История Луганского края. Глава 1. Очерки истории Подонцовья в древности (Эпоха раннего металла. Часть I)

Меловая флора

Энеолит – медно-каменный век (5-4 тыс. до н.э.) – в Украине связывают с появлением в Поднепровье и Поднестровье поселений трипольской культуры. На Левобережье в то время происходили свои исторические события, связанные со скотоводами разнокультурных групп степных племен. Истории и культурам энеолита Подонцовья посвящен очередной материал очерков истории края.
В последнее время заметно возросла активность луганских археологов в изучении энеолитических памятников на Северском Донце, получены большие и значимые в научном отношении материалы, позволившие наметить археологические культуры, которые “участвовали” в событиях истории Подонцовья в 5-3 тыс. до н.э.

Глава 1. Очерки истории Подонцовья в древности.
Эпоха камня в Подонцовье
Эпоха раннего металла
Эпоха раннего железного века
Подонцовье — «коридор» движения и расселения народов в раннем средневековье
Глава 2. Наш край в XIV—XVIII вв.
«Русские поселки» в Золотой Орде. Край в XIV—XVI вв.
Правительственная и народная колонизация края во второй половине XVII— начале XVIII вв.
Поселения донских и запорожских казаков на территории края
«От Бахмута даже до Лагану понеже суть мест пустые…» (заселение края в 1711—1795 гг.)
Глава 3. Луганщина в XIX веке
Луганский литейный завод
Зарождение угольной промышленности в Донбассе
Промыслы и перерабатывающая промышленность
Геологические исследования края
Сельское хозяйство Луганщины в первой половине XIX века

Глава 1. Очерки истории Подонцовья в древности

Эпоха раннего металла. Часть I

Энеолит – медно-каменный век (5-4 тыс. до н.э.) – в Украине связывают с появлением в Поднепровье и Поднестровье поселений трипольской культуры. На Левобережье в то время происходили свои исторические события, связанные со скотоводами разнокультурных групп степных племен. Истории и культурам энеолита Подонцовья посвящен очередной материал очерков истории края.
В последнее время заметно возросла активность луганских археологов в изучении энеолитических памятников на Северском Донце, получены большие и значимые в научном отношении материалы, позволившие наметить археологические культуры, которые “участвовали” в событиях истории Подонцовья в 5-3 тыс. до н.э.
В археологических памятниках энеолита Подонцовья находятся признаки практически всех культур, известных на юго-востоке Европы. Среди них особое значение принадлежит среднестоговской культуре (дальше – ССК). Формирование культуры, надо полагать, происходило в междуречье Днепра и Дона. В этом же пространстве находится Подонцовье, поэтому есть все основания говорить о местном характере ССК на Северском Донце. Поселениям ССК свойственны неукрепленные, обычно в низких поймах или надпойменных террасах, небольшие поселки. Могильники находятся вблизи поселений.
Историческая роль ССК состоит в том, что она являлась основным компонентом в образовании будущей ямной культуры.
Керамика ССК включает в основном две формы сосудов – горшки и миски, реже находят кубки, миниатюрные сосуды. Горшки и кубки всегда высокогорлые, низ (дно) остродонный, орнаментом оформлены только верхние части сосудов. Эти признаки характеризуют как бы классический тип посуды ССК.
Хозяйство населения ССК предположительно носило производящее направление, но эту точку зрения разделяют не все. Ряд ученых первостепенное значение в этой культуре придают роли речного, в особенности моллюскового, собирательства, простейшему рыболовству. И все же о скотоводстве, главным образом, коневодстве, следует говорить; во времена энеолита лошадь уже была домашним животным, и это наиболее ранние признаки приручения лошади европейцами.
С проблемой приручения лошади тесно связан и вопрос использования их для верховой езды. В пользу последнего говорят находки псалий – специальных костяных приспособлений для управления лошадью с помощью узды.
Кроме скотоводства, на поселениях ССК отмечены орудия для охоты, прослеживаются следы зарождения земледелия.
В заключение, назовем наиболее достоверные, известные в Подонцовье памятники ССК. К ним относят поселения Клешня (оз.Клешня), оз.Зановское, с.Подгоровка, с.Новоселовка. На части из них уже были проведены раскопки, другие представлены не более чем местонахождениями, которых у нас более 30.
Заметный след в истории энеолита Подонцовья оставила новоданиловская (НДК) культура, обнаруженная Н.Е.Макаренко в 1930 г. при исследовании Мариупольского могильника. Она в большей мере известна по захоронениям. Ее погребения отличались особым набором предметов (прежде всего, изготовленных из кости). Погребения устроены в грунтовых ямах, стенки которых иногда обставляли плитами или же могли накрывать камеру. Скелеты чаще всего лежат на спине, в скорченном виде, ноги подняты в коленях кверху, руки вытянуты вдоль туловища, голова ориентирована на восток. При погребении умершего посыпали порошком охры, в качестве инвентаря клали ножевидные пластины, медные бусы, посуду, украшения из клыков вепря, раковины.
