Защитник-лес нуждается в защите

Материал «Зеленый каркас народного хозяйства», опубликованный в «ДКР», вызвал резонанс среди специалистов по разведению лесов в нашем засушливом регионе. О своем видении этой проблемы читателям рассказывает инженер по охране и защите леса Амвросиевского гослесхоза Владимир ЛЕВЧЕНКО, обладающий огромным опытом работы в лесном хозяйстве:
– Постановление «О мероприятиях по полезащитному лесоразвитию в колхозах Украинской ССР» вышло еще в 1948 году. Оно являлось составной частью сталинского плана преобразования природы, применительно к нашим краям. И предназначалось для предотвращения неурожаев, приводивших к голоду на Украине в 1921-м, 1932-м и 1947 годах.

Материал «Зеленый каркас народного хозяйства», опубликованный в «ДКР», вызвал резонанс среди специалистов по разведению лесов в нашем засушливом регионе. О своем видении этой проблемы читателям рассказывает инженер по охране и защите леса Амвросиевского гослесхоза Владимир ЛЕВЧЕНКО, обладающий огромным опытом работы в лесном хозяйстве:
– Постановление «О мероприятиях по полезащитному лесоразвитию в колхозах Украинской ССР» вышло еще в 1948 году. Оно являлось составной частью сталинского плана преобразования природы, применительно к нашим краям. И предназначалось для предотвращения неурожаев, приводивших к голоду на Украине в 1921-м, 1932-м и 1947 годах.
Массовая высадка деревьев в степи помогла защитить почву от эрозии, повысить урожайность полей и заслонить донецкие степи от пыльных бурь которые были катастрофическими, поскольку засыпали мелкодисперсной пылью поля и населенные пункты, наметая барханы высотой до двух-трёх метров. Именно выполнение широкой программы защитных лесонасаждений помогло избежать этого бедствия.
К тому же молодые леса стали настоящими зелеными лёгкими Донбасса, поглощая промышленные выбросы в атмосферу и очищая воздух.
– В каких условиях приходится выращивать леса в Приазовских степях?
– Вообще-то степь, по своей природе непригодна для произрастания лесов. До середины прошлого столетия леса узкими полосками жались к берегам рек либо произрастали в урочищах, защищенных от засушливых ветров. В самой же степи произрастали типчак, полынь и другие травы. На склонах холмов кое-где можно было увидеть чахлые кустарники. За почти полвека напряженной работы лесоводы убедились, как тяжело выращивать леса, особенно у нас, на южных склонах юго-востока Донецкого кряжа. Дождевая и талая вода здесь быстро сбегает вниз, практически не пропитывая почву, в силу чего ресурс лесных пород не превышает 40-50 лет. Из-за этого рукотворные леса нуждаются в постоянном обновлении. Дольше может прожить, пожалуй, только дуб, способный противостоять нашим жестким природно-климатическим условиям.
Все лесополосы Донбасса делятся на две основные категории: овражно-балочные, укрепляющие склоны оврагов, и пылезащитные, которые останавливают пылевые бури. Причем пылезащитные лесополосы располагаются именно на землях сельхозназначения. Их специфическими особенностями являются различные конфигурации в, зависимости от пылезащитной, ветрозащитной и влагозащитной функций. Такие лесополосы бывают продуваемыми, полупродуваемыми, ажурными и так далее. В зависимости от этого за ними и должен осуществляться определённый уход. Причем специалистами в этом являлись не мы, лесники, а работники Министерства агрополитики, имевшие в регионах свои отделы.
В годы Советской власти лесополосы высоко ценились, о них заботились так же тщательно, как и о сохранении лесов. Практически в каждом колхозе и совхозе были специалисты, следившие за состоянием лесополос. Катастрофа наступила в конце девяностых годов прошлого века, когда вышел указ президента Кучмы о распаевании земель. В результате прежние хозяйства распались. Лесополосы оказались на землях, не подлежащих распаеванию, и по большей части остались бесхозными. Таких только в Донецкой области насчитывалось более 50 тысяч гектаров.
– Какова ситуация на территории Амвросиевского района, по своим природно-климатическим условиям являющимся типичным для Донецкого Приазовья?
– Когда в 1965 году вышло постановление Совета Министров Украины «О неотложных мерах по борьбе с водно-ветровой эрозией», у нас отмечалось усиление «черных бурь», достигших своего апогея в 1956-1961 годах. Старожилы помнят, как во мгле, покрывшей всё небо, тускло светился красноватый солнечный диск, а пыль засыпала всё вокруг, скрипела на зубах и даже просачивалась в помещения. Зрелище было жутковатое. Именно после выхода этого постановления в наших краях в широких масштабах возобновились работы по созданию полезащитных полос. Организация «Укрдонбассзеленпроект» создавала комплексные планы полезащитных мероприятий. На тот момент защитные лесополосы у нас были лишь фрагментарными. А ближайшей целью было превратить их в единую систему. О масштабах проводившихся работ можно судить хотя бы по тому, что в 1981 году у нас было высажено этих лесонасаждений на площади 140 гектаров. В основном система полезащитных полос была завершена к 1990 году.
