Когда перечисляют людей, прославивших Донбасс, часто называют имена поэтов, политических деятелей, спортсменов, даже художников. Но не часто отдают дань тем ученым, которые действительно трудились здесь на благо края. Конечно, в их честь названы города и поселки, улицы и переулки. Однако, увы, люди, живущие на этих самых улицах в этих самых городах, вряд ли могут сказать что-нибудь вразумительное по поводу биографии или личности того или иного знаменитого земляка. Стремясь хоть отчасти ликвидировать эту несправедливость, представляю вашему вниманию очерк о Леониде Ивановиче Лутугине, геологе, исследователе недр Донбасса. Думаю, особенно интересно будет прочитать о жизни Лутугина тем людям, которые живут в городе Лутугино. Тем более, в канун очередного Дня рождения этого города.
Готовя этот материал, автор очень долго искал хоть какие-нибудь сведения о Л.И.Лутугине, и если бы не помощь двух инженеров, этот очерк не увидел бы свет.
Смоделировал Донбасс
Родился наш герой в Петербурге 21 февраля (по старому стилю) 1864 года. Его отец был купцом, но умер рано, поэтому маленький Леня рос под присмотром матери, которую очень любил. Жизнь в столице имела свои преимущества: Леонид получает солидное образование. Сначала он учится в Петербургском реформаторском училище, а в 1884 году поступает в знаменитый Петербургский горный институт. Уже в институте Лутугина привлекла геология. По геологическим дисциплинам он получает высокие оценки. Интерес к геологии подогревали и преподаватели. В то время в горном институте читали лекции крупнейшие русские ученые – А.П.Карпинский, И.В.Мушкетов, Г.Д.Романовский…
Но не только наука влекла нашего героя. Будучи студентом, он принимал активное участие в общественной жизни, состоял в разных студенческих организациях, во время конфликтов представлял студенчество при переговорах с руководством института. Такая активность еще аукнется ему в будущем, но об этом позже. А пока перед способным и талантливым Лутугиным открываются новые возможности. Выпускник института, он участвует в научных экспедициях Русского Географического Общества. Так, в 1890-1891 гг. он проводит геологические и географические исследования в верховьях рек Печоры и Вычегды. Собранные им палеонтологические материалы из палеозойских отложений в устье реки Вычегды имели большое научное значение.
Уже в следующем году обстоятельства распорядились так, что Лутугин начал работы в Донецком каменноугольном бассейне. Он не знал еще тогда, что посвятит этой работе 22 года своей жизни. Наверное, только геолог сможет представить весь тот гигантский объем исследований, который предстоял молодому ученому. Лутугин так любил Донбасс, что друзья-геологи прозвали его «поэтом Донецкого бассейна».
Зачем понадобилось Горному департаменту и Геологическом комитету проводить в Донбассе детальное картирование для точного описание угольных пластов по всему бассейну? Все просто. Бизнес в данном случае опережал науку. Это было требование горнопромышленников юга России, которым нужно было знать максимально точно объем запасов углей. Детальная геологическая съемка Донецкого бассейна была поручена Ф.Н.Чернышеву, Л.И.Лутугину и Н.И.Лебедеву. Конечно, главным в этом проекте был опытный ученый Чернышев. Он много путешествовал по Уралу, Арктике, Германии, Франции, Канаде, США, Мексике и другим регионам и странам.
Для того чтобы создать геологическую карту любого района, исследователь должен подробно изучить отложения, определить их геологический возраст и нанести на чертеж области их распространение. Необходимо обладать обширным и серьезным знанием древнего растительного и животного мира, большим опытом, наблюдательностью и стоическим терпением.
Чернышев был как раз таким человеком. Но, как часто говорят, настоящий талант всегда видит таланты других людей. Так что, как покажет будущее, Ф.Н. Чернышев не зря доверил Лутугину ведение самостоятельных работ по составлению разреза, а затем руководство съемкой пластовых карт Донецкого кряжа.
Мало того, Леонид Иванович Лутугин стал основоположником нового направления в геологии, которое теперь широко известно под названием «донецкой школы». Оно зародилось на донецких степных просторах, в полевых условиях.
