Славянск: Городская железнодорожная ветка

Во-истину переломным для Славянска стал 1869г., в конце которого вступила в строй Курско-Харьковско-Азовская железная дорога. Благодаря деятельности писателя и общественного деятеля Г.Данилевского, трасса железной дороги от Лозовой до Константиновки прошла не по кратчайшей линии (по водоразделу Сухого Торца, Самары и Маячки), а вдоль р.Сухой Торец, Казённый Торец, и всего в 4 км от Славянска. Возникла железнодорожная станция 2-го класса Славянск с пристанционным посёлком Новославянск. Всего на железной дороге было 24 раздельных пункта. К моменту открытия на железной дороге числилось 108 паровозов (из ни 33 – для грузо-пассажирских перевозок), 167 пассажирских (из них 14 – первого класса) и 20 багажных вагонов. Сооружение железной дороги в непосредственной близости к Славянску способствовало развитию города и курорта: уже в 1869г. в городе был открыт общественный банк.

История железнодорожной ветки Славянск-Рапная (Славкурорт)

Во-истину переломным для Славянска стал 1869г., в конце которого вступила в строй Курско-Харьковско-Азовская железная дорога. Благодаря деятельности писателя и общественного деятеля Г.Данилевского, трасса железной дороги от Лозовой до Константиновки прошла не по кратчайшей линии (по водоразделу Сухого Торца, Самары и Маячки), а вдоль р.Сухой Торец, Казённый Торец, и всего в 4 км от Славянска. Возникла железнодорожная станция 2-го класса Славянск с пристанционным посёлком Новославянск. Всего на железной дороге было 24 раздельных пункта. К моменту открытия на железной дороге числилось 108 паровозов (из ни 33 – для грузо-пассажирских перевозок), 167 пассажирских (из них 14 – первого класса) и 20 багажных вагонов. Сооружение железной дороги в непосредственной близости к Славянску способствовало развитию города и курорта: уже в 1869г. в городе был открыт общественный банк.
В 1877г. в Славянске открыто почтовое отделение. Численность населения составляла 10,56 тыс. жителей, доход казны – 23,7 тыс. руб., расход – 23,4 тыс. руб. Столь быстрое развитие промышленности требовало наличия подъездных железнодорожных путей. Из-за высоких капитальных затрат на возведение железной дороги ни один подрядчик не соглашался на строительство городской железной дороги. При строительстве городской ветки Славянская дистанция пути испытывала технические и материальные трудности, поскольку земля в городе была дорогая, а также пришлось снести ряд зданий. Участок городской ветки Славянск – Соль-Заводы был сдан в эксплуатацию в 1887г.
Сооружение городской ветки дало новый толчок в развитии города и курорта. В 1892г. Товарищество М.Кузнецова построило в Славянске фабрику фарфоровой посуды. В 1892-1894гг. Славянская городская железнодорожная ветка была доведена до курорта и строящегося содового завода. Конечный пункт городской ветки, – Рапная или станция Славянских минеральных вод, обслуживала район курорта, взятого в 1892г. под государственную охрану. В 1897-1898гг. Южно-Русское общество открыло содовый завод, а общество Дзевульского и Лянге – керамический завод. Тогда в Славянске насчитывалось уже 15,79 тыс. жителей.
До сих пор жители Славянска, кому за 70 и более, с теплотой вспоминают городскую ветку, которая выходила на первый путь ст.Славянск. Железная дорога была проложена на насыпи из ракушняка, который земснаряд извлёк со дна Торца. Первая станция на ветке так и называлась – Славянск-Ветка, – напротив нынешнего автовокзала. Существует и поныне, хотя и в весьма уменьшенном варианте – многие станционные пути разобрали. Между станциями Славянск и Славянск-Ветка находится большая промзона. Вторая станция на ветке – Соль-Заводы, – на границе между городской и курортной территорией (ныне не существует, как и участок ветки от района автовокзала до курорта). От района Соль-Заводов железная дорога ветвилась к кирпичному (северное направление), содовому (восточное направление) заводам и станции Рапная (на расстоянии километра в северо-восточном направлении). Участок Соль-Заводы – Рапная представлял из себя сплошную промзону и склады, – жилых зданий почти не было. По ветке ходило несколько составов одновременно, и их движением руководил диспетчер на ст.Славянск. Сначала использовались ручные стрелочные переводы, затем их автоматизировали.
Пассажирские остановки на ветке были следующие. Первая остановка именовалась Новославянская, – по названию железнодорожного посёлка. Находилась в районе переезда через ул. им.Димитрова. Местность от железнодорожного вокзала до района автостанции, по которой проходила городская ветка, ранее была местами заболоченной, однако встречались и жилые дома. Позже возникла промзона и остановка Керамический Завод. Кроме того, славянцы помнят остановки возле Вечного огня в районе переезда через ул. им.Свердлова и возле арматурно-изоляторного завода. Это уже была территория грузовой станции Славянск-Ветка. Далее шла остановка Городская, – напротив нынешней автостанции (с автовокзалом) и ДК им.Артёма. Эти остановки возникли уже в годы Советской власти.