В 60-80 гг. ХХ в. в Луганской области было открыто несколько новоданиловских захоронений. Например, в 1973 г. был изучен курган на территории Луганского сельхозинститута, в котором оказалось 5 захоронений: 3 – катакомбных, 1 – ямное, 1 – энеолитическое. Энеолитическое выполнено в яме прямоугольной формы 2,7х2,35 м, стенки которой оформлены кусками мергеля. В ней обнаружены три скелета. Все они лежат в ряд на спине, руки сложены на тазе, ноги полусогнуты, но очевидно, что при захоронении они были подняты в коленях вверх. Скелеты взрослых людей, в особенности в области черепов, грудной клетки, таза и стоп, обильно посыпаны охрой.
Самой удивительной особенностью этой могилы был инвентарь, состоящий из 33 предметов, в их числе: 22 изделия из кремня – ножевидные пластины с ретушью (ножи) и без нее (заготовки), каменный абразив, изделия из кости и рога (флейта, зооморфное навершие на посох-жезл, подвеска), три кремневых топорика, два тесла, скребок. Разнообразный и в то же время многочисленный набор вещей, в особенности пластин, подводит к мысли о “захоронении” с умершими людьми “клада” предметов, принадлежавших в основном одному из погребенных, скорее всего тому, который размещен в средней части могилы. Пластины сделаны из кремня наивысшего качества. Такой материал происходил из месторождений у Лутугино или Зимогорье.
Новоданиловские древности раскрыты на могильнике у г.Александровск, на левом берегу р.Лугань. Здесь находился древний некрополь. Всего раскрыто 29 погребений, часть из которых оказалась энеолитическими.
В Подонцовье раскрыты захоронения в специальных каменных конструкциях – кромлехах, которые представляли собой архитектурное сооружение, гробницу умершего.
Редкий и оригинальный кромлех обнаружен на могильнике у с.Пионерское в Станично-Луганском районе. Размеры каменной конструкции 4,5х5 м, высота 1 м, камни стоят вертикально, но с наклоном вовнутрь, создавая впечатление, что ими был обставлен небольшой курган. Внутри кромлеха прослеживается неглубокая, прямоугольной формы погребальная яма.
Погребальное сооружение из крупных кварцитовых плит, уложенных в виде круга, было доисследовано в пгт Петровка. В центре гробницы находился скелет в красной охре. Возле головы найдены миниатюрный глиняный горшок с ручкой, большой кремневый нож, медное шильце, бронзовое тесло.
Особенно интересные и одновременно проблематичные ситуации возникают в связи со встречающимися костяными скипетрами как свидетельствами более высокой, нежели первобытный уклад, степени развития общества.
Новоданиловские древности в нашем регионе прослеживаются и на поселениях. Например, на Старобельской энеолитической стоянке в раскрытом жилище находились керамические обломки горшков новоданиловской культуры. А вообще, новоданиловцы устойчивых поселений почему-то не оставили; скорее всего, они обитали в поймах рек на сезонных стоянках.
Подводя итоги, можно заметить, что НДК является весьма своеобразным и колоритным историко-культурным явлением так же, как и трипольская культура. В ней появляются клады кремневых орудий и одновременно золотые изделия, прослеживаются какие-то знаковые системы, религиозно-магические символы типа “древа жизни”, выполненные охрой, навершия посохов в виде скульптур конеголовых животных, изготовляются антропоморфные стелы, обнаруживаются лечебно-хирургические или ритуальные лобно-затылочные трепанации черепов людей.
В качестве боевого оружия, кроме уже давно известных дротиков, копий, стрел, новоданиловцы используют каменные топоры, булавы. У них, судя по захоронениям со скипетрами и кладами, выделяются вожди, шаманы, ремесленники, воины.
По-настоящему высокотехнологической отраслью была кремнеобработка; свидетельство тому – изготовление очень крупных (до 20 см) пластин, которые после вторичной обработки приобретают формы изящных орудий. В ассортименте изделий из кремня, помимо пластин-ножей, были топоры, долота, тесла, скребки, резцы, сверла, наконечники. Сырьевыми источниками качественного материала служили кремневые выходы у поселков Сутоган, Зимогорье, Петровка, Лутугино. Кроме поверхностных сборов сырья, новоданиловцы знали подземные разработки. Древние шахты по добыче этого сырья раскрыты у с.Широкое в Донецкой области, на р.Крынка, здесь же найдены огромные нуклеусы длиной до 26 см.