Наш лесхоз выполнял разнообразные задачи. В том числе обеспечивал посадку дуба, клёна, липы, кустарников. Обильно вводились плодово-ягодные культуры: абрикос, айва, красная, черная и серебристая смородина, ирга, войлочная вишня, завезённая из Дальневосточного Приморья, а также черешня, яблоня, груша. Осуществляли мы подготовку почвы и уход за саженцами, причем такой уход являлся многолетним, вплоть до смыкания крон между рядами деревьев. Только после этого лесонасаждения передавались в ведение хозяйств. На южных склонах мы проводили распашку почвы, чтобы на ней задерживалось как можно больше весенних осадков, без которых произрастание лесов было бы весьма проблематичным. К началу 90-х годов у нас было 26 тяжелых тракторов, которые обслуживали примерно 10 тысяч гектаров земель гослесфонда. А сегодня – лишь семь маломощных колёсных тракторов. Так что судите сами, в каких условиях мы работаем. А ведь в минувшие десятилетия были достигнуты весьма впечатляющие результаты. Только за 70-80-е годы мы создали на 500 гектарах защитные овражно-балочные насаждения – по краям балок, оврагов и берегам водоёмов, а также на 140 гектарах были высажены полезащитные полосы. Их общая протяженность достигала 110 километров на землях коллективных хозяйств нашего района.
– А что мы имеем на сегодняшний день?
– Лесополосы и в нашем районе, да практически и по всей Донецкой области, нынче представляют собой печальное зрелище. Во многих местах они завалены мусором. В них ютятся в тёплое время года бомжи, бродят одичавшие животные. Лесополосы безжалостно вырубают. Только у нас в районе лишь в 2006 году от пожаров погибло 30 гектаров полезащитных лесополос. А все остальные постепенно теряют свои защитные функции, лишившись надлежащего надзора и ухода. На деградацию лесополос в своё время оказало влияние и бездумное применение гербицидов. Особенно в тех случаях, когда они использовались в ветреную погоду. В результате деревья теряли листву, засыхали.
– Чем же можно помочь полезащитным лесонасаждениям?
– Беда в том, что лесополосы расположены на землях сельхозназначения. Просто так изымать и передавать их куда-либо нельзя. Сами же поля после распаёвки зачастую вплотную примыкают к лесополосам. Хозяева пашен от защиты лесополос отказываются и даже не позволяют нашей технике через их поля выходить на эти несчастные лесополосы. А сельсоветы, на балансе которых находятся эти насаждения, ссылаются на отсутствие средств.
Правда, есть определённые подвижки. Например, в последние годы в области принят ряд законодательных актов, согласно которым малопродуктивные земли, особенно брошенные хозяевами участки, решено консервировать путём их облесения.
А для Амвросиевского района даже принят так называемый пилотный проект, согласно которому уже около 250 гектаров нераспаёванных земель из числа земзапасов передаются гослесхозу. Происходит также передача сотен гектаров овражно-балочных насаждений. При их приёмке обнаружилась весьма неприглядная картина: примерно 50% лесонасаждений здесь уже вырублены, а не менее 35% повреждены различными пожарами.
Особенно возмущают намеренные поджоги, когда земледельцы-частники ради экономии солярки сжигают стерню, чтобы лишний раз не перепахивать поле. Часто пожары возникают и из-за хулиганских побуждений, когда поджигаются заросли камыша, осоки, а огонь потом перебрасывается на кустарники и деревья.
Только у нас в районе ежегодно по этой причине происходит до 15 так называемых входящих пожаров. Скажем, в 2007 году их было 12, причем самый большой в урочище Севастьяновка уничтожил более 20 гектаров леса. В 2008 году случилось 16 таких пожаров, а к середине лета нынешнего года было уже четыре пожара. Выявить виновников очень трудно. А наказания, даже в случае их поимки, смешные – от 17 гривен за разжигание костров в неположенных местах.
Продолжающееся ухудшение климата – длительная жара, отсутствие осадков – не только ухудшает условия выращивания защитных лесонасаждений, но и повышает угрозу их уничтожения пожарами. Поэтому хочется обратиться к землякам: люди, берегите лес – гарантию жизни в нашем регионе. Не жгите, не вырубайте деревья. Неужели вы хотите, чтобы наш край превратился в пустыню? А ведь жить в нём предстоит нашим детям и внукам.

Василий СЕМЕНОВ. ДКР

Добавить комментарий