Танкер “Донбасс”

Реквием по каравану PQ-17

В известной книге В.Пикуля “Реквием каравану PQ-17” отведено немало строк, посвященных героическому подвигу экипажа танкера “Донбасс”… Ниже вашему вниманию предлагаются выдержки о нелегкой и трагической военной судьбе этого судна, носившего имя нашего родного края, взятые из книги Г.А.Руднева “Огненные рейсы”.

Танкер «Донбасс» 

Место постройки Николаев
Год постройки 1935
Скорость в узлах 11,5
Дейдвейт, тыс. тонн 11,0
Род двигателя ДВС
Род топлива жидкое
Вооружение 2 пушки, несколько крупнокалиберных пулеметов

Танкер «Донбасс» в конвое PQ-17
Танкер «Донбасс» под командованием капитана М.И.Павлова в составе конвоя PQ-17 следовал в порт Архангельск. В его танках находилось 10 тысяч тонн льняного масла.
День 4 июля 1942 года для экипажа танкера был очень тяжелым, потребовавшим от моряков большого мужества, напряжения сил. Звонки громкого боя прозвучали вовремя: низко на горизонте появились торпедоносцы, шедшие на большой скорости. Их было не менее пятидесяти. Когда самолеты приблизились к танкеру на расстояние орудийного выстрела, капитан М.И.Павлов отдал команду: «Открыть огонь по противнику».
Моряки встретили врага мощным огнем. Прямым попаданием снаряда из кормового орудия, которым командовал второй помощник капитана М.Р.Кравец, один из торпедоносцев был сбит. Не успев сбросить торпеды, с работающим мотором он упал недалеко от борта. Огнем из крупнокалиберного пулемета моторист В.П.Хачко прорезал корпус второго торпедоносца, который, также не сбросив торпед, упал в воду. Это была вторая победа моряков танкера «Донбасс».
Капитан М.И.Павлов удачно маневрировал судном, уходя от торпед. Но вот одна из них вышла прямо на танкер. Еще несколько секунд, и она взорвется в корпусе судна. И тогда командир орудия М.Р.Кравец делает выстрел по воде, по курсу движущейся торпеды. Снаряд падает впереди нее, и от его взрыва она меняет свое направление, проходит мимо танкера.
– Спасибо, орлы, за вашу работу. Поздравляю с успехом, — передал капитан по телефону кормовому расчету.

Как только корабли охранения оставили караван и торговые суда получили право самостоятельного плавания, капитан М.И.Павлов проложил курс на север, с расчетом дойти до кромки льда и, придерживаясь ее, повернуть на восток к Новой Земле, а затем уже следовать на юг.
Через день вахтенные «Донбасса» заметили на поверхности моря три спасательные шлюпки. Приблизившись к ним, команда подняла на борт 51 моряка с потопленного американского транспорта «Даниэль Морган». Больным была оказана медицинская помощь. Капитан американского транспорта сердечно поблагодарил моряков «Донбасса» за спасение и заботливое отношение.
Он выразил желание спасенных членов экипажа участвовать в сражении с врагом и нести вахты наравне с советскими моряками.
На подходе к родным берегам, когда казалось, что опасность миновала, над «Донбассом» вдруг появился фашистский «юнкере». Он дважды атаковал танкер. Во время второго захода снаряд, посланный американскими артиллеристами, разорвался близко от самолета, который сразу же вышел из пике и с дымящимся мотором, теряя высоту, удалился в сторону норвежского берега.
За небольшой отрезок времени моряки двух союзных стран научились отлично понимать друг друга. И когда мимо «Донбасса», стоящего уже на рейде Архангельского порта, проходили корабли союзников, иностранные моряки с восхищением кричали: «Рашен танкер! Виктори! Виктори!»
М.И.Павлов специальным рапортом доложил военно-морскому атташе США о достойном поведении американских моряков и выразил им искреннюю благодарность от экипажа «Донбасса».
За время этого боевого рейса отличились старший механик М.М.Федоров, третий помощник капитана М.Н.Опарин, третий механик И.Д.Малахов, мотористы Ф.И.Лаврентьев, М.К.Нилов, Н.П.Галкин, В.Н.Тимофеев, старший помощник капитана В.Е.Быстрых, боцман Т.С.Чернухин, матрос Б.М.Васильев и многие другие.

За отличное выполнение задания Советского правительства и проявленное мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил многих членов экипажа танкера «Донбасс» орденами и медалями. Кроме того, за этот рейс капитан М.И.Павлов был награжден английским орденом «За боевые заслуги».

