Связь времен

«Спросите кого угодно, что значит природа, о которой мы говорим ежедневно, – и никто не даст ясный ответ».
«Гармония, это когда в природе человек находит соответствие своей душе».
«На лесной дорожке на зеленой травинке, острым кончиком как штыком пробивающей себе среди прошлогодней суши и всякого желтого хлама путь к небу и солнцу, заметил на самом штыке каплю росы».
«Ночная птица соловей поет – слышат все, а певца не видно. И если и увидишь при свете, то что прибавит к песне вид серенькой птички?»
«Человек равен вселенной. Потому равен, что без человека эта без мысленная природа – лишь собрание вертящихся малых м огромных шаров, и оно пусто».

Потомки писателя Пришвина с донецкой пропиской
«Спросите кого угодно, что значит природа, о которой мы говорим ежедневно, – и никто не даст ясный ответ».
«Гармония, это когда в природе человек находит соответствие своей душе».
«На лесной дорожке на зеленой травинке, острым кончиком как штыком пробивающей себе среди прошлогодней суши и всякого желтого хлама путь к небу и солнцу, заметил на самом штыке каплю росы».
«Ночная птица соловей поет – слышат все, а певца не видно. И если и увидишь при свете, то что прибавит к песне вид серенькой птички?»
«Человек равен вселенной. Потому равен, что без человека эта без мысленная природа – лишь собрание вертящихся малых м огромных шаров, и оно пусто».

Эти и много других мудрых рассуждений и мыслей я обнаружил в произведениях, на сегодняшний день, к сожалению, в большинстве своем забытых, принадлежащих перу замечательного русского писателя, непревзойденного певца природы Михаила Пришвина. А обратиться к обширному  творческому наследию этого по определению Константина Паустовского «неспокойного, думающего человека с открытой и смелой душой» меня побудило знакомство с читательницей нашей газеты Надеждой Романовной Никитиной. Она позвонила в редакцию и предложила к публикации свои стихи. Я пояснил, что специальной литературной страницы в «Вечерке» нет, поэтому поэтические подборки мы публикуем крайне редко. Затем я поинтересовался, давно ли моя собеседница занимается стихотворчеством и каковы ее любимые темы. Надежда Романовна призналась, что  сочинять стихи больше всего ее вдохновляет природа и классическая музыка, а еще… гены Пришвина – ведь она, судя по рассказам дедушки и бабушки, приходится русскому классику внучатой племянницей.
Вот так новость! Оказывается потомки непревзойденного певца природы, чьи рассказы я штудировал на уроках русской литературы в школе, ныне живут и здравствуют в нашем городе. Видимо, не зря библейская мудрость гласит, что пути Господни неисповедимы. Я договорился с моей телефонной собеседницей о встрече, и буквально на следующий день  она появилась в редакции, отягощенная сумкой, в которой находились два толстенных  семейных фотоальбома. Это была интеллигентная, небольшого роста женщина с немного мечтательным, словно устремленным в прожитые годы взглядом. Всю жизнь она проработала врачом, а после ухода на пенсию стала воспитывать внуков. Состоялась беседа, которую я и хочу предложить нашим читателям.

– Надежда Романовна, когда вы впервые узнали, что принадлежите к славному роду Пришвиных?
– Знала об этом с раннего детства. Моя мама, урожденная Пришвина Нина Сергеевна,  об этом рассказывала. От нее я узнала, что Пришвины – богатый купеческий род. Им принадлежала ткацкая фабрика в городе Иваново, и мой дедушка Пришвин Сергей Филиппович работал на этой фабрике мастером. Он был родственником Михаила Михайловича, скорее всего, двоюродным братом. В жены себе он взял простую ткачиху Марию Максимовну, но все остальные Пришвины осудили такой его шаг – негоже было представителю состоятельного купеческого рода жениться на простолюдинке. Фамилию Пришвины мои далекие предки взяли от слова пришва – деталь ткацкого станка.

– Дедушка и бабушка занимались вашим воспитанием?
– Моим воспитанием до пяти лет занимались дедушка и бабушка по линии отца, которые проживали в Москве. Дело в том, что моя мама в трехлетнем возрасте осталась сиротой и воспитывалась в детском доме. Родственники по пришвинской линии категорически отказались взять ее к себе, так как не признавали брака моего дедушки и бабушки. Дед, Сергей Филиппович, в период гражданской войны погиб на фронте, а бабушка умерла от тяжелой болезни. Еще будучи ребенком, мою маму стали приглашать в Ивановский драматический театр, где она играла детские роли. В итоге она стала актрисой, посвятив театральному искусству большую часть своей жизни. Своего отца я не знала, так как мама рассталась с ним, когда мне было чуть больше годика. Повторно она вышла замуж в 1945 году за яркого драматического актера Романа Борисовича Ромина-Мачковского и вместе с ним играла на сценах театров Петрозаводска, Балахны, Горького, Ельца, Мурома, Северо-Двинска, Улан Удэ и ряда других городов. О том, что в нашем роду есть известный писатель, мама знала, но в силу ранее возникших неприязненных отношений с купеческой ветвью Пришвиных, никогда с ним не встречалась. Тем более, что вплоть до шестидесятилетнего возраста Михаил Михайлович  беспрестанно путешествовал, переезжая с места на место.