Накопление в одних руках значительного количества (десятки и даже сотни) стандартных орудий – свидетельство тому, что они предназначались не для личных надобностей, а для обмена. Следовательно, заключают ученые, в среде новоданиловцев существовали группы людей – мастеров-изготовителей и менял кремневых орудий. “Мастерские” работали на сбыт как внутри своей общины, так и за ее пределами.
Итак, можно предложить, что ССК и НДК существовали одновременно и принадлежали племенам древних скотоводов, ассоциируемых с ранними протоидноевропейцами.
Представления об энеолите нашего края сформировались благодаря раскопкам погребальных комплексов. Значительно меньше, и только на начальной стадии, в Подонцовье изучены материалы поселений. Это сказывается на нашем знании тех культур, которые не очень выразительно, но все же участвуют в истории населения Подонцовья в период 5-3 тыс. до н.э. К таким, пока мало известным, культурам относятся репинская культура, культура воротничковой керамики, дереивская культура, константиновская культура, скелянская культура и др. Названия этих культур в основном происходят от названий населенных пунктов или топонимов, где они были обнаружены, они исторически определены, археологически обоснованы.
Все перечисленные культуры только фрагментами прослеживаются на поселениях у с.Преображенное Сватовского района, в пойме р.Красная, у сел Артема Станично-Луганского района, Трех-избенка Славяносербского района в пойме левого берега р.Северский Донец, Серебрянское, ур.Озеро Черниково в Кременной, на поселениях у сел Новоселовка, Подгоровка, г.Старобельск на правом и левом берегах р.Айдар и др. (всего 60-65 памятников обнаруженны разведками в Луганской области).
Завершая рассмотрение истории Подонцовья в период энеолита, задержим внимание читателя еще на трех вопросах. Первый касается кладов кремневых изделий; второй – степени распространения и применения изделий из меди; третий – произведений древнейшего монументального искусства степных племен энеолита.
При раскопках поселений и захоронений энеолита вероятность встретить медные изделия является более теоретической, нежели практической. Даже в трипольской культуре в пределах Украины и Молдавии за столетний период ее изучения найдено только несколько десятков мелких медных предметов. В Подонцовье медные изделия попадаются в виде украшений, их, скорее всего, получали с Северного Кавказа. На Донбассе выходы медных рудопроявлений известны в окрестностях с.Нагольное Антрацитовского района. Несколько меднодобывающих рудников обнаружены в с.Новозвановка Попаснянского района, ур.Картамыш. Но медистые рудоносные места были в основном интенсивно освоены в период поздней бронзы, так что факт получения меди из этих месторождений в энеолите маловероятен.
Теперь о так называемых “древних камнеорудийных кладах”. В Луганской области уже обнаружена серия “кладов”, состоящих из наборов кремневых производственных инструментов и заготовок к ним. Один из них обнаружен непосредственно в г.Луганск. Это “луганский клад”, в литературе он назван “донецкий”. По описаниям 1816 г., состоял он из крупных кремневых ножевидных пластин, аккуратно сложенных внутри большого горшка. Находки, естественно, не сохранились, но в архивных документах значится: “Рабочие Луганского литейного завода при рытье канала нашли глиняный горшок, в котором оказалось множество орудий, ножей, пил и прочих изделий из камня. Все из чистого кремня с чрезвычайным искусством сделанные. Некоторые ножи были длиной более четверти аршина (18-20 см), имели двустороннее лезвие”.
По нашим представлениям, клад находился в пойменной зоне правого берега р.Лугань, на километровом отрезке между железнодорожным вокзалом, или заводом им. А.Пархоменко, и бывшим Луганским литейным заводом, включая улицу им. В.Пятеркина, ведь именно в этом направлении был когда-то прорыт канал, подававший воду к заводу.
Вторым кладом кремневых орудий считается оз. Серебрянка в Кременском районе. “Серебрянские клады” – это более 50 предметов из кремня.
Самым крупным, известным в Подонечье, принято считать клад из с.Гончаровка у г.Изюм Харьковской области. Он состоял из 198 предметов, среди которых 168 крупных ножевидных пластин, 7 наконечников дротиков, 12 топоров. В этом же селе был найден еще один клад из 19 предметов.
