Деркульский конный завод

Нет в окружении человека животного, которому бы он был обязан более, чем лошади. Она его незаменимый умный помощник в повседневном труде, преданный, верный друг в жизни, красивый, грациозный спутник в дороге. На Руси всегда высоко ценили и отдавали должное лошади: любили, жалели, лелеяли, любовались, гордились и заботились о ней. Свидетельства тому – многочисленные народные пословицы и поговорки: «Гони лошадь не кнутом, а овсом», «Сыпь мешком – не пойдешь пешком», «Не спеши ехать – спеши кормить»…

В конце XVIII — начале XIX вв. в степях юго-восточной Украины было основано несколько конных заводов. На данный момент из четырех государственных конезаводов три находятся на Беловодщине, Луганская область, (а четвертый, Стрельцовский – в соседнем Меловском районе). Если же вспомнить наше недавнее совместное прошлое, то в Российской империи кроме наших четырех заводов тогдашнего Старобельского уезда Харьковской губернии существовало всего три державных конезавода. И самый старший из всех – Деркульский.
Однако конезаводы Луганщины – это ко всему и история; мало того – и архитектура. В том же Деркуле конюшни – памятник архитектуры конца XVIII столетия. Классицизм в чистом виде. В 1767 г., когда был основан Деркульский конезавод, на престоле в Санкт-Петербурге сидела Екатерина ІІ. Заводы в степи империи понадобились для ремонта войсковой конницы (уже в следующем, 1768-м вспыхнула очередная русско-турецкая война 1768 – 1774 гг.)
В 1767 г. построены первые здания — выводной манеж и центральная тренерская конюшня. Другие службы появились позднее, в 90-х годах XIX в. во время Великой Отечественной войны многие постройки завода были разрушены. Уцелели тренерская конюшня, «японский» манеж (на нем сохранилась табличка с датой постройки— 1897 г.) и контора.
Основным сооружением комплекса является большое здание тренерских конюшен, построенное из красного кирпича на каменном фундаменте, оштукатуренное, одноэтажное, со сводчатыми перекрытиями. Оно состояло из трех симметричных продольных крыльев, соединенных поперечным (западное не сохранилось). На пересечении крыльев и в торце восточного — квадратные манежи. Эти помещения более высокие, чем основное здание, выступают ризалитами на фасадах. Строгий и лаконичный образ здания создается чередованием гладких поверхностей стен с расчлененными полуциркульными нишами и ризалитами, завершенными треугольными фронтонами. Сама постройка, безусловно, есть дань почтения и поклонения императрице Екатерине II.
Даже сама форма строений с высоты птичьего полёта выглядит в виде монограммы Е II. Где Е – центральная тренерская конюшня, а II – строения чуть поменьше, ниже и уже, и в них содержали обычно маточное поголовье и молодняк. В народе эти здания называли «варки». Происхождения и этимология этого слова неясны.
Сохранилось деревянное, круглое в плане здание «японского» манежа. Особый интерес представляет поддерживающая крышу сложнейшая система деревянных балок, опирающихся на стоящий в центре столб из кедрового дерева. Эта конструкция, напоминающая японский зонтик, и дала название манежа.
В Беловодской районной газете за 1956 год «Сталінський заклик» в заметке «Из истории родного края» говорится, что автором проекта и строителем «Японского» манежа был Скотин Иван Филлипович – рабочий Деркульского завода.
В стороне от основных зданий, отделенное сквером стоит здание конторы — кирпичное, оштукатуренное, одноэтажное, вытянутое в плане. На фасаде — четырехколонный ионический портик, стены расчленены пилястрами.
Как утверждает директор музея Деркульского конного завода и писатель Александр Федоров, «ремонт» по-французски означает «смена седла». Тут важно, чтобы кони вообще были. На это три четверти столетия и работали четыре наших конезавода, а в 1843 г. царь Николай издал указ: заняться племенным коневодством. В частности, Деркульскому заводу поручили выращивать чистокровную английскую верховую породу. Успешность такого начинания проверили в 1906-м. В том году жеребец Гаммураби, выиграв Всероссийское дерби, отправился покорять свою историческую родину. Говорят, англичане долго не могли поверить, что в придонецких степях можно выращивать такое диво.
Еще одна гордость Деркула – жеребец Задорный. В разгар Карибского кризиса, когда человечество с трепетом ожидало Третьей мировой, Задорный не побоялся отправиться в самую пасть к «империалистам» и осенью 1961-го выиграл Всемирное дерби в Лаурелли (это где-то под Вашингтоном). Восхищенные янки наградили коня персональной попоной, и теперь она – центральный экспонат заводского музея. А вообще разнообразных кубков, грамот, дипломов – несметное количество.
Сегодня, кроме «англичан», в Деркуле выращивают украинскую верховую породу. Появилась она благодаря самому известному коннику Советского Союза маршалу Семену Буденному. Надо отдать должное скромности Семена Михайловича. Он дважды – в 1937-м и в 1950-м появлялся на заводе, но ни разу не выразил возмущения тем, что здесь не выращивается его «именная», буденовская порода. Зато в 50-м выразил искреннее удивление: как это так? Есть в мире арабская порода, есть английская; существуют даже какие-то голштинская с венецианской – а украинской нет! Ну если маршал сказал…
Зарегистрировали породу в 1991-м. Аккурат к году провозглашения независимости. Говорят, очень неплохая порода, но пока лучшие результаты у ее представителей – это победы на всеукраинских соревнованиях.
Лошадь и человек – они тысячелетиями идут рядом. Ни один из «братьев наших меньших» не сделал для человека больше, чем лошадь. И на поле пашни, и на поле брани. И мы, нынешнее поколение, не должны допустить, чтобы история Деркульского конного завода закончилась на нас.

Походушки

Добавить комментарий