– В общем, ваше детство и юность прошли в артистической семье, почему же вы стали врачом, а не актрисой?
– Режиссеры постоянно просили маму дать согласие на мое участие в тех или иных спектаклях, но отчим был категорически против. «Если ты пойдешь в артистки, я тебе сверну шею!» – не раз грозился он. Он очень хотел, чтобы я обрела медицинскую профессию. Дело в том, что он в свое время окончил два курса мединститута, а потом вдруг бросил вуз и ушел в театр. Однако мысль о том, что хотя бы его приемная дочь должна стать доктором, не давала ему покоя и, в конце концов, следуя его советам, я сделала выбор. Вначале окончила медучилище и несколько лет проработала медсестрой, а затем поступила в Донецкий мединститут имени М. Горького. (К тому времени наша семья переехала в столицу Донбасса). После получения диплома врача работала участковым терапевтом в горбольнице №1. Потом вышла замуж и уехала к мужу в Казахстан, где он учился в сельскохозяйственном институте. Там у нас родилась дочь Лариса. Девочка была очень болезненной,  и я решила вернуться в Донецк. Вскоре супруг прислал мне свидетельство о разводе – я не возражала, и мы мирно расстались. Я устроилась на работу врачом-пульманологом в областную больницу имени Калинина, потом перешла в отдел информации мединститута, где проработала 10 лет, а затем  столько же на кафедре профессиональных болезней.

– Какие из произведений своего знаменитого родственника вы читали?
– Прочитала его книги «Кладовая солнца» и «Кащеева цепь». Ничего другого я, к сожалению, в наших библиотеках больше не обнаружила. Но даже то, что успела прочитать, меня впечатлило. Это и стиль писателя, и его поразительное проникновение в суть природных явлений и человеческую психологию. Михаил Михайлович, несмотря на свое агрономическое образование, был тонкой поэтической натурой, он внес большой вклад в отечественную и мировую литературу.

– По вашему же признанию, вы много лет пишете стихи. Значит, незримая ниточка писательства протянулась от Пришвина и к вам?
-Меня вдохновляет писать стихи природа, ее красота и неповторимость. Поэтические строки рождаются сами собой… Я ценю счастливые мгновенья./Мне приносит радость: вдохновенье,/ Мир прекрасный, солнцем озаренный,/ Музыкой волшебной напоенный. Никаких проблем с написанием научных статей не возникает и у моей дочери, которая преподает в ДИСО высшую математику и информатику. Она сама не раз признавалась, что пишет научные работы очень быстро, на одном дыхании. Да и внучка Машенька, которой четыре годика, тоже пробует сочинять. Две строчки выдает она, а две других должна быстро придумать бабушка.

– А чем вы увлекаетесь помимо стихотворчества?
– До рождения внуков, а кроме Машеньки у меня есть еще двухлетний Сереженька, я постоянно посещала художественный музей и выставочный зал. Моя самая любимая картина – полотно кисти Татьяны Яблонской «Русская печь», возле которой я могла стоять до получаса и более. Люблю также классическую литературу и музыку. Бываю в филармонии. Мои любимые композиторы Чайковский, Рахманинов, Вивальди. Но с удовольствием слушаю и современных исполнителей – группы «Песняры», «Наутилус Пампилиус», «Пикник», «Любэ». По-большому счету, я счастливый человек, ведь у меня прекрасные дети и внуки. В нашей семье царит атмосфера любви, взаимопонимания и  взаимоуважения.

Валерий ГЕРЛАНЕЦ

Несколько любопытных фактов из биографии М.М.Пришвина (1873-1954)

Отец будущего писателя владел большим поместьем в Елецком уезде Орловской губернии. Однако проиграл его в карты, оставив жену с пятью детьми без средств к существованию. Мать Пришвина приложила много сил и труда, чтобы выкупить имение и дать детям образование.

В 1883г. Михаил Пришвин поступил в Елецкую гимназию, в которой в то время учился Иван Бунин, будущий Нобелевский лауреат. Он был старше Пришвина на три года.

Будучи учеником 4-го класса Пришвин был исключен из гимназии за дерзость учителю географии В.В.Розанову, в дальнейшем известному философу. Розанов, совершавший на своих уроках экскурсы в области истории, философии, религии, как педагог, а затем и как писатель повлиял на духовное становление Пришвина. В дальнейшем Пришвин и Розанов стали встречаться на заседаниях Религиозно-философского общества и, восстановив дружеские взаимоотношения, обменялись книгами.

В студенческие годы Пришвин за революционную деятельность был арестован, просидел год в одиночном заключении в Митавской тюрьме (г. Елгава), затем был сослан на родину в Елец.

После окончания агрономического отделения Лейпцигского университета Пришвин стал работать в г.Луга, а также в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. В 1908г. вышла в свет книга молодого агронома «Картофель в полевой и огородной культуре».

В 1906г. Пришвин познакомился с этнографом Н.Е.Ончуковым и совершил поездку по северу для сбора сказок по заданию Русского географического общества. Записал 38 сказок, которые вошли в сборник Ончукова «Северные сказки», а вскоре вышла в свет и книга путевых заметок самого Пришвина «В краю непуганых птиц». Впоследствии он совершит еще два путешествия по северным районам России: на Соловки, в Поморье и в Заволжье к Китежу. Собранный там материал лег в основу для новых книг «За волшебным колобком» и «У стен града невидимого».

Последняя книга «Корабельная чаща», проникнутая пафосом красоты окружающего мира, вышла в свет в 1954г. уже после смерти писателя.

* * *

Весна
Перед утренним дозором
Солнце тучкой умывалось
И животворящим взором
Наши души согревало.

Сочно лопаются почки,
Вот они уже – листочки.
В неге к солнцу тянутся,
Всем красою глянутся.

Надежда Никитина

Добавить комментарий