Как же следует понимать и объяснять появление “хранилищ” кремневых изделий? Принято считать, что клады – это преднамеренное скопление однотипных, в особенности готовых, предметов, инструментов, орудий, которые предназначались не для личного пользования, а, по-видимому, для обмена. Если же однотипные предметы, например, наборы стрел или ножевидные пластины, сопровождают захоронения, то эту ситуацию объясняют как погребение мастеров с их изделиями. Однако существуют наборы кремневых предметов в виде заготовок или сырья. В таком случае в них видят производственные мастерские комплексы, состоящие из заготовок и отходов. Здесь о “кладе” говорить не приходится.
Итак, места складирования кремневых изделий, даже если в них были готовые предметы, вряд ли могут квалифицироваться как “клады” в современном понимании этого термина. Они олицетворяли в себе не тайность хранения, а место складирования готовых к обмену или уже полученных в результате обмена предметов. “Клады”, в которых преобладает сырье, заготовки-полуфабрикаты, отходы производств, имеют отношение к производственным технологиям; наконец, “клады” в погребениях – свидетельство трудовой деятельности умершего и его социального положения.
Теперь поговорим о древнем монументальном искусстве. В Подонцовье найдено 9 стеловидных изваяний. Три из девяти заслуживают особого внимания, так как, во-первых, найдены почти на верху курганных насыпей; во-вторых, семантика и иконография стел, технические приемы исполнения убедительно свидетельствуют об их древнем возрасте, в-третьих, у нас появилась возможность увидеть художественный почерк скульпторов энеолита, живших 6-5 тыс. лет тому назад в Подонцовье, чье искусство на 5-4 тыс. лет старше греческого.
В Национальном археологическом музее Украины (г.Киев) выставлена антропоморфная стела, обнаруженная в 1973 г. на кургане в Сватовском районе. Она имеет вид плоской плиты высотой 0,95 м, шириной 0,35 м. Древний мастер рельефно исполнил голову, плечи, а на плоской части “туловища” в технике пикетажа и низкого барельефа изобразил лук, стрелы, стопы ног, различные солярные знаки и линии, “всевидящее око”.
Еще одну стелу обнаружили в насыпи кургана у с.Астахово Свердловского района. И здесь для скульптуры была взята плита местного песчаника. На одной из ее узких сторон исполнены голова и плечи. Размеры скульптуры-стелы более внушительные – 2,3х0,7х0,4 м.
В Свердловском городском музее хранится третья антропоморфная стела, найденная А.Р.Смоляком в кургане у г.Ровеньки. Форма стелы овальная, размеры 1,3х0,8х0,2 м, песчаник местный. На одной из ее сторон техникой глубокой прочерченности изображены 8 зигзагообразных линий-борозд со змеевидной семантикой. В верх-ней части стелы – овал с черточкой, напоминающий глаз. Рисунки на стеле, видимо, связаны с идеей “воды и земли”, прежде всего в образе земноводных, известных среди древних земледельцев в Азии.
Говоря о практической стороне применения стел, мы считаем, что место их первоначального расположения следует связывать с древнейшими святилищами степняков-скотоводов. Они устанавливались на высоких местах, для них могли специально насыпать холмы. С приходом новых племен, с возникновением новых идей и верований прежние языческие идолы-обереги степей, утратив свое первоначальное предназначение и смысл, оказались поверженными. Они были свалены и погребены под насыпями.
Итак, мы познакомились с очередным периодом в истории нашего края. Находки, полученные в результате археологических изысканий, убеждают нас в том, что за время не более 2-2,5 тыс. лет (менее одной тысячной доли всей истории человечества) людьми было сделано много нового, творческого, прогрессивного. Причем заметим, что речь идет о микромире в 40-50 тыс. кв. км, каким является Подонцовье, или о еще меньшем – 26 тыс. кв. км территории Луганской области.

Бронзовый век – вторая историческая грань эпохи ранних металлов нашего края
Бронзовый век в представлении людей, сколько-нибудь знающих древнюю историю, – время, связанное с цветными металлами и сплавами из них. В соответствии с новыми данными, бронзовый век в Подонцовье начался в конце 4 тыс. до н.э. и продолжался до начала 1 тыс. до н.э. В своем развитии он прошел ряд периодов: ранняя бронза – ямная (древнеямная) культура (3,2-2,7 тыс. лет до н.э.), средняя – катакомбная культурно-историческая общность (2,7-2 тыс. лет до н.э.), поздняя бронза – срубное время (2 тыс. до н.э.).
Внутри каждого периода выделены варианты (типы) культур. Их названия происходят в основном от названий мест первых обнаружений, к примеру: донецкий, харьковско-воронежский, манычский, бахмутский и другие типы памятников катакомбной культуры.
