Краматорские деньги. Легенда или быль?

На сей раз наш разговор пойдет о деньгах, однако преимущественно в историческом контексте. Полагаясь на покровительницу истории Клио, мы припомним времена, когда человечество дало себя обмануть и доверило банкирам золото, а собственные кошельки стало набивать банкнотами — никчемными заменителями благородного металла. Словом, сегодня — немного хронологии и несколько малоизвестных фактов о бумажных денежных знаках, в том числе — о краматорских.
Владимир Коцаренко

ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ “ХРУСТАМИ” НЕ БЫЛИ
Первые дензнаки, прежде чем стать таковыми, бегали на четырех ногах. Простите, но это отнюдь не шутка. Заменить звонкую чеканную монету чем-то иным человек догадался еще в древности: условные денежные знаки появились свыше 2000 лет назад в Карфагене. Они были изготовлены из… кожи. Очевидно, будучи даже новыми, они не хрустели, что характерно для нынешних новеньких купюр. Если верить историкам, этот звук впервые порадовал китайцев: считается, что идея бумажных денег пришла в голову известному изобретателю Поднебесной Гусайлуню. Как выглядели эти деньги, европейцы узнали благодаря послу Людовика IX Вильгельму де Рубруку, посетившему Китай в XI веке, а спустя 200 лет о них рассказал путешественник из Венеции Марко Поло.
В Западной Европе в скрытой форме система бумажных денег появляется в ХIII-ХIV вв. под видом частных векселей, передававшихся из рук в руки, и “билетов золотых дел мастеров”.
Идея выпуска бумажных денег снова воскресает в 1690 году в Северной Америке (в штате Массачусетс) во время военных действий против Канады. Тогда в штате даже наступил финансовый кризис, который, правда, удалось преодолеть. В 1775 году в Северной Америке последовал выпуск “со ntinental curr епсу” — континентальных денег.
Первый опыт выпуска “всамделишных” бумажных денег в Европе имел место во Франции на заре правления Людовика XV. Система ден знаков, введенная неким Джоном Лу в 1716 году, через три года кончилась полным крахом королевского банка и тяжелым экономическим кризисом в стране.
Печальному примеру французского двора тем не менее последовали другие европейские страны. К этому их подтолкнули рост товарооборота и недостаток средств, поглощаемых беспрестанными войнами, неоправданной роскошью и неумелым ведением хозяйства.
Австрия первой последовала за Францией. В 1762 году австрийское правительство выпустило в оборот так называемые “банковые записки”. Выпуски продолжились и в последующие годы, так что в конечном итоге эти деньги обесценились. Указом от 20 февраля 1811 года государство было объявлено банкротом, а “банковые записки” обменяли на погасительные квитанции в соотношении 1:5.
Пруссия ненамного отстала от соседки. В 1765 году в Берлине был основан Прусский королевский банк, и вслед за этим последовал выпуск бумажных денег.
Что касается России, то она стремилась поспеть за Европой. По сведениям, в XII-XIII вв. в Великом Новгороде обращались деньги в виде прямоугольных кусков меха и кожи. Считается, правда, что роль кредитных знаков эти “деньги” не играли. Только в 1769 году, во времена царствования Екатерины II, в России были выпущены бумажные деньги, названные ассигнациями. После войны 1812 года империю потряс финансовый кризис, а позднее, в 1839 г., состоялась денежная реформа графа Канкрина, когда в основу денег был положен серебряный, а через 50 лет — золотой рубль. Благополучие продолжалось до 1915 года.