Неравный бой
4 ноября 1942 года танкер «Донбасс» под командованием капитана В.Э.Цильке снялся из бухты Белужьей на Новой Земле и последовал на Исландию.
На следующий день примерно на траверзе пролива Маточкин Шар «Донбасс» подвергся нападению фашистского бомбардировщика. Встречный огонь артиллеристов танкера и своевременные маневры судном заставили воздушного пирата сбросить авиабомбы вдали от судна и скрыться.
7 ноября неожиданно из надвигающихся сумерек появился военный корабль и с большой дистанции обрушил на танкер артиллерийский огонь. Экипаж «Донбасса» вступил в неравный бой с многократно превосходящим по силе и боевым средствам фашистским военным кораблем. От вражеских снарядов вышли из строя все агрегаты машины, прервалась внутренняя связь, в топливных танках загорелась нефть. Огнем охватило машинное отделение и котельное. Вскоре загорелись кормовые надстройки, а затем и центральные.
Видя, что судно не тонет, а экипаж продолжает отстреливаться, фашисты выпустили две торпеды, которые переломили танкер пополам. Носовая его часть отделилась от корпуса и пошла ко дну, а кормовая, охваченная огнем, еще держалась на плаву. Это произошло на двадцатой минуте от начала сражения с немецким пиратом. Через пробоины в корпусе забортная вода стала быстро поступать внутрь, и обломок танкера начал медленно погружаться в воду.
Фашистский корабль не прекращал обстрела, хотя его жертва была обречена. Но и моряки «Донбасса» сражались до последней минуты. Из-за большого расстояния их снаряды не достигали цели, и фактически танкер находился в положении расстреливаемого.
Видя безвыходность положения, капитан В.Э.Цильке приказал всем оставшимся в живых морякам покинуть обломок танкера. Когда с танкера прекратился ответный огонь, военный корабль перешел с левого борта на правый и, используя отсвет пламени, стал приближаться и обстреливать из пулеметов плавающих в воде моряков.
Сделав свое гнусное дело, фашистский рейдер прекратил огонь и скрылся в темноте. Оставшиеся в живых моряки «Донбасса» оказались на легком плоту без запасов пресной воды и продуктов. Под действием свежего ветра плот как легкую песчинку понесло на север Баренцева моря.
Однако фашистам нужны были доказательства их разбойничьей «победы». Освещая прожектором плот, они подошли вплотную и бесцеремонно подняли на борт своего корабля изможденных моряков. Тех, кто был ранен или находился в тяжелом состоянии, оставляли на плоту. Шестнадцать моряков с «Донбасса» втолкнули в носовой кубрик, где уже находились моряки с потопленных английских и американских судов.
9 ноября 1942 года пленных доставили в порт Альта (Северная Норвегия) и сдали береговой охране, а потом погнали в лагерь для военнопленных. В феврале 1943 года их переправили в Гдыню (Польша) и поместили в концлагерь для моряков. Здесь они пробыли до 1945 года. В это время Советская Армия уже громила гитлеровских захватчиков по всему фронту, и в конце марта советские моряки были освобождены из фашистского плена и вернулись на Родину.

P.S. Примечательный факт  – впоследствии несколько (!) преданных СССР по ленд-лизу американских танкера были переименованы ими в… “Донбасс”. Судьба одного из них до сих пор находится под завесой тайны. Вот что пишет Тамара Стрельникова из Владивостока:

“В 1944 году мою маму как стахановку направили работать поваром на суда торгового флота. Корабль, на котором мама пошла в рейс, и ещё несколько судов прошли в конвое через Северный морской путь в Ленинград. Домой команда возвращалась через Москву.
Мама хотела остаться на берегу, но в январе 1946 года её направили на танкер «Донбасс», который должен был идти в Сан-Франциско за топливом.
В середине февраля «Донбасс» возвращался во Владивосток через Тихий океан. Был солнечный день, послеобеденное время, мама со старпомом проходили вдоль судна, обсуждая меню на ужин. Вдруг раздался треск, грохот, корабль переломился пополам. Мама осталась на половине кормы, старпом исчез в разломе, нос стало относить в сторону.
Несколько человек на обломке танкера трое суток, при начавшемся шторме, болтались в море. Предполагали, что судно было торпедировано. На 4-е сутки к ним подошёл американский корабль, спустили шлюпку, но из-за больших волн близко не смогли подойти, в шлюпку пришлось прыгать. Прыгнув, мама ушла под воду, её вытаскивали багром. Пришла в себя уже в горячей ванне.
Когда американцы узнали, что мама повар, попросили сварить русский борщ. Готовый борщ американские моряки перелили в бачок с краном, и пили только жидкость, очень хвалили. По приходе в Сан-Франциско спасённых людей передали в русское консульство.
А в это время во Владивостоке по радио сообщили о гибели танкера. Мне было 7 лет, я жила в это время у родственников. Очевидно, меня бы сдали в детский дом, но, к счастью, мама вернулась.
Что же на самом деле случилось с танкером? В чём причина гибели почти половины экипажа? Где-то в 1977-78 гг. мама обращалась в юридический отдел Дальневосточного пароходства, ей ответили, что дело о танкере «Донбасс» – секретное и не подлежит разглашению.”

Удивительное сплетение судеб – первый танкер спасал в полярных морях американских моряков, экипаж же его “тёзки” через несколько лет спасли американцы…

Мало того – был человек, Евгений Николаевич Лепке, плававший за свою жизнь на четырех танкерах “Донбасс”! Вы можете прочесть о нем и его морских воспоминаниях.

Добавить комментарий