в пустыне после сезона дождей. Транспорт не ходил, в город я добирался на военном грузовике и по дороге наблюдал сплошной пустырь. Фактически от вокзала до общежитий Политехнического института города не существовало. Островком высилось здание, в котором немцы расстреляли институт-ских профессоров, – недостроенная библиотека им. Крупской Улицы Университетской не было. Там, где сейчас хлебозавод, была улица, по которой когда-то гнали скот. На месте площади Ленина – индивидуальная застройка, а там, где сейчас сквер, находилась одноэтажная больница.
Я пошел знакомиться с городом и рядом с разрушенным зданием нынешней филармонии увидел человека в военной форме, офицера (фамилию его – Зеньковский – я запомнил), который зарисовывал эти развалины. Я его спросил, для чего он это делает. Он ответил, что здание будут восстанавливать, этим занимается “Облпроект”.
А я еще в школе хорошо рисовал, занимался во Дворце пионеров и мечтал стать архитектором. Сын нашего классного руководителя учился в Харькове на архитектурном факультете и, зная, что я этим интересуюсь, присылал мне фотографии своих курсовых работ.
И я сказал Зеньковскому, что тоже хочу восстанавливать город. Он дал мне адрес, и меня приняли в “Облпроект” чертежником, помощником архитектора.
Работали мы тогда днем и ночью, было очень тяжело, но у нас все получалось, и я даже стал хорошо зарабатывать…
После окончания Харьковского строительного института я получил назначение в Донецк, в отдел гражданского строительства (теперь «Гипрошахт»), но перешел в ту же организацию, где был чертежником (сейчас это “Донбассгражданпроект”), и до сих пор здесь работаю.

– Помните первое задание, которое вам поручили в Донецке?
– Кажется, я делал для какой-то шахты жилой двухэтажный дом. А первые авторские работы – это постройки на Университетской и здание для Министерства угля. Последний проект разрабатывался мною в соавторстве с архитектором Навроцким, он тогда был руководителем группы.

– В вашем списке авторских работ 40 объектов. Можете назвать самые любимые?
– Каждый следующий проект я люблю больше, чем предыдущий, потому что всегда стараюсь делать так, чтобы они были разными, непохожими друг на друга. Существует такая архитектурная триада: польза, прочность, красота. Пусть «хрущевки» все одинаковые, но ведь и новые типовые дома одинаково безликие – кирпичные столбы. В них есть какая-то польза, стопроцентная прочность, а вот красоты нет. И когда делается индивидуальный проект, изначально хочется создать что-то красивое, такое, чего еще не было.
Первый проект, что приходит на ум в этом смысле, это дом с башенками по Университет-ской. Очень интересная работа была с «Бытра-диотехникой» на проспекте Мира – не потому, что это шедевр архитектуры, просто в процессе работы происходило очень много замечательных знакомств. Поскольку телевизоры тогда только появились, я с удовольствием общался с электронщиками, мне были интересны технологии.
Панно для фасада здания делал скульптор Балдин.
Образцовым и необычным проектом, признанным, кстати, памятником архитектуры, была экспериментальная школа 5. Этот проект разрабатывался под руководством замечательного архитектора Каракиса. Там для каждой возрастной группы были построены автономные секции с отдельными двориками для прогулок и т.д. Но каждый новый директор что-то по-своему пытался переделать, и в итоге проект совершенно изуродовали.

– А почему вы не упоминаете символ Донбасса – памятник на Шахтерской площади?
– Изначально планировалась миниатюрная статуэтка в подарок Хрущеву. Отливали фигурку шахтера на заводе точного машиностроения, сделали одну бронзовую и две чугунных отливки. А утром поступило распоряжение, что ничего делать уже не надо – заказ Хрущева отменен.
В итоге одна статуэтка оказалась у Дегтярева (он тогда еще возглавлял Совнархоз), а вторая у Шульгина, секретаря горкома. Он и стал инициатором того, чтобы сделать такой памятник. Первоначально постамент был невысоким, и установлен памятник был немного в другом месте. Но потом, когда началась реконструкция площади, решено было увеличить постамент. Я перерисовал эскиз, привез еще гранита, и памятник стал таким, каким мы его видим сейчас.

– За что вы любите Донецк?
– За все, о чем я рассказал. Я приехал сюда после окончания института 53 года назад, когда города как такового и не было. За это время он вырос на моих глазах, и я сам приложил к этому руку. Я патриот Донецка, я его люблю.

Подготовил Евгений Лавриненко (dN)

Добавить комментарий