Основные источники бронзового века известны по раскопкам подкурганных захоронений, и значительно меньше у нас информации о поселениях. Ориентировочное число курганов в Луганской области – 7-8 тыс. Они представляют собой могильники, состоящие из 2-20 курганов, нередки и одиночные насыпи. Приблизительное число уже раскопанных курганов на Луганщине составляет 300-320 единиц. В них раскрыто несколько тысяч захоронений, большинство из которых относится к бронзовому веку. Одни выполнены в обычных и усложненных ямах (ямные), другие – в камерах (катакомбах), третьи – в ямах с облицовкой деревом (срубом) или камнем, в виде ящика.
Ямная культура. В конце 4 – первой половине 3 тыс. до н.э., когда на Правобережье постепенно исчезала трипольская культура, в Левобережной Украине складывалась культура позднего энеолита и ранней бронзы – ямная культурно-историческая общность (ЯК). Это культура с экстенсивным скотоводческим хозяйством, индоиранской этнической принадлежности, сложилась она в Волго-Днепровском междуречье.
Во второй половине 3 тыс. до н.э. скотоводы ямной культуры начинали расселяться за Днепр, в места, где прежде была трипольская культура, и тогда там также возникали курганы. И всюду главным признаком данной культуры были небольшие курганы с погребениями, посыпанными охрой, костями, как бы “окрашенными” в красный цвет.
Появление ямников в степях Подонцовья заметно изменило ход истории нашего края. Итак, чем же ознаменована история Подонцовья в ямное время?
При анализе содержания ямной культуры археологи, ссылаясь на раскопанные поселения, определили, что вначале поселки у ямников были небольшие (1.000-1.500 кв. м), и это понятно, так как по своей природе население было связано с подвижным скотоводческим укладом жизни. Позднее возникают большие, до 15.000 кв. м, долговременные, даже укрепленные на случай обороны каменными стенами поселки.
Со временем изменяется погребальный обряд ямных захоронений. К примеру, в древнейших погребениях скелеты были вытянутыми; в более поздних – лежали на спине, с согнутыми ногами; в самых поздних – располагались скорченно, на правом боку. Однако всегда скелеты и дно могил обильно посыпаны охрой, отчего кости скелетов красные, как бы “окрашенные”. Для всех захоронений Подонцовья характерна бедность инвентаря, в могилах встречается только посуда, горшки яйцевидной формы, на которых изредка нанесен орнамент отпечатками шнура или гребенчатыми штампами.
Остановимся на конкретных примерах ямных захоронений Подонцовья. В с.Астахово Свердловского района было раскрыто четыре ямных подкурганных захоронения.
Могильные сооружения-ямы прямоугольной формы, накрыты деревом, бревна в древности частично обожжены. Погребенные лежат скорченно на боку, головой к западу. Инвентаря немного, но он очень интересный: медный нож, спиральные и серебряные подвески.
На этом же могильнике раскрыты расчлененные, а затем сложенные как бы “пакетом” захоронения частей тела. Здесь же были семейные усыпальницы с тремя скелетами в одной могиле – два взрослых и совсем младенец. Могила устлана толстой, состоящей из нескольких слоев, подстилкой, обильно посыпанной охрой. Ямные погребения из Астахова напоминают захоронения в дольменах Кавказа, с той лишь разницей, что здесь вместо каменных конструкций выстроены деревянные, из больших бревен гробницы. Кстати, таким же образом оформлена огромная, глубиной более 2 м, яма на могильнике у с.Пионерское, а также погребение у с.Преображенное. Не исключено, что в ямных захоронениях, где на строительство могил требовались большие трудовые затраты, погребена “знать”.
Высокое положение при жизни занимал человек, погребенный в кургане у с.Гончаровка. В погребении находились изящный плоскодонный сосуд, жаровня с углями, галечный растиральник, кусок охры, смолистое вещество (мумие), височные кольца из серебра. Рядом с жертвенником (крупная птица) была положена деревянная ложка. На дне сохранились пятна от порошковой охры и небольшой деревянный столовый разнос. Погребения ямной культуры раскопаны у сел Пионерское, Бобриково, Платоновка, Дариновка, у городов Ровеньки, Провалье, Горск, пос.Новотошковка и во многих других местах Луганской области.
Представления о жизни населения ямной культуры у нас только начали складываться. В частности, поселение под названием Сосновая роща в Кременском районе недавно частично раскрыто на берегу оз.Долгое. Площадь поселения 600 кв. м, раскопано 80 кв. м. Самой интересной находкой является обломок литейной чаши-тигля. Он может быть связан с медно-плавильным занятием.
Материалы ямной культуры обнаружены на стоянке у с.Подгоровка, на берегу р.Айдар, у г.Старобельск. Здесь жили люди в середине 3 тыс. до н.э., 55 веков тому назад.
