Продолжаем публикации очерокв Дмитрия Халаджи о силачах. (Часть I — о Иване Михайловиче Заикине).
Нижегородский богатырь «Николай Вахтуров»
Лучшей характеристикой этого богатыря являются слова знаменитого антрипринёра «Лебедева, Дяди Вани». «Довольно сказать — «Вахтуров», и этим сказано все. По силе даже не сверхчеловек, а ихтиозавр, и притом кружит двойные пируэты. Родом с матушки широкой Волги. По натуре также широк, как и в плечах.
Так повествовал журнал «Геркулес» в который Лебедев помещал яркие характеристики атлетов и борцов. А вот что написал на обратной стороне фотокарточки, на которой изображался Вахтуров разгибающий подкову, всё тот же «дядя Ваня» — Николай Вахтуров: перенесшийся к нам из XIII века былинный Васька Буслаев, бесшабашный Русский богатырь, ломающий в своих могучих объятьях все и вся, кто станет у него на пути. Это слова рекламиста, а каким же был в действительности этот человек зададите вы вопрос. Могу с полной уверенностью и убедительностью вам ответить.
Все выше приведенные примеры соответствуют действительности. Лучший ученик легендарного Ивана Поддубного, исполнитель феноменальных силовых номеров, чемпион мира по «Французской классической борьбе», схватки с ним старались избегать многие знаменитые западные отлеты. Каков же был жизненный путь этого великого спортсмена, полный ярких и трагических страниц. Родился Николай Александрович Вахтуров 31 декабря 1882 года в деревне Кадницы, что под Нижним Новгородом. С детства как и многие другие русские атлеты познал нужду и лишения, рано пошел работать грузчиком, где впервые проявил свою богатырскую силу.
До нас дошел рассказ об одном эпизоде из его трудовой юности. В восемнадцать лет Николай перебрасывал с места на место мешки с солью. Матросы улыбались, смотря на его потеху, покачивали головами: — И дает же человеку Бог силу. Мешки-то точно не солью а опилками набиты, — говорили они. — Нам двоим так не поднять. Раз кто-то в шутку сказал Николаю: — Унесешь на пристань вот этот якорь? — А что не унести, — ответил простодушный силач, — наваливайте, унесу. Десять матросов, подняв 320-ти килограммовый якорь, навалили на широкую спину Вахтурова. — Глянько! Несет, — сказал рыжебородый боцман.
В последствии этот юношеский опыт сгодился Вахтурову при исполнении силового номера в цирке. Вахтуров носил на себе связку из гирь и штанг общим весом 384 килограмма, а однажды установил такой рекорд. Перебросил двумя руками двухпудовую гирю «32 кг» через железнодорожный вагон.
А вот какое сообщение было опубликовано в февральском номере журнала «Геркулес» за 1914 год. В Кишиневе 23 января 1914 года Николай Вахтуров демонстрировал атлетические номера: по помосту, который лежал у него на груди, прошел весь парад борцов, а затем проехали три извозчих повозки с седоками! Так же до нас дошел график тренировок и режим дня одного из сильнейших борцов двадцатого века Николая Вахтурова, написанный им самим. «Встаю в 6 часов. Гуляю час. Прихожу домой и пью четыре стакана сладкого чая. Отдыхаю лежа в постели около получаса. Затем в течение часа занимаюсь с легкими гантелями «остается лишь догадываться что такое в его понимании легкие гантели» по системе И.В. Лебедева. Бегаю на месте с глубоким дыханием 15 минут. Обтираюсь мокрым полотенцем и иду гулять часа на полтора. Придя домой, тяну резину минут двадцать и отжимаюсь на брусьях 50 раз подряд. «Вес Вахтурова 136 кг» а затем пять минут прыгаю через стулья. Принимаю воздушную ванну сидя на стуле и обтираю все тело одеколоном. Обедаю, преимущество отдаю зелени. Гуляю около часа. Сплю часа полтора. Проснувшись что либо читаю. Пью четыре стакана чая. Иду в цирк, где борюсь.