В 1892 году он стал создавать на геологическом планшете уменьшенную в 24.000 раз «модель» Донбасса, пользуясь при этом тремя нехитрыми инструментами — молотком, компасом и топографической картой. С этими инструментами и топографической картой, вместе со своим помощником потомственным лисичанским шахтером М.С.Горловым Лутугин обошел большую часть Донецкого бассейна, около 20.000 км². Так впервые была определена мощность угольных пластов в бассейне.
«Для того чтобы исследовать площадь одного планшета (около 370 кв. верст), — вспоминает один из сотрудников Л.И.Лутугина — советский академик П.И.Степанов, — необходимо было пройти от 1.500 до 2.000 верст по каменистым! грядам, а места в тектоническом отношении более трудные, часто на площади в несколько квадратных верст, приходилось сплошь покрывать своими ступнями». В этом и состоял метод Лутугина, который он передавал своим помощникам. Подобных планшетов нужно было разработать 70. Значит, для выполнения всей работы нужно было пройти десятки тысяч километров, положить десятилетия жизни.
В музее горного дела Лисичанска, который в городе называют коротко – Горным музеем, хранится планшет II-22. Этот планшет изготовлен на основе карты выходов угольных пластов, которую составили Л.И.Лутугин (1892-1893) и А.А.Снятков (1912) с дополнениями Б.Ф. Мефферта (1921).
Лутугин был уволен в 1907 году из Геологического комитета и из Горного института, как «неблагонадежный». Но он продолжал исследования и картографирование Донбасса вплоть до 1910 года, когда ему было полностью отказано в финансировании. Он успел изучить 200 пластов и 20 пропластков угля. Составленная им геологическая карта Донбасса в 1911 году была отмечена Большой золотой медалью на всемирной выставке в Турине. Для геологов она и сегодня не устарела.
Трудно перечислить все заслуги Лутугина. Много шахт, обреченных на умирание, он возвращал к жизни тем, что, изучив геологическое строение шахты, давал рекомендации, как ее следует эксплуатировать дальше. Добавим малоизвестную деталь, которая не касается непосредственно угля. На основе своих точных геологических исследований Лутугин определил направление для прокладки железнодорожной линии Шмидтовка-Родаково. По его проекту был сооружен 750 метровый железнодорожный туннель, который и сегодня служит людям. Важная железнодорожная магистраль Волгоград-Харьков проходит через этот туннель.
Кандидат в депутаты
Особенно удивителен трудоголизм Лутугина на фоне его болезни. Это была астма, которой он страдал с юных лет. Судьба отмерила Леониду Лутугину всего 51 год жизни. Но сколько он успел!
Современники вспоминают, что Леонид Лутугин обладал настоящим даром красноречия. Он был не просто хорошим оратором, он был настоящим трибуном, речи которого потрясали слушателей. Л. И. Лутугин принимал активное участие в создании профессиональных союзов интеллигенции, возглавляя в них наиболее демократические группы. Особенно большую роль он сыграл в организации Союза инженеров и техников.
Из воспоминаний артиста Александрийского театра Н.Н.Ходотова следует, что даже «Союз артистов» был организован Л.И.Лутугиным.
После разгрома декабрьского вооруженного восстания в Москве в 1905 году Л.И.Лутугин, во избежание ареста, выехал из Петербурга. Его опасения не были напрасными. Как показали архивные документы, министром внутренних дел в феврале 1906г. было дано приказание департаменту полиции об обыске и аресте Л.И.Лутугина.
Объявленная царским правительством из боязни нового революционного взрыва «амнистия» позволила ему вернуться к профессорской и практической геологической деятельности. Однако преследования Лутугина не прекратились. В 1905, 1906 и 1907 гг. министр внутренних дел Дурново, а затем сменивший его Столыпин неоднократно настаивали на увольнении Л.И.Лутугина с государственной службы.
После разгона II Государственной думы Л. И. Лутугин был выдвинут кандидатом в депутаты III думы от блока трудовых партий и принимал участие в избирательной кампании. Давая согласие на выставление своей кандидатуры в думу, Л.И.Лутугин знал, что это вызовет новые нападки на него со стороны царского правительства, и не ошибся.
В мае 1908 года он стал «вольным геологом». В 1914 г. Л.И.Лутугин перешел на работу в Кузнецкий бассейн, где угольная промышленность только еще начинала развертываться. Вместе с ним перешли его ближайшие ученики и сотрудники А. А. Гапеев, А. А. Снятков и В. И. Яворский, которые и после 1917 года продолжали изучение и освоение Кузнецкого и Карагандинского бассейнов.