Недалеко от пересечения улиц Железнодорожная (Юных Коммунаров) и Харьковская (Шевченко) находился, по некоторым данным, павильон одной из первых дореволюционных остановок ветки – Банковская, – там и поныне существует остановка общественного транспорта. В годы Советской власти там был молочный магазин. В районе пересечения современных улиц Первого Мая и Юных Коммунаров находился деревянный павильон остановки Шнурковская. Рядом находилась школа, построенная меценатом Шнурковым (в советское время – средняя школа №2). Далее шла промзона и станция Соль-Заводы, на которой было станционное здание (на остальных остановках – лишь платформы, и изредка – павильоны). Сейчас станционное здание Соль-Заводов сохранилось в полуразрушенном виде.
До 1964г. по городу курсировал поезд Славянск–Рапная в составе из 5-7 деревянных пассажирских вагонов зелёного цвета под паровозом СУ. Пригородный (рабочий) поезд Славянск–Рапная долгое время оставался единственным транспортом между городом и станцией Славянск. Из центра города в направлении станции Славянск первый поезд отправлялся в 4:30, и всегда был заполненным пассажирами, спешащими на работу. По преданию, вагоны были облеплены людьми, ездили даже на ступеньках вагонов, и всегда давали руку опаздавшим к отправлению поезда и догоняющим состав бегом. В дневное время поезд по городской ветке ходил с интервалом 1-2 часа. В выходные дни назначалась дополнительная пара пригородных поездов до Соль-Заводов. Стоимость проезда в поезде колебалась в пределах 5…7 коп. Для сравнения: услуги извозчика от ст.Славянск до курорта в царское время обходились 60 коп. при перевозке одного пассажира и 40 коп. на человека при перевозке 5 пассажиров.
Приходилось слышать версию о том, что в годы Великой Отечественной войны от станции Славянск до Славкурорта шла узкоколейная железная дорога, трассу которой полностью повторяет троллейбусный маршрут №2. Эта узкоколейка, якобы, использовалась как основная коммуникация вермахта в Славянске и на Славкурорте во время сражений в 1942-1943гг. Прямых подтверждений такому мнению в письменных источниках до сих пор не найдено. Однако, имеются данные о том, что эпизодическое пассажирское сообщение на ветке существовало и в годы оккупации. Так, в начале июля 1943г., перед Изюм-Барвенковской операцией советских войск, горуправа по разрешению немецкого командования отправила рабочих города бесплатным поездом на курорт, где к тому времени оставался лишь парк. Поезд отправлялся со ст.Славянск в 9:00, а возвращался обратно в 18:00.
В конце XIXв. станция Славянск отгружала 3-3,5 тыс. вагонов соли, которые поступали сюда по внутригородской ветке. Последняя ежемесячно перевозила ок. 20 тыс. рабочих на предприятия города и к вокзалу. Главный парк станции Славянск состоял из 6 путей с ручными стрелочными переводами. В пристанционном посёлке имелось несколько деревянных казарм для рабочих, каменная церковь, несколько кабаков. Работал телеграф, обеспечивающий связь с другими станциями бывшей Курско-Харьковско-Азовской дороги. В 1895г. вблизи привокзальной площади был построен и освящён храм, возведённый в честь князя Александра Невского, – небесного покровителя императора Александра II, отменившего крепостное право.
К 1911г. было закончено строительство участка Лиман–Краматорская, и в непосредственной близости к Славянску на территории курорта была открыта станция Славянский Курорт. Позже от Славкурорта (Северодонецкая железная дорога) появился подъездной путь к содовому заводу – выход на ст.Соль-Заводы. Так, на Славянском курорте оказались две пассажирские станции – государственная Рапная и частная Славкурорт.
В 1915г. начал выдавать продукцию завод Эссена – будущий арматурно-изоляторный завод. Открылась городская больница. Итак, революционные события 1917-1921гг. Славянск встретил уже крупным промышленным центром: в городе работало 33 солезавода, 11 кирпичных и черепичных заводов, 2 стекольных, фарфоровый, механический, чугунолитейный, спиртоводочный, плиточный, пивоваренный заводы, макаронная и карандашная фабрики, 3 типографии, 7 мельниц (из них – 1 паровая). До 1917г. в городе также работали 2 частные аптеки, земские мужское и женское училища, а также коммерческое, техническое, керамическое и ремесленные училища.