На следующий день, встав, сразу начинаю тренироваться в борьбе часа полтора. Вытягиваю противника наверх обратным поясом по 20—25 раз «весом 110—120 кг». Затем бегаю и иду гулять. Вот и вся моя «система» в которую по воле судьбы уложилась и вся моя жизнь.
Я думаю что нынешним борцам и атлетам будет любопытно узнать каковы же были антропометрические данные этого богатыря. Рост 184 см, вес 136 кг, объем грудной клетки 140 см, шея 60 см, предплечье 38 см, бедро 76 см, голень 47 см, бицепс 50 см.
Некролог
По искривленным улицам Тифлиса с бешеной скоростью мчался легковой автомобиль. В нем сидели двое любимцев местной публики — Николай Вахтуров и борец Разумов. Казалось, судьба им улыбалась. Вдруг произошла ужасная катастрофа. Шофер не успел затормозить при повороте, и машина со страшной скоростью врезалась в телеграфный столб. Разумова выбросило силой удара на мостовую, и он отделался больничной койкой. Вахтуров тут же скончался. Не часто улицы Тифлиса видели такое скопление народа на похоронах. Торопливо закрывались магазины, учащиеся были распущены, весь город шел за гробом чемпиона мира. Так трагически погиб чистой души человек, замечательный русский борец Николай Вахтуров, которого Иван Поддубный считал своим наиболее талантливым приемником.
Дмитрий Халаджи
Феномен Якубы Чеховского
Наконец-то зазвенел звонок оповещающий об окончании уроков и гимназисты шумной гурьбой высыпали на просторный школьный двор. А вокруг буйствовала весна цветением садов и запахом сирени, и думать о занятиях совсем не хотелось. От общей массы учащихся отделилась группа старшеклассников из которой выделялся необычайно рослый и крепкий для своих четырнадцати лет гимназист.
— Что будем делать Якуба? — спросил один из группы обращаясь к рослому парню.
Якуба молча подошел к большой железной балке.
— Кто хочет покататься на карусели?
— На какой? На той что на рыночной площади?
— Да нет, смотрите-ка лучше сюда. — И Якуба взвалил балку себе на плечи и расставил ноги пошире. — Желающих покататься милости прошу на мою карусель.
Два человека повисли на балке с обеих сторон. И Якуба стал поворачиваться. Сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. И вот уже карусель закрутилась завертелась, под удивительно-радостные возгласы мальчишек. А спустя двадцать лет после этих событий имя Якубы Чеховского услышала весь мир.
В 1915 году на соревнованиях в Петербурге в бывшем Михайловском манеже, атлет Якуба Чеховский продемонстрировал сенсационный силовой трюк: он пронес по кругу на одной руке шесть солдат гвардейского полка, вес его ноши составлял минимум 300 килограмм, за что был награжден почетным золотым поясом. Не менее удивительны и другие номера атлета. Делая борцовский мост от держал на себе 10 человек 750 кг весом. На его грудь устанавливали специальный помост на котором размещался духовой оркестр из 30 музыкантов общим весом в среднем 2.400 кг.
Грандиозными по своему психологическому восприятию и сложными были следующие два номера. На плечи или спину Якубы клали двутавровую металлическую балку, и 40 человек, надавливая на нее, сгибали концы балки до земли. По помосту, лежащему на груди у Чеховского, проезжали три грузовых автомобиля с публикой, около трех тонн каждый.
Для восприятия современных атлетов эти силовые показатели могут показаться не совсем понятны. Для таких я привожу к примеру один из коронных гиревых номеров Чеховского, который может испытать на себе любой желающий. Якуба поднимал с земли шесть не связанных гирь весом 32 кг каждая по три в каждой руке, раскачивал их между ног и подбрасывал их ловя на грудь. Сорок лет выступал богатырь Якуба с силовыми номерами поражая воображение людей и закончил свою спортивную карьеру в возрасте 58 лет.
Ранние сумерки опускались на блокадный Ленинград 1941 года, а в одной небольшой квартирке тихо доживал свои последние голодные дни великий атлет XX века — Якуба Чеховский.
Дмитрий Халаджи