Донецкая Золушка Елена Шугай (Федорова)

А вместо хрустальных туфелек – роликовые коньки
Ленка была удивительной девочкой. Казалось даже, будто это – и не девочка вовсе, а настоящий солнечный зайчик. В гимнастическом зале донецкого Дворца спорта «Динамо» Елена Шугай творила настоящие чудеса. И при этом светилась улыбкой. Она и у окружающих зажигала улыбки и сердца; ее все любили. Но при этом возносили на пьедестал. А потом она упала. С брусьев…
Когда-то на эту девочку возлагали надежды как на будущую звезду спортивной гимнастики, ждали от нее олимпийских медалей. Потом ей прочили карьеру звезды балета. А поздней о ней стали говорить: «Жаль: а могла бы стать звездой…»

А вместо хрустальных туфелек – роликовые коньки
Ленка была удивительной девочкой. Казалось даже, будто это – и не девочка вовсе, а настоящий солнечный зайчик. В гимнастическом зале донецкого Дворца спорта «Динамо» Елена Шугай творила настоящие чудеса. И при этом светилась улыбкой. Она и у окружающих зажигала улыбки и сердца; ее все любили. Но при этом возносили на пьедестал. А потом она упала. С брусьев…
Когда-то на эту девочку возлагали надежды как на будущую звезду спортивной гимнастики, ждали от нее олимпийских медалей. Потом ей прочили карьеру звезды балета. А поздней о ней стали говорить: «Жаль: а могла бы стать звездой…»
И вот она – снова в родном Донецке. И, как оказалось, Елена звездой все-таки стала. Звездой манежа. Просто она настолько востребована за рубежом, что на Украине почти не выступает. Но сейчас Елена Федорова с возглавляемым ею коллективом – в Донецком цирке «Космос». Там и встретил эту нашу землячку наш корреспондент.

В большой спорт – из детского сада
Когда Лене было три с половиной года, в ее детский сад пришла женщина; собрала девочек, гнула их, наклоняла, смотрела, как они тянут носочки.
– Я помню это, – признается Елена. – Но мне не хотелось туда пойти попробоваться. Я одна сидела в углу. Но она все равно меня заметила: «Почему ребенок сидит в углу? А ну иди сюда!» Проверив меня, тренер выдала воспитательнице какой-то талончик…
С этим талончиком и с ее мамой девочку уже ждали во Дворце спорта «Динамо». Так Елена Шугай пришла в спортивную гимнастику. Ее первым тренером стала Алла Михайловна Волобуева. Через год она передала Лену Лилии Пугачевой. Заслуженный тренер Украины Лилия Ивановна Пугачева и сегодня с большим теплом отзывается об этой своей воспитаннице: «Очень талантливая, очень трудолюбивая, очень перспективная была девочка. С очень сильным, волевым характером. Жаль, что не получилось ей стать олимпийской чемпионкой…»
Господь очень щедро одарил Елену – талантами, умом, силой воли. Девочка, хоть и жила в микрорайоне шахты «Заперевальная», в первый класс пришла в общеобразовательную школу №3, что между площадью им.Дзержинского и Дворцом спорта «Динамо». И после школы всегда спешила прямо в родной гимнастический зал. Домой возвращалась вечером, уставшая. Часто и вовсе уезжала на сборы, на соревнования. Но при этом в школе отстающей не была.
«Она была первая…»
Когда Лене было шесть лет, с ней начала работать хореограф Светлана Дубова – бывшая солистка балетной труппы Донецкого театра оперы и балета: именно Светлана Валентиновна ставила девочкам стопы, носки, готовила с ними произвольные выступления, помогала им стать не просто спортсменками, но при этом еще и артистками. Заслуженный тренер Украины, Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины, хореограф абсолютной чемпионки Европы, мира и Олимпийских Игр Лилии Подкопаевой Светлана Валентиновна Дубова сегодня вспоминает: «Хореография очень трудна для детей. Акробатика – другое дело: кувыркаться все они любят. А чтобы понять хореографию, ноги нужно вывернуть наизнанку. Но Лена хореографию понимала. И ей это очень нравилось. Она была такая музыкальная. И внимательная: глаза – в глаза. И очень понятливая: сразу все схватывала. Это был такой разумный ребенок. А какие данные! Эти ноги натянутые, этот шпагат великолепный, руки потрясающие. Она была первая, кто стал у меня заниматься с шестилетнего возраста. Она настолько овладела хореографией, что великолепно исполняла вольные упражнения под музыку Шопена: она была очень артистичной и прекрасно чувствовала классическую музыку. Она могла бы стать звездой спорта. Но у нее оказалась очень трудной судьба. Но эта девочка все преодолела. Смогла встать на ноги. И с огромным успехом теперь выступает в цирке…»
Падение
В 13 лет Лена Шугай была безусловным лидером в молодежной сборной Украины. Будучи чемпионкой среди сверстниц, она по уровню спортивного мастерства – по степени сложности выполняемых упражнений и техничности – мало в чем уступала своей землячке, чемпионке Украины среди старших девочек Лилии Подкопаевой – при том, что была на два с половиной года моложе Лили. А растяжка у Лены была даже лучше. Специалисты считали Лену очень перспективной; пророчили ей олимпийское золото. Тренировала обеих девочек Заслуженный  тренер Украины Галина Ивановна Лосинская, ставшая для Елены Шугай по сути второй мамой: Лена подолгу жила у любимого тренера.