Картографирование курганов ямной культуры убедило нас в существовании еще одного явления. Оказывается, курганы сооружали вдоль путей многолетних движений древних племен, и со временем здесь возникали могильники. По курганным могильникам удается определить общую направленность путей движения этих народов. Они регулярно перемещались в меридиальном направлении, т.е. по линии север-юг, причем с учетом направления русел рек бассейна Северского Донца.
Погребальные холмы ямников – это первые и наиболее древние курганы, появившиеся в нашем крае.

Средний, развитый бронзовый век Подонцовья и его культуры
Вторая ступень бронзового века на юге Восточной Европы относится к XXIII-XVII вв. 2 тыс. до н.э. В этот период возникает местная металлообработка, развивается скотоводство, возрастает численность населения, осваиваются новые земли, появляются новые виды курганных захоронений, поселений, налаживаются контакты между племенами и даже между целыми регионами, такими, как Нижнее Подонье и Поднепровье, Северный Кавказ и Поволжье.
Археологическими свидетелями этой эпохи в нашем крае являются специфические погребения в камерах-катакомбах. Общее количество катакомб, изученных в Подонцовье, составляет примерно 330-350 ед., эти захоронения получили название катакомбных и вошли в науку под названием “катакомбная культура”. Кстати, заметим, что история ее открытия и обнаружение ее первых памятников связаны с нашим краем. Еще в начале ХХ в. В.А.Городцов, проводя раскопки курганов в бассейнах рек Северский Донец и Бахмут, раскрыл и описал три вида погребальных камер и, соответственно, различные обряды захоронения в них. Исходя из обрядов, исследованных в курганах, он выделил три культуры, среди которых и были захоронения в катакомбах – катакомбная культура, известная также как донецкая. В дальнейшем, по мере накопления археологических источников, замечено, что в разных регионах степных и лесостепных зон полного однообразия катакомбных захоронений не существует. Появилась необходимость выделить локальные группы или варианты культуры: донецкий, бахмутский, манычский, ингульский, воронежский, харьковский. Теперь их называют “тип памятников катакомбной культуры”.
Памятники катакомбной культуры Подонцовья представлены погребениями и поселениями. Поселения изучены слабо, только на двух из 25 обнаруженных проводились раскопки: у с.Проказино в Старобельском районе и в ур.Кибикинская Дюна (колодец) возле железнодорожной станции Кондрашевская Старая (пгт.Станично-Луганское). Захоронений раскрыто гораздо больше. Естественно, что обо всех рассказать невозможно (г.Александровка, с.Астахово, г.Благовка, с.Бахмутовка, пос.Беловодск, с.Гончаровка, г.Горск, г.Луганск, с.Николаевка, с.Пионерское, с.Плотина, с.Преображенное, г.Приволье, г.Сватово, пос.Тошковка, пос.Фрунзе (Сентяновка), г.Червонопартизанск, с.Тимоново, с.Заречное, с.Н.Бараниковка, с.Великоцк), но на наиболее значимых мы остановимся.
Катакомбные погребения сосредоточены под курганами, а сами курганы зачастую расположены на высоких, коренных берегах, мысах, речных и балочных водоразделах. В кургане обычно встречается от 2 до 10 катакомбных камер, иногда их число достигает 25. Но следует иметь в виду, что “заполнение” курганов погребениями осуществлялось на протяжении длительного времени, возможно, в течении нескольких столетий. Как устроены эти захоронения?
Вход называется колодцем или шахтой, в одной из его стенок вырубывали погребальную камеру-катакомбу. Проход в камеру – лаз – мог быть и коротким, и удлиненным, до 50 см. Его обычно закрывали плахами из дерева, или каменной плитой, иногда антропоморфной стелой. Для этой же цели, вероятно, могли использовать плетень, дерн, вязкую глину, словом, все то, что могло “закупорить” могилу и погребенного в ней умершего человека. Таким образом, камера оставалась полым пространством со сферическим верхом высотой от 50 до 80-90 см.
В камере погребенного укладывали на растительную подстилку из камыша, соломы или на шкуры животных, предварительно посыпав их мелом и охрой. В погребении кургана у с.Пионерское в совершенно не обвалившейся камере сохранилась растительная подстилка, отчетливо прослеживался каждый стебель и лист древнего речного камыша. Тело было покрыто темной тканью. Поза всех погребенных скорченная, они как бы спят, лежа на правом боку.
Погребенных обычно укладывали лицом к выходу, при этом соблюдался принцип, по которому лицо должно быть направлено к солнечной стороне, т.е. к юго-востоку или югу. После совершения захоронения вход в камеру закрывали плахами, входной колодец засыпали землей.
