История города Рубежное

Каждый город несет свою историю, скрывает свои тайны и имеет свой особый шарм. И Рубежное – не исключение.
История города Рубежное начинается в 1895 году. Когда Донбасс стал индустриальным центром, для вывоза продукции с 1894 по 1895 год построили железную дорогу Лисичанск-Купянск (117 верст и 10 саженей).  Железнодорожные пути  прошли извилистой линией через  болота, перелески и пески.  Между станцией  Кременное и железнодорожным мостом через реку Северский Донец, возле озера Белое в 1896 году был создан разъзд,  а позже, в 1900 году его превратили в разгрузочный пункт.  В 1904 году перевал стали именовать станцией Рубежное.
В момент создания станции был отведен железнодорожный тупик  к Песчаному берегу, что северо-западнее озера Белое. Этим и воспользовался владелец земли, итальянец Саваини, создав в 1896 году песчаный карьер. Не менее предприимчивым  был  и помещик немецкого происхождения, Файнберг, который основал между станцией Рубежное озером Белое лесопилку.  К сожалению, это привело к исчезновению  столетних  деревьев в пойме Донца.  Перед началом первой мировой войны не далеко от станции возникли такие поселки как «Пристанционный», «Озерный», и Марковское товарищество. Первыми жителями были: Чернопащенко Е.И., Буряк Е.Е.,  Ковтун А.А., Бережной Ф.К., Яцук Е.Е.,  Желтоватенко  А.В., Скороход Т.Т., Лемиш А.К.
Когда началась первая мировая война, Германия  полностью прекратила спонсировать промышленность, и Россия вынуждена была искать место для строительства завода анилинокрасочной  промышленности. В районе станции Рубежное были все необходимые условия. Вблизи было огромное количество озер, с севера – пески, пригодные для строительства, а неподалеку был Донецкий содовый завод «Донсода».
17 июня 1915 года в паре километров от станции Рубежное началось строительство  химзавода «Русско-Краска». Юго-восточнее завода “Русско-краска” для выделки и продажи пороха русское общество возвело цеха завода взрывчатых веществ. Теперь он носит название Рубежанский казенный химический завод “Заря”.  Годом позже русско-бельгийское общество «Коксобензол» начало строительство своего завода.  Именно это и положило начало заселению тех мест. Первое время люди, работавшие на заводах, строящие узколейку жили просто под открытым небом, в  лучшем случае – в палатках. Первый дом  был построен там, где сейчас цех №16. К осени были построены землянки, появилось много рабочих из окрестных сел. Но к  1934 году жилой фонд составлял 47.961 кв.м жилой площади. Около 300 домов построили индивидуальные застройщики.
В 1916 году в Рубежном открылась первая школа на 50 человек, размещалась она в бараке и была двухгодичной.
В 1923 году открывается вторая, уже четырехлетняя школа, «Озорянская», здание расположено ныне во дворе НСШ №5.
В 1929 году –  дети Рубежан получают прекрасное по тем временам двухэтажное здание для школы, в котором была открыта десятилетка, сегодня это школа №1. До второй мировой была открыта еще  школа №2.  Общее количество учащихся на 1941 год – 3.150 человек, обучали их 187 педагогов.
Поселок Рубежное был признан городом в феврале 1934 года, а в 1940 – городом областного подчинения. В1940 году население города составляло 21.937 жителей, жилфонд превысил 120 тыс.кв.м. Появились благоустроенные улицы Пушкина, Рубежанская (ныне – Освободителей), Институтская, проспект Кирова.
Несмотря на огромные потери во время ВОВ, город выжил.  В послевоенное время город быстрыми темпами начал отстраиваться. Дети получили новые школы и интернаты, пять ПТУ, два техникума, институт, две музыкальные школы. Были отремонтированы больницы, аптеки и лаборатория.
Сегодня Рубежное – это уютный, зеленый город с развитой промышленностью и большим научным потенциалом.

Подготовила Мари Тэре

Добавить комментарий