Позже Галина Ивановна сравнивала двух своих воспитанниц: «Лиля Подкопаева была исполнительная, послушная, осторожная. Лена, как говорят, бежала впереди паровоза, она не знала, что такое страх. Постоянно что-то искала, предлагала… От нее постоянно исходила инициатива. Это был на удивление жизнеспособный ребенок…»
Уезжая на международные соревнования с Лилией, Галина Ивановна оставила Лену, которая по возрасту на них пока не проходила, на Олимпийской тренировочной базе – в Конча Заспе, под Киевом. За девочкой присматривал старший тренер сборной Украины. Но не углядел. Она упала с брусьев, серьезно травмировав оба локтевых сустава. После случившегося Лена больше всего боялась предстоящего разговора с Галиной Ивановной. А то, чего очень сильно боишься, обязательно и случается. Елена в этом убедилась, как только Галина Ивановна вернулась. Когда ее родной тренер приехала в Конча Заспу, Лена уехала – к тете с дядей, в Донецк.
Другая жизнь
Галина Лосинская, поняв, что Елене Шугай олимпийское золото уже не светит, все свои надежды возложила на Лилию Подкопаеву. И эти надежды оправдались: в Атланте Лилия взяла все золото (по женской спортивной гимнастике).
А пока Лилия раскрывалась, развивалась и двигалась к Олимпу, Лена постепенно поднималась после падения. Спортивная травма наложилась на другие, психологические: будучи ребенком, Лена поочередно потеряла папу, бабушку, маму, а потом и деда. Спорт вообще, а гимнастика в особенности вырабатывает сильный характер, твердую волю. Их Лена сохранила при всех перенесенных травмах, а они, характер и воля, помогли Лене сохранить саму себя. Вернувшись в Донецк, она продолжала учиться в школе олимпийского резерва; ее снова приняли в родном для нее гимнастическом зале Дворца спорта «Динамо». Тренировки отдавались болью в локтях, зато заглушали душевную боль. Начав серьезно тренироваться в три с половиной года, выезжая на долгие сборы с 6-и лет, очень рано потеряв родителей, Лена повзрослела гораздо раньше сверстников. И в будущее смотрела чрезвычайно трезво. Она прекрасно осознавала, что стала звездой, упавшей до того, как разгореться. При этом она понимала и другое: еще до ее спортивной карьеры рухнул СССР, а в новой Украине на помощь государства и общества особенно рассчитывать не стоило.
Но мир не без добрых людей. И в самый трудный для нее период Лена Шугай убедилась, что хотя в нее как в будущую звезду уже никто и не верит, однако люди ее по-прежнему любят, заботятся о ней. Елене еще не исполнилось и 15-и лет, когда тренеры дали ей телефон артиста цирка, Валерия Тимохина. После распада Советского Союза и Союзгосцирка дончанина Тимохина отправили на Украину. Вернувшись в Донецк, Валерий формировал собственный групповой номер «Акробаты на роликах». Дав его телефон, тренеры сказали Лене: «Звони! Это – твой шанс!» Она позвонила, но Валерий ответил, что в его коллектив попасть хотят многие и конкурс очень большой. И нужны-то были ему всего лишь две девушки – в дополнение в нему самому и его жене. Но Лена очень хотела попасть в цирк. И, как узнала на этот раз, то, чего очень хочешь, случается.
Номер ставили в Донецке. Режиссером-постановщиком был Геннадий Михайлович Гликин – создатель Донецкого цирка «Космос», его тогдашний художественный руководитель и генеральный директор. Ежедневные восьмичасовые тренировки-репетиции Лене не были в тягость: к труду она с детства была привычна. «Морские забавы» – так назывался номер. В нем выступали две девушки-юнги, кок и капитан, роль которого играл сам Валерий. Все четверо были на роликах.
Уход и второй приход
Но через три года, когда Лена повзрослела и стала набирать массу, у нее начались новые проблемы. Ее вес все ощутимее становился для работавшего с ней в паре Валерия. Чего она только ни делала: тренировалась до седьмого пота, надев на себя сразу три спортивных костюма, одно время целый месяц почти ничего не ела. Ничего не помогало. И тогда она уволилась. Для Валерия Тимохина это был большой удар, но его уговоры ни к чему не привели.