В погребальный инвентарь входили: глиняные горшки, реже деревянная посуда, в некоторых сосудах сохранилась порошкообразная масса перетлевшей растительной пищи, изредка находят кости животных, черепа или конечности быков. У входа или внутри камеры ставили жаровни и курильницы. С помощью дыма из курильниц язычники изгоняли зло и нечисть из душ умерших и погребальных комнат-камер. Многие горшки совершенно пустые, видимо, в них при захоронении оставляли воду.
Во всех погребениях использовалась красная охра. Ею, измельченной в порошок, посыпали умершего, в основном голову, ноги, кисти рук. Встречается охра и в виде обработанных и простых кусков: их клали у головы, за спиной, у ног. Порошком могли изображать простейшие рисунки, линии, полосы. Они иногда чередовались с линиями, отсыпанными золой. Вообще надо заметить, что огонь, в виде очажка, иногда горел в самой катакомбе либо до погребения, либо в момент захоронения. Почти во всех погребениях перед лицом оставляли сосуды, причем их формы продолжают подражать горшкам ямной культуры. В это время в южных степях Восточной Европы применяется транспортное средство – повозка. Такое техническое изобретение появилось еще в энеолите.

Донецкая катакомбная культура и ее варианты в погребениях Подонцовья
Первой, по-настоящему развитой, группой памятников катакомбной культуры следует считать погребения донецкой катакомбной культуры. Племена этой культуры в XXIII-XVII вв. до н.э. занимали территорию рек Северский Донец и Бахмут, Северо-Восточного Приазовья и даже Нижнего Подонья. В чем же особенности этого типа памятников?
Погребальные сооружения традиционно начинаются с входных колодцев-шахт прямоугольной или квадратной формы со ступеньками, так как они порой достигали глубины 1,8-2 м. Входы в камеры закрывались деревянными плахами. Их обычно ставили одним краем на дно колодца, другим – к его стенке над входом в камеру. Иногда применяли каменные стелы.
Формы погребальных камер прямоугольные и округло-овальные. Верх арочный, высота сводов 0,8-1 м. На стенках прослеживаются следы орудий, с помощью которых вырубывали грунт суглинка.
На дне камер – остатки подстилок в виде белого порошкообразного мела и коричневого тлена шкуры животного. Умерших укладывали в скорченном виде на правый бок, ставили посуду.
Для сосудов этой культуры характерны высокое качество, за-глаженность стенок, изящная орнаментация, многообразие форм. Среди других предметов заслуживают внимания изделия из бронзы: вилки-крючья, ножи, шилья, долота, бронзовые бусы – и рядом же с ними кремневые орудия и оружие в виде крупных наконечников копий.
Региональное развитие донецкой культуры связано с памятниками бахмутского типа, распространившимися на территориях у Северского Донца в XXIII-XX вв. до н.э.
Внешне “бахмутовские” захоронения почти те же, что и “донецкие”, но в них ярче прослеживаются обряды окуривания, изгнания злых духов из могилы и тела умершего. Инвентарем такому обряду служили “жаровни” из днищ, из обломков стенок больших горшков, либо курильницы. Они обычно заполнены оставшейся после обряда золой. Жаровню ставили у изголовья или у ног. В могилах попадаются зольные пятна от очажков, так же связанных с обрядовой практикой. Погребальное “приданое” умершим бедное, оно ограничено небольшим набором предметов: посуда, орудия из камня, кости, металла (бронзы). Формы сосудов разнообразны, по-разному они и орнаментированы.
Иногда в погребениях бахмутского типа обнаруживают расчлененные костяки взрослых умерших мужчин. Например, в захоронении у с.Пионерское они были уложены компактно в одной из камер, вторая камера из общего для них колодца предназначалась для инвентаря и под кенотаф.
На позднем этапе катакомбной культуры в Подонцовье обозначились новые культурные образования под названиями: манычский тип и ингульский тип памятников. Причины перемен в культуре нашего региона кроются в систематических миграциях населения из смежных с Подонцовьем территорий. Примером влияния на Подонцовье может служить факт присутствия признаков захоронений и вещей из очень отдаленной от нас, так называемой ингульской культуры, известной на реках Ингул и Южный Буг.
Погребения ингульского типа выполнены в катакомбах, входные шахты к которым круглые, диаметром 1 м, камеры овальные. Одни из них глубокие, другие мелкие.
Умерших укладывали на спину в вытянутом положении, подстилали растительную циновку, которую посыпали мелом, а погребаемого покрывали шкурой крупного животного.
