Времена не выбирают: в них живут и умирают

Борис Витков

Знаменитый фотограф родился и вырос в Донбассе. 17-летним ушел на фронт, в своей легендарной «тридцатьчетверке» прошел путь до Берлина. Войну гвардии старшина Витков видел через прицел орудия тяжелого танка. За свои боевые подвиги, о которых редко рассказывал, получил орден Красного Знамени, орден Славы III степени, три медали «За отвагу»…
Фронтовик Витков на войне был не летописцем. На войне он воевал. Запоминая сердцем все, что пережил за эти четыре военных года.
Сразу после войны Борис Витков пришел в газету и остался там на всю жизнь. Ни разу газете не изменил и ни разу не подумал переменить «порт переписки».
Борис Витков был преданным солдатом своей эпохи. Преданным и безоглядным. Он жил, славил людей, трудившихся на полях и в доменных цехах, ездил по стройкам и шахтам, он был неутомим, и угнаться за ним было непросто даже неофитам журналистики.

Борис Витков

Борис Витков был Мастером самой мирной профессии – фотожурналистом

Знаменитый фотограф родился и вырос в Донбассе. 17-летним ушел на фронт, в своей легендарной «тридцатьчетверке» прошел путь до Берлина. Войну гвардии старшина Витков видел через прицел орудия тяжелого танка. За свои боевые подвиги, о которых редко рассказывал, получил орден Красного Знамени, орден Славы III степени, три медали «За отвагу»…
Фронтовик Витков на войне был не летописцем. На войне он воевал. Запоминая сердцем все, что пережил за эти четыре военных года.
Сразу после войны Борис Витков пришел в газету и остался там на всю жизнь. Ни разу газете не изменил и ни разу не подумал переменить «порт переписки».
Борис Витков был преданным солдатом своей эпохи. Преданным и безоглядным. Он жил, славил людей, трудившихся на полях и в доменных цехах, ездил по стройкам и шахтам, он был неутомим, и угнаться за ним было непросто даже неофитам журналистики.
Когда молодые журналисты приходили в газету, Боб (так Бориса любовно называло не одно поколение журналистов) выносил свой приговор: «Из этого толк будет», «А из этого ничего не получится». И всегда его предсказания сбывались.
Боб никогда не писал газетных материалов, он был фотокорреспондентом, и мир воспринимал, нацелив в него фотообъектив. И, надо сказать, фотообъектив его был зорок и умел видеть то, что обычному взгляду было недоступно.
Далеко после войны, вместе с журналистами «Комсомолки», он повторил свой боевой путь с фотоаппаратом в руках. В результате вышла книга, ставшая бестселлером. Эта книга вместе с наградами находится в постоянной экспозиции Донецкого областного краеведческого музея.
Он был асом фотожурналистики. Представитель эпохи, он создал школу фотожурналистики, слава которой шагнула далеко за пределы Донбасса. Борис Витков был воплощением времени. Вместе с ним ушла эпоха, в которой уместились война, разруха, успехи первых послевоенных пятилеток, титаническое развитие Донбасса, комсомольские стройки.
Его стаж в газете «Комсомолец Донбасса» – 40 лет. Всю жизнь он любил только трех женщин – Родину, жену и газету.
Фотоработы Виткова обошли все издания Советского Союза. Талантливый мастер неоднократно побеждал в фотоконкурсах «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», был в числе первых лауреатов областной комсомольской премии имени Артема.
Очень многие работы Боба уже давно стали классикой нашей фотожурналистики. Пересказывать их содержание – дело неблагодарное: на них надо смотреть. Смотреть. Думать. Сопереживать.

Донецкий музей фотожурналистики и фототехники
Генеральная идея создания музея, ее главная цель – воссоздать уникальные страницы истории фотожурналистики в Донецком регионе, отразить вехи ее современного развития. В Украине и за рубежом существует множество музеев, посвященных фотографии, но проект, разработанный Донецким областным благотворительным фондом «Наследие» им.Бориса Виткова, можно считать уникальным.
Музей стремится не просто рассказать о профессиональной деятельности фотокорреспондентов, работающих в разное время в Донецком регионе: известного во всем мире фотожурналиста Евгения Халдея, который родился в нашем городе, а также Л.Азриеля, Б.Виткова, В.Гончарова, Е.Комма, Г.Навричевского и многих др.; показать их известные фотоработы, личные вещи, награды, документы, но и отразить историю развития фототехники в целом.
Работники музея с радостью знакомят посетителей со специальной литературой по фотожурналистике, фототехнике, антологии фотографии; фотоальбомами разных эпох.
Основой построения экспозиции музея являются: фотоработы известных фотожурналистов, их документы, личные вещи, награды, фотоальбомы, книги, а также коллекция из 500 уникальных раритетных и современных экземпляров фотоаппаратуры и аксессуаров к ним с краткой аннотацией на каждый из них.
Это своеобразная экскурсия в забытое прошлое, а для молодого поколения – знакомство с раритетом фотографии.
В основу научно-просветительской деятельности музея положены разнообразные мероприятия для посетителей. Прежде всего, традиционная форма работы – проведение экскурсий. Только за два года музей посетило шесть тысяч человек.
Сейчас в музее планируется расширение экспозиции.
Огромную помощь, без которой вряд ли бы мы сегодня смогли окунуться в прошлое, оказали Донецкий городской голова Александр Алексеевич Лукьянченко, Донецкий городской совет, Донецкая областная организация НСЖУ и многочисленные спонсоры.
Двери Донецкого музея фотожурналистики и фототехники открыты для всех. История ждет встречи с вами.

Международный общественно-политический журнал “Европа-Центр”. №27 (2010)

Добавить комментарий