Уволившись, Лена осталась в Донецке, преподавала шейпинг в мединституте, одно время выступала в спортивном танцевальном коллективе под руководством Антонины Владимировны Бешевли. В это время Светлана Дубова и Вадим Писарев пытались «посватать» Елену танцовщику Дмитрию Симкину: этот артист балета из России переехал в Германию, пользовался там успехом, но нуждался в сценической партнерше. Елену, однако, это предложение не прельстило. Не прошло и года, как она поняла, что не может без цирка: трех лет хватило для того, чтобы заболеть им – по-видимому, навсегда. Для Лены все очевиднее становилось то, что она готова вернуться в цирк на любую должность – лишь бы снова окунуться в эту атмосферу. И тут позвонил Валерий Тимохин: «Ты не хочешь вернуться?» Теперь уже в шоке была Елена:
– Но, Валера, я еще набрала вес!
– Ничего: ты техничная. С техникой вес не так чувствуется…
Второй уход и вторая половинка
А еще через два года Елена из коллектива Валерия Тимохина ушла окончательно. На этот раз – по-хорошему: предупредив руководителя заранее.
В цирке – такие правила: весь творческий коллектив называют по фамилии его руководителя. «Артисты Тимохины!» – так в течение пяти лет представляли коллектив, членом которого была и Елена Шугай. А потом Елена Шугай превратилась в Елену Федорову. Счастливым избранником Лены стал Дмитрий Федоров – сказочный принц, воплотившийся в реальной жизни. Правда, на нашей Золушке были не хрустальные туфельки, а роликовые коньки; такие же ролики позже ради Лены надел и сам Дмитрий.
Дима в гимнастический зал пришел в гораздо более зрелом возрасте, нежели Лена, – будучи уже пятилетним. Было это в 1982-м году в родном для него городе Рубежное Луганской области. После окончания Луганского высшего училища физической культуры, получив образование тренера, он работал униформистом в Луганском госцирке. В середине 1990-х, примерно тогда же, когда Елена пришла в коллектив Тимохиных, Дмитрия в свой коллектив пригласил дончанин Сергей Шаталов. В 2000-м и в 2001-м годах дуплетом артисты Шаталовы на двух международных цирковых фестивалях, в Польше и в Голландии, завоевали две высшие награды, двух золотых клоунов, – за номер «Партерный полет».
Семейный союз Дмитрия и Елены возник в то время, когда коллектив Сергея Шаталова был в зените славы, гастролировал по дальнему зарубежью. Но роли жены и спутницы любимого супруга Елене было мало: характер не тот, а главное – слишком уж большой творческий потенциал. И у нее возник сольный номер – «Кольцо в партере». Затем они – Елена и кольцо – поднялись над манежем. И появилось «Воздушное кольцо». А потом у Лены с Димой возник и творческий союз: супруги Федоровы стали дуэтом акробатов на роликовых коньках.  Правда, теперь гастроли у Федоровых проходили, в основном, в значительно менее приятных условиях. Например, полтора года проработали на Тайване: по восемь шоу – каждый день, в каждом шоу – по одному выходу; благо еще – с разными номерами – для разнообразия.
Третий и четвертый Федоровы
И тут на своем жизненном пути семья Федоровых встретила Максима Смирнова из Белой Церкви. Они работали в одной программе в цирке-шапито: Федоровы – со своими номерами, Максим – в мужском акробатическом дуэте на турниках. В Северодонецке Максим остался без партнера: тот просто «испарился». А цирк тем временем заполнялся публикой. И тогда Максима выручил Дмитрий: надел костюм, создал экспромтом комический образ. Так они и остались в номере на турниках.
Четвертым в их коллективе оказался запорожец Эдуард Кара; и тогда они стали на турниках выступать вчетвером. По совету директора украинского цирка-шапито Владимира Бугаенко у Федоровых появился и батут: его приобрели в Белой Церкви. Так и сформировался репертуар творческого коллектива. А вот состав его со временем изменился: Эдуард Кара ушел, создал свой номер со своим новым коллективом – после того, как отработал с Федоровыми гастроли в Германии.
А место Эдуарда в квартете Федоровых занял Юрий Ахмеров из Херсона. Нашла его Лена: звонила из Германии по всей Украине. Отсмотрела загодя видеозапись его выступлений; потом провела просмотр в Киеве. «Влили» Юру в коллектив за полмесяца. «Вливали» в гимнастическом зале детско-юношеской спортивной школы города Рубежное. За это – спасибо директору ДЮСШ Алексею Максимовичу Ратову, который пошел навстречу своему любимому ученику Дмитрию Федорову. Федоровым повезло и в том плане, что в это время, а было это два года назад, позапрошлой зимой, по Украине в связи с эпидемией гриппа объявили карантин, из-за чего спортзал пустовал. Тренировки проходили ежедневно, в течение светового дня, то есть по сути от зари до зари. Так что пота было пролито немало. Но пожалеть о том, что решил прийти в цирк, Юрию довелось попозже, когда оказался на гастролях за рубежом. Но прошло два года, – и он уже тоже стал истинным цирковым. А это – диагноз «болезни», которая неизлечима.