ДЕНЕЖНЫЙ ХАОС
Россию извели бессмысленные войны и разноголосая партийная трескотня, посеявшая в головах людей смуту, сомнения и безотчетный протест. И тогда на смену вековой незыблемости явились “временные”. В армии мнение солдатского комитета подменило приказ… И вот уже заветной “катеринке” грош цена в базарный день.
Денежное обращение в стране в период первой мировой войны, революции, а затем гражданской было нарушено. По этой причине повсюду стали выпускать местные деньги. Денежные суррогаты печатали все кто хотел: города, заводы, шахты, кооперативы, генералы, “батьки” и проч. С 1918-го по 1924 гг. на территории бывшей империи имели хождение около 5.000 разновидностей бон (временные бумажные дензнаки). Подобного мир еще не знал.
Временные денежные знаки КМО краматорчане в 1917 году на руки так и не получили.
В историю денежного обращения той поры свой вклад внес и наш регион. За период 1917-1924 гг. здесь также выпускались в обращение местные обязательства, боны, знаки, талоны, контрамарки, ордера и чеки. Все они были призваны сыграть роль временных денег.
В 1917 году выпуск местных суррогатов — большая редкость. В них еще не нуждались — на руках у людей было полно царских кредиток и “керенок”. Нетерпение выказало Изюмское уездное земство (Краматоровка, как вы уже знаете, тогда была в составе Изюмского уезда Харьковской губернии). В год Октябрьской революции в Изюме были выпущены так называемые обязательства — дензнаки достоинством 100 рублей. Остальные населенные пункты (отнесенные теперь к Донецкой области) подобными фактами в 1917-м, похоже, себя не проявили.
1918 год спровоцировал появление на денежном рынке нашего края новых эмитентов. Городское самоуправление соседнего Славянска выпустило свои боны достоинством в 1, 5, 10, 25 и 100 рублей. Тогда же отделение государственного банка в Юзовке осуществило выпуск денежных знаков (1, 3, 5, 10 и 25 рублей). В то время в Донбассе ширится кооперация: потребительская, сбытовая и др. Нередко кооперативы выпускают в обращение свои боны. Точно известно, например, что в 1918 году Дружковско-Торецкое общество потребителей в Дружковке выпустило дензнаки — 1, 3, 5 и 10 рублей.
Не стал исключением и 1919 год — в Донбассе продолжали появляться новые боны. В соседней Дружковке упомянутое заводское общество потребителей дважды в 1919 году осуществляло выпуск денежных обязательств. При власти “белых” появились денежные разменные знаки (1, 3, 5 и 10 руб.) частного Гранд-отеля в Юзовке. Не исключено, что в тот год выпустил боны и Коммерческий клуб в Бахмуте (ныне г.Артемовск).
После завершения гражданской войны практика местных эмиссий не прекратилась. Как правило, в роли эмитентов по-прежнему выступали потребительские кооперативы. На бонах некоторых из них отсутствует дата. Однако большая часть датируется 1922-1923 гг. Достоинство бон — от 1 копейки до 250.000 рублей. Примерами эмитентов этого периода могут служить: рабочий кооператив “Горняк” (Горловка), Единый кооператив для рабочих “Юго-стали” (Мариуполь), Рабочий кооператив трудящихся Юзовских горных заводов и рудников.
Таким образом, по подсчетам автора, в 1918-1924 гг. денежные суррогаты были выпущены в 10 населенных пунктах, ныне входящих в состав Донецкой области.

КРАМАТОРОВКА — СЛУЧАЙ ОСОБЫЙ
Как это ни удивительно, однако Краматоровка в истории денежного обращения бывшей Российской империи тоже заняла свое особое место.
В 1917-м рухнуло царское самодержавие. Казалось, вся держава должна была обвалиться в тартарары. Тем не менее здесь, у станции Краматорская, невзирая ни на что, продолжал выпускать продукцию завод Краматорского металлургического Общества (КМО). Вероятно, осенью правление предприятия стало весьма остро ощущать дефицит денежной массы для расчетов с рабочими и инженерно-техническим персоналом. И, наверное, тогда у дирекции созрела идея выпустить временные денежные знаки КМО.
Согласно известному в среде коллекционеров каталогу “Бумажные денежные знаки” под редакцией Ф.Г.Чучина, в 1917 году КМО выпустило временные дензнаки достоинством 5, 10 и 25 рублей. Авторы каталога, похоже, не сомневались, что эти боны были в обращении. Но они ошиблись, причем дважды. Авторов можно понять: их каталог увидел свет в 1924 году в Петрограде, и, естественно, к тому времени они не владели полной информацией о подробностях местных выпусков где-то в глубинке страны.
Ясность внесли составители другого каталога, изданного в Ростове-на-Дону спустя три года. В нем авторы сообщают следующее: “Краматорская. Донбасс. Металлургическое общество. 1917. Временный денежный знак 1917 года. 1, 3, 5, 10, 25, 100 руб. — все бланки”.
Итак, дензнаки КМО были в не трех, а шести номиналов. Но что значит — бланки? Крупнейший московский бонист В.Рахилин в свое время подсказал мне, что бланки — это незаконченные денежные знаки, то есть подготовленные к выпуску, но в обращение так и не поступившие. Вот, оказывается, в чем дело. Правление КМО заказало дензнаки, их напечатали — предполагалось, что в обороте они окажутся в декабре 1917 года (на это указывает дата на бонах). Но жизнь распорядилась по-своему. В Петрограде большевики захватили власть, и хозяева завода, наверное, поняли, что пора им прощаться с Краматоровкой. Тут уж не завод — свою жизнь следовало спасать. В результате дензнаки КМО так и остались лежать где-то в кладовой или сейфе. Потом большевики их уничтожили — лишь единицы попали в руки коллекционеров.
О том, что дензнаки КМО не были в обращении, свидетельствует и такой факт: на них отсутствуют традиционные в таких случаях печать и подписи директора, доверенного лица и кассира. Они не успели…
Что ни говорите, но благодаря данному обстоятельству Краматоровка и в “денежной” истории оставила свой след — отличилась, так сказать. Бумага дензнаков КМО имела защиту — водяные знаки. И что с того? Ведь за этими дензнаками не было ни грамма золота! Метла времени, думалось, смела “бланки” навсегда. Но спасибо коллекционерам — сберегли их. И теперь у нас есть возможность видеть эти уникальные свидетельства нашей истории.
А еще, глядя сегодня на доллары, стоит помнить участь временных денежных знаков Краматорского металлургического общества. Что поделаешь, история имеет тенденцию повторяться. Мало кто знает, но однажды горький опыт финансового кризиса заставил американцев ввести в Конституцию США специальный параграф, навсегда запрещавший выпуск бумажных денег.

«Технополис» №25 (414) от 22 июня 2000 г.

Примечание:
хрусты — жаргонное слово, обозначающее бумажные деньги

Добавить комментарий