«Его любимыми писателями были Гоголь и Щедрин». А еще он любил цветы
Н.Н.Яковлев, который работал с Леонидом Ивановичем в 1893 году, вспоминал позднее, что «именно Лутугин научил меня работе геолога в поле. В поле Лутугин работал в продолжении 6 месяцев, с 1 апреля до 1 октября, работал и в будни и в праздники. Вставал он с восходом солнца, вместе с крестьянами, у которых жил, а кончал работу на закате. Во время исследований передвигался исключительно пешком. Лишь изредка, раз в лето, он отправлялся для передышки на несколько дней в Луганск.
Он был остроумным собеседником, с сильно развитым чувством юмора. Не случайно его любимыми писателями были Гоголь и Щедрин».
Отмечали современники и редкое бескорыстие Лутугина. Яковлев вспоминает, что вначале геологические изыскания Чернышева, Лутугина и Лебедева натолкнулись на сопротивление местных горных инженеров. Они давали углепромышленникам платные консультации, потому усматривали в Лутугине опасного конкурента. Опасного потому, что качество его советов всегда было неизмеримо выше. Однако эти настроения быстро рассеялись, так как Лутугин никогда не брал платы за свои консультации.
После увольнения его со службы в Геологическом комитете и вынужденного ухода из Горного института он жил случайными заработками. И все же ухитрялся давать деньги то на организацию новой газеты, то на политический Красный крест.
Вот что вспоминает один из его учеников лауреат Сталинской премии, профессор А.А.Гапаев: «Однажды я застал у Лутугина какую-то учительницу, убеждавшую его прочесть в пользу школы лекцию о Донбассе. Лутугин был не совсем здоров и добродушно отклонял это предложение. Наконец он спросил: «Сколько барыша собираетесь вы получить от моей лекции?» — «Да не меньше 50-70 рублей». – «Так вот Вам 75 рублей, — ответил Лутугин, — и Вам не обидно, да и мне легче».
Лутугин очень любил цветы, иногда ранней весной он бросал исследования известняков и начинал собирать полевые тюльпаны, гиацинты, цветущий дикий миндаль и даже скромные цветы полевого цикория. Цветы он всегда дарил детям. Однако своей семьи у Лутугина не было. Как-то однажды А.А. Гапеев спросил у Лутугина: «Ведь вы так любите детей! Почему Вы всю жизнь прожили бобылем?» — «Эх, Александр Александрович, — ответил он, — ведь вся моя жизнь как на блюдечке: то в Техническом, то в Вольном Экономическом обществах, то на банкетах, съездах, совещаниях, собраниях, — всякий знает, где и когда меня можно найти. Ну где же на блюдечке семью-то заводить?» И то правда. Автор не может себе представить женщину, которая бы выдержала мужа, полгода находящегося в поле. Разве что она сама была бы геологом.
В августе 1915 г., находясь в Кольчугино (Кемеровская область), Л.И.Лутугин заболел; организм, надломленный тяжелой работой, не вынес случайного заболевания, и в ночь с 16 на 17 августа 1915г. Л.И.Лутугин скончался.
Друзья перевезли тело Л.И.Лутугина в Петроград, где он был похоронен на Волковом кладбище. Похороны Лутугина превратились в грандиозную народную демонстрацию; провожать его пришло около 10.000 человек — представители научно-технических и культурно-просветительных организаций, деятели литературы и искусства, рабочие и учащиеся. На одном из венков, возложенных на могилу, была надпись: «1905 г.— Л.И.Лутугину». Среди венков был венок от социал-демократической фракции думы с надписью — «Глашатаю демократии», венок от трудовиков — «Непоколебимому борцу за право народа», от рабочих Петроградского металличе¬ского завода — «Стойкому демократу» и др.
Для увековечения памяти Л. И. Лутугина был создан специальный комитет, куда вошли писатели А.М.Горький и В.Г.Короленко. В короткий срок было собрано более 500.000 рублей. На эти средства в Петрограде был открыт народный университет имени Л.И.Лутугина. Наверное, это самая лучшая память о человеке, который всего себя посвятил науке.
Анна МАРКЕВИЧ