Альберт Водовозов

Альберт Федорович Водовозов – известный украинский композитор, Заслуженный деятель искусств Украины, автор многих произведений для фортепиано с оркестром, симфонического оркестра, духового оркестра и голоса. 
Среди его работ можно выделить такие популярные произведения, как  симфонические поэмы «Прометей», «Праздник в Донбассе», героическая поэма «Краснодонцы», цикл фортепианных пьес «Веснянки», концерт для фортепиано, органа и симфонического оркестра «Диалоги». Альберт Федорович Водовозов — автор песен о Донбассе, его тружениках: «Край шахтерский», «Донецкие розы», «Чернобриві дівчата мої», «Я родился в Донбассе», «Праздник в Донбассе», «Марш донецких забойщиков», «Шахтерские жены», «Шахтер страны Советов».

Альберт Федорович Водовозов – известный украинский композитор, Заслуженный деятель искусств Украины, автор многих произведений для фортепиано с оркестром, симфонического оркестра, духового оркестра и голоса. 
Среди его работ можно выделить такие популярные произведения, как  симфонические поэмы «Прометей», «Праздник в Донбассе», героическая поэма «Краснодонцы», цикл фортепианных пьес «Веснянки», концерт для фортепиано, органа и симфонического оркестра «Диалоги». Альберт Федорович Водовозов — автор песен о Донбассе, его тружениках: «Край шахтерский», «Донецкие розы», «Чернобриві дівчата мої», «Я родился в Донбассе», «Праздник в Донбассе», «Марш донецких забойщиков», «Шахтерские жены», «Шахтер страны Советов».
Альберт Федорович родился 3 апреля 1932 года на Донбассе, в селе Ольховка Ворошиловградской области (ныне Луганской области). Альберт рос в бедной рабочей семье, где любили музыку, а родители часто пели, отец с увлечением играл на балалайке. Однако детсво Альберта не было безоблачным. Отец был репрессирован, мать воспитывала детей одна и работала в шахте. 
Выбрав для себя путь музыканта, Альберт поступил в Луганское музыкальное училище, где занимался по классу духовых инструментов и композиции у известного преподавателя Г.А.Архангельского. А в 1956 году Водовозов уже окончил Киевскую консерваторию по классу композиции, где учился у профессора, заслуженного деятеля искусств Украины Н.Н.Вилинского. 
В творческом становлении будущего композитора немаловажную роль сыграли прослушанные им лекции профессора Л.Н.Ревуцкого, Б.Н.Лятошинского, а также общение с известными композиторами А.Я.Штогаренко, К.Ф.Данькевичем, Г.И.Майбородой, Г.Л.Жуковским. После окончания консерватории композитор вернулся на Донбасс, где он проводил активную творческую и профессиональную деятельность. В 1956 года Альберт Федорович стал преподавателем теоретических предметов в Донецком музыкальном училище. По его инициативе было открыто композиторское отделение и факультатив, где и проходили занятия с начинающими композиторами. В 1956-1960 годах Водовозов занимал должность руководителя Шахтерского ансамбля песни и танца Донбасса, а в 1963-1964 годах работал звукорежиссером Донецкой студий телевидения. Среди его насыщенной и успешной профессиональной деятельности также значаться должности члена президиума Союза композиторов Украины, председателя правления Донецкой организации, дирижера шахтерского ансамбля, музыкального редактора телевидения, председателя всесоюзных джазовых фестивалей, председателя жюри смотров художественной самодеятельности. 
Музыка Альберта Федоровича Водовозова экспрессивна, сила ее прямого воздействия в открытой эмоциональности. Музыкальные конструкции рациональны, устойчивы. Есть основания предполагать, что сильнейшие стороны дарования композитора обнаруживаются в его вокальном творчестве. Он увлечен обработкой украинских, русских народных песен, сочинением романсов, песен, произведений для голоса с оркестром, струнным квартетом. Их главные общие свойства – изящная простота мелодии, ритма, подвижность психологических состояний. В спокойных эпизодах композитор выводит на второй план инструментальные медитации, в подвижных частях связывает интонационно тематические соло, плавно сливающиеся и подчиняющиеся логике инструментального и вокального диалога. 
Примечательно, что художественные приемы, к которым прибегал автор после окончания консерватории, во многом предвосхищают выразительные средства музыки позднего периода творчества. Остинато, маршеобразный ритм, неожиданная смена фактуры, обилие аккордики, высокая поэтичность лирики сообщают произведениям глубокое родство. Альберт Федорович уделяет большое внимание штриховому разнообразию инструментальных партий, желая с максимальной точностью передать свои принципы инструментальной выразительности.

Подготовила Полина Довгань

Добавить комментарий