Зеленая печаль Донбасса

Цвета дерева

Унылое зрелище представляют собой лесополосы Донецкой области. Местами они завалены мусором так, что напоминают свалку, порой по количеству щепок и пней похожи на лесопилку, иногда из-за расположенных под их кронами складов выглядят как хоздворы предприятий. Доходит до того, что лесополосы стали напоминать кладбища: на их полянах некие личности, экономя на погребении, хоронят близких.
Почему все это происходит и нужны ли лесопосадки вообще, специально для “РГ” рассказывает начальник отдела лесного хозяйства, охраны и защиты леса Донецкого областного управления лесного и охотничьего хозяйства Алексей Шебалков.

Цвета дерева

Унылое зрелище представляют собой лесополосы Донецкой области. Местами они завалены мусором так, что напоминают свалку, порой по количеству щепок и пней похожи на лесопилку, иногда из-за расположенных под их кронами складов выглядят как хоздворы предприятий. Доходит до того, что лесополосы стали напоминать кладбища: на их полянах некие личности, экономя на погребении, хоронят близких.
Почему все это происходит и нужны ли лесопосадки вообще, специально для “РГ” рассказывает начальник отдела лесного хозяйства, охраны и защиты леса Донецкого областного управления лесного и охотничьего хозяйства Алексей Шебалков.
– Алексей Викторович, создание лесополос было необходимо?
— Еще в 1948 году появилось постановление “О мероприятиях по полезащитному лесоразведению в колхозах Украинской ССР”. Оно было направлено, прежде всего, на то, чтобы предотвратить неурожаи, подобные случившимся в Украине в 1921, 1932, 1946 годах. И хотя сегодня в стране высажено леса на 368 гектаров меньше, чем предусматривал тот научно обоснованный план 1948 года, цель достигнута.
Высадка деревьев в степи дала большой положительный эффект. Именно лесополосы защитили почву от эрозии, повысили урожайность полей и заслонили наш край от пыльных бурь, о которых старожилы до сих пор вспоминают с ужасом. Десятилетия назад они видели как пылью, иногда высотой до трех метров, заносились поселки и поля с молодыми всходами.
Теперь такого не бывает. Отсутствие в крае мощных пыльных бурь говорит о важности создания лесополос. Кроме того, они, как и лес, являются настоящими легкими нашего индустриального региона.
Условно лесополосы Донбасса можно разделить на две большие группы: овражно-балочные, укрепляющие склоны оврагов, и пылезащитные, останавливающие пыльные бури. В зависимости от целевого назначения, встречаются и иные виды, однако все они выполняют одну функцию — защищают землю от эрозии и повышают урожайность полей. По научным данным, при наличии лесополос урожайность полей возрастает на 30 процентов.
— Почему же отношение общества к лесополосам не соответствует их значимости?
— При советской власти лесополосы ценили, об их сохранности заботились точно так же, как о сохранении лесов. Даже в колхозах были специалисты, которые следили за состоянием лесополос. Но рухнула великая страна. А в 1999 году вышел указ президента Украины о распаевании земель. Распались колхозы. Оказалось, что лесополосы расположены на землях, не подлежащих распаеванию. В большинстве областей они отошли к созданным агролесхозам, а у нас остались ничейными. Таких в области насчитывалась 51 тысяча гектаров.
Решением сессии облсовета в 2001 году их передали в ведение сельских, поселковых, городских советов для последующей передачи в аренду или временное пользование правопреемникам коллективных сельхозпредприятий и частным структурам. Однако четкого правового механизма для такого вида деятельности, как аренда, не существует. В результате лесополосы остались в ведении местных советов, а они бедны, как церковные мыши, и никакой работы по их сохранности и защите не ведут.
В 2007 году распоряжением главы Донецкой облгосадминистрации часть лесополос, а именно 12.594 гектара, передали в наше ведение. Это овражно-балочные лесополосы. Мы уже оформили на них все необходимые документы, разработали планово-картографические материалы. Следим за их состоянием, и знаем, где надо бороться с вредителями, проводить рубки ухода, а где необходимо высаживать деревья.
— Может, вам стоило бы забрать все лесополосы в свое ведение?
— Пылезащитные лесополосы расположены на землях сельхозназначения. Просто так их изымать и передавать куда-либо нельзя. Кроме того, такие лесополосы нуждаются в специальном уходе.
Лесники знают, как ухаживать за лесом, а пылезащитные полосы несколько иная сфера. Мы в этом не вполне компетентны.
Дело в том, что все лесополосы создавались с определенной пылезащитной, ветрозащитной, влагозащитной или иной целью. От этого зависит расположение, конфигурация, структура лесополосы. Они бывают продуваемыми, полупродуваемыми, ажурной формы и, так далее. В зависимости от специфики, за ними и должен осуществляться уход. И вовсе не случайно в советское время лесополосами занималось Министерство агрополитики, которое имело региональные отделы.
Теперь нам в области надо создавать что-то подобное, но, конечно же, в других масштабах. Скажем, управление обл­агролес с представителями в районах, занимающимися исследованием состояния лесополос, их охраной и восстановлением. Мы уже выступили с таким предложением и обратились за помощью и поддержкой в Центр законодательных инициатив Донецкой области и в единственную в стране организацию, полномочную осуществлять лесоподрядные работы, в том числе и инвентаризацию земель лесного фонда, — “Укргослеспроект”. Искренне надеемся, что ими и местными властями наше предложение по созданию отдельной структуры, ведающей лесополосами, будет поддержано.
— Только ли бесхозностью объясняется плачевное состояние лесополос в Донецкой области?
— Нет. Существует еще и человеческий фактор. В обществе наблюдается коррозия морали, она касается всего, в том числе и леса, лесополос.
Именно наши люди, а не марсиане, рубят деревья, сваливают в лесополосах мусор, устраивают пожары. Меня особенно возмущают поджоги, когда частные земледельцы, экономя солярку, поджигают стерню, чтобы не перепахивать поле. Бесконтрольный огонь с полей перекидывается на леса и лесополосы, случаются крупные пожары. Но поджигателей при этом привлечь к ответственности практически невозможно. Но опускать руки мы не собираемся.
Наше управление намерено активизировать работу по защите лесов и лесополос, а также продолжить деятельность по экологическому воспитанию населения. Мы уверены, люди обязательно поймут, что сохранность леса и лесополос — всеобщая забота.
 
Ирина ПОПОВА. Рабочая газета. №130 от 29 июля 2009г. Фото – “Цвета дерева” – Дарьи Москаленко.

Добавить комментарий