Работа и деньги за рубежом
Работы артисты Федоровы не боятся. И ее обычно предостаточно. Так, на гастролях в Португалии у них было по пять шоу в день. В каждом шоу – по три номера: турники, батут и воздушное кольцо. Руки горели у всех четверых: даже в сольном номере Лены наряду с ней работали и мужчины: поднимали ее вручную.
Таковы артисты Федоровы. Цирковой творческий коллектив неслучайно называют по фамилии руководителя. Елена Федорова не только вдохновляет всех троих коллег-мужчин. Именно она является режиссером-постановщиком их номеров; она подбирает музыку, разрабатывает и шьет костюмы, находит и покупает реквизит; она является импресарио своего коллектива, общаясь по-английски в Интернете и по телефону (при том, что в школе учила французский); она оформляет и документы для гастролей за рубежом, решает все связанные с гастролями вопросы.  
Там, за рубежом, деньги даром не даются. Бытовые условия – спартанские; нагрузки – чрезвычайные. И на манеже работа намного сложнее. Потому что манеж – меньше стандартного. Ведь это только в Советском Союзе в свое время были построены специальные здания – стационарные цирки со стандартной ареной диаметром в тринадцать метров. За рубежом, где считают каждую копейку, цирк, впрочем, как и почти всякая иная человеческая деятельность, служит не улучшению качества жизни человека, а получению прибыли его хозяином. Поэтому там артисты выступают исключительно в мобильных и менее затратных цирках-шапито, где ради экономии места манеж делают поменьше; некоторые втискиваются вообще в девять метров.
Другая специфика общества конкуренции: там в цирке артисты номера друг друга не обсуждают, ничего друг другу не подсказывают. Нарушение этих правил приводит к большим проблемам; так что приходится к таким правилам применяться, держать язык за зубами.
Отрада и отдых для души и для тела
Но зато, возвращаясь на Родину, ребята отогреваются душой. Потому что здесь люди, как и прежде, думают в первую очередь не о деньгах, а друг о друге:
– Когда мы вернулись из Тайваня в Донецк, в 2005-м, я показала свое «Воздушное кольцо» инспектору манежа Сергею Николаевичу Нефедову, – вспоминает Елена. – Говорю: «Посмотрите, Сергей Николаевич! Я сделала номер!» Хотя это совсем не является его работой. Но я знаю, что он – режиссер хороший, Заслуженный работник культуры Украины; раньше параллельно с работой в цирке руководил цирковым коллективом в одном из макеевских Дворцов культуры, – пока его не закрыли. Сергей Николаевич – как посмотрел мой номер, как раскритиковал. Я потом села, аж заплакала. «Дима, – говорю, – я полтора года так старалась, а Сергей Николаевич мне: «Что ты – гимнастка! Ты должна быть женственной артисткой! Ты должна все выполнять нежно-красиво. Ты должна пройти – вот примерно так…»  И показывает. Я на него смотрю. Но ведь он – большой мужчина… А он мне: «Делай, что говорю!». Потом я уже сама стала додумывать, фантазировать. И я ему за эту помощь так благодарна. Спасибо и директору Донецкого государственного цирка Юрию Николаевичу Кукузенко – за то, что он дал мне возможность выпустить номер «Воздушное кольцо» в Донецком цирке. Его премьера состоялась в Донецке тогда же, пять лет назад, на закрытии той цирковой программы. Позже мое «Кольцо» признали одним из лучших в Европе.
Нынче артисты Федоровы в Донецке – как на курорте по случаю предстоящего Дня рождения своего руководителя (Лена родилась 10 февраля 1981г.). Два раза в неделю (по выходным) они участвуют в представлениях, каковых – по два в день (в каждом представлении – по два их номера). В Донецком цирке «Космос» – «Чудесная планета Цирк»: названная так программа собрала артистов из Украины, Российской Федерации и Молдовы. Благодарный донецкий зритель не жалеет аплодисментов. Особенно жаркими они становятся на экваторе всего представления, когда выступают акробаты под руководством Елены Федоровой. У них – два номера: «Акробаты на батуте» завершают первое отделение; «Акробаты на турниках» открывают второе. По будням у них – по две репетиции. А в остальное время – спи-отдыхай. Лена, правда, все готовит к предстоящим гастролям в Швеции.

Владимир Прозоровский

Добавить комментарий