Славянск сильно пострадал от событий Гражданской и Великой Отечесвенной войн, описание которых в секторе Славянска не входило в задачу при составлении данного очерка. В 1920г. в Славянске проживало 21,46 тыс. человек, большую часть населения составляли солевары. В 1925г. первую продукцию дала фабрика терракотовых плиток. В 1927г. начата реконструкция арматурно-изоляторного завода. Однако, кризис 20-х гг. не обошёл и Славянск: во второй половине десятилетия солезаводы были законсервированы. В 1930г. начато строительство нового керамического комбината. Уже после Великой Отечественной войны, летом 1954г. открылось регулярное автобусное сообщение в Харьков и Ростов. Постепенно автобусы начали курсировать и по городу. Так, до курорта от ст. Рапная ходил автобус, протяжённость маршрута которого составляла ок. 1 км. В 1956г. в районе станции Славянск-Ветка начато строительство нового асфальтобетонного завода.
В 50-60-х гг. в районе Соль-Заводов начали проваливаться здания и пристройки. Так, есть данные о том, что в 50-х гг. под землю ушёл дом с живностью. Правда, подобное случалось и ранее: по бытующей гипотезе озеро Репное образовалось ещё при Петре I в результате проседания почвы, а Вейсовое – в результате провала с последующим проседанием почвы. Некоторые исследователи считали впадину Вейсового озера бывшей шахтой для добычи рассола. Озеро Левадное (наполовину солёное) в результате колебаний земной коры из года в год перемещается на 10-15 см. Согласно легенде, безымянное озеро между Вейсовым и автодорогой на солезавод № 1, – это результат ухода одного из солезаводов под землю ещё до Великой Отечественной войны. Говорят, что в те времена можно было нырнуть и достать до заводской трубы.
Кроме того, в 1964г. в Славянске произошло сильное наводнение из-за прорыва плотины на Торце. Были подтоплены, а частично – разрушены жильё, дороги. Больше всего пострадали район Машчермета, Колонтаевки. Было подтоплено 12 предприятий; в районе посёлка Коксохиммаша разрушена больница, а в районе новосодового завода – затоплен магазин № 2. Тогда из резерва Совета Министров СССР на ликвидацию последствий наводнения было выделено 600 тыс. руб. По расследованию причин провалов строений в городе, здесь работала комиссия из столицы. Было решено, что провалы в подземные пустоты образовались из-за трещин в земной коре, образовавшихся в результате колебаний от проходящих составов. Трещины же связывали с возникновением пустот, возникших в результате отбора рапы, а также с наличием под городом подземной речки и озера.
Поэтому, в 1964г. было решено свернуть железнодорожное сообщение севернее ст.Славянск-Ветка. Правда, к этому времени по городу начали курсировать автобусы. Сразу же был сокращён маршрут пригородного поезда до Славянск-Ветки – до остановки на арматурно-изоляторном заводе. При этом, железнодорожные пути от Славянск-Ветки до Соль-Заводов и Рапной оказались заброшенными, частично – демонтированными. Территорию ст.Славянск-Ветка намного уменьшили, а соответствующая промзона в районе автовокзала (толевый завод) была ликвидирована, – на её месте разбит сквер. Хотя формально Славянск-Ветка существует и сейчас. К 1970г. севернее ст.Славянск-Ветка прекратилась и грузовая работа, а заброшенные пути пролежали до 90-х гг.
В 1962г. в городе проживало ок. 86 тыс. жителей. В 1976г. была сдана в эксплуатацию первая троллейбусная линия между Славянском и Славкурортом. В 80-е гг. в Славянске действовали: арматурно-изоляторный завод, заводы строительных машин, высоковольтных изоляторов, строительных материалов, тяжёлого машиностроения, керамический, солевый и масложировой комбинаты, ПО «Химпром», мебельная, швейная и карандашная фабрики и т.д. Многие из них находились в районе промзоны южнее Славянск-Ветки. В 1983г. в Славянске проживало 142 тыс. человек. Позже начался постепенный спад численности населения, и уже в 1990г. в городе осталось 136 тыс. человек.
С обретением Украиной независимости, советская система народного хозяйства была разрушена. Закрылись керамический, содовый заводы, карандашная фабрика, на грани закрытия оказался солезавод. Остальные предприятия, в большей или меньшей мере, сократили объёмы производства. Как результат постперестроечной депрессии – уменьшение численности населения в городе к 2004г. до 125 тыс. человек. К концу 90-х гг. темпы спада производства начали падать, и появились предпосылки выхода города из кризиса, который продолжается до сих пор. В 2000г. в Славянске на курорте был открыт бювет минеральной воды. Однако, промышленность постепенно начала подниматься из состояния депрессии – в 2005г. в Славянске открыты два керамических завода. Не выходит из постперестроечного пике и горэлектротранспорт: в новое тысячелетие город вошёл с 4 троллейбусными маршрутами, из которых ныне реально работают 2. На линии от железнодорожного вокзала до курорта (маршрут №2) работает 1-2 машины. Более-менее сносная ситуация на маршруте №7 от железнодорожного вокзала по ул.Артёма.

Подготовил: Павел Белицкий (Донецк).
Отдельная благодарность выражается краеведу Сергею Лукьянову за предоставленные материалы из личного архива, а также полезные замечания и исправления.

Добавить комментарий