Одной из устойчивых составляющих обрядов следует считать применение охры. Ее много на дне камеры около лица, рук и ног, ею же иногда “расписывали” камеры. Уникальным открытием, связанным с применением охры, следует назвать обряд моделировки на лице умерших так называемых охристых масок. Ее, в виде смеси охры, древесного угля и мелко толченой ракушки, наносили на лица, замазывали глазницы, нос, уши и посмертные трепанационные участки черепа.
Встречаются случаи, когда глазницы умерших накрывали фрагментами керамики или мела, обточенными в виде кружков. Все эти обряды, видимо, связаны с религиозными воззрениями.
Инвентаря в захоронениях немного, почти половина вообще безынвентарные. Керамика характеризуется хорошим качеством, за-глаженностью стенок, умеренной орнаментацией и сравнительно приземистыми формами сосудов.
В могилы кладут топоры-молотки, наконечники стрел, металлические изделия.
Дальнейший путь катакомбной культуры Северского Донца связан с памятниками манычского типа.
К захоронениям манычского типа относят прежде всего те, которые сопровождаются специфическими по форме реповидными и высокими, цилиндрошейными горшками. Происходят такие горшки из Предкавказья, Нижнего Поволжья, но больше всего они известны на р.Маныч в Калмыкии. Там они сосредоточены наиболее компактно, поэтому и названы “манычскими”. Отсюда они распространяются по Северскому Донцу.
Заметный след в изучении бронзового века нашего края оставили раскопки, проводимые в самом г.Луганск.
Первые научные исследования курганных погребений на Луганщине были проведены в 1892 г. Н. Е. Брандербургом, среди них значатся могилы на р.Комышеваха, ур. Золой рудник в Попаснянском районе. Здесь был могильник из 11 насыпей-курганов. Сохранившиеся рисунки вещей из захоронений свидетельствуют о их принадлежности к катакомбной культуре.
С 1919 по 1929 гг. в Луганске и его окрестностях С.А.Локтюшев раскопал около 18 захоронений бронзового века. В их числе были древности из курганов, которые находились в 1 км к югу от города. Теперь это центр города в районе педуниверситета. Признаки некогда крупного могильника под названием “Фирсов курган” можно наблюдать и сегодня на усадьбах по ул. Матросова.
В 1925 г. в Луганске в 1 км на север (теперь это место находится на полях сразу за Каменным Бродом) раскопан курган с захоронениями в катакомбах. В них были сосуды реповидной формы.
Больше всего в г.Луганске было раскопано курганов в 1927-1928 гг. – 12 насыпей, но от них сохранились лишь некоторые ориентиры. Например, “Гусиновское кладбище” – это район Областной библиотеки. “Гартмановский курган” в районе Нового городка тепловозостроительного завода, курганы “Каменный Брод” и район “боен” теперь определить трудно, так как город очень изменился, да и боен в городе было несколько. Курганы “хутора Безумное” находились в районе современного кв. им.Гаевого. Сохранились сведения о существовании курганов на территории Областной детской больницы по ул. Оборонной. Здесь в двух курганах якобы было расчищено 50 захоронений, а общее количество предметов найденное в них, исчислялось сотнями единиц, но, как и в предыдущих случаях, ни чертежей, ни самих вещей не сохранилось. Самыми ранними здесь захоронениями считаются те, которые относятся к ямной культуре и имеют возраст в 50-45 веков. Остальные материалы из катакомбных захоронений, раскрытых С.А.Локтюшевым, датируются серединой 3 – началом 2 тыс. до н.э., т.е. 45-40 веков тому назад.
Среди раритетных вещей из луганских могил выделяются уникальные топор и булава с четырьмя выступами, фаянсовые бусы, которые связывают с Египтом времен Древнего царства. К числу редких находок относим найденный в одном из катакомбных захоронений череп подростка 8-9 лет, с очевидными признаками лобно-затылочной деформации. Антрополог М.М.Герасимов по черепу воссоздал образ мальчика, жившего примерно 45-43 века тому назад на территории, где теперь находится г.Луганск.
Хозяйственный уклад населения катакомбной культуры Подонцовья можно определить по находкам из захоронений, но гораздо надежней это можно сделать по материалам из поселений. К сожалению, они изучены слабо, полностью раскопанных еще нет. Назовем поселения, которые все же дали определенную информацию о хозяйстве периода раннего металла: с.Трехизбенка Славяносербского района, с.Проказино Старобельского района, еще пять поселений обнаружены в Кременских лесах: Серебрянское, Алешин Ручей, Кайдашино, Межручейное, Песчаное. Все они датируются примерно XVIII-XVII вв. до н.э. (38-37 веков тому назад). Индикаторами в определении их хозяйства явились около 5 тыс. костей животных от 126 особей. Какие же здесь были животные домашнего стада, а какие промысловые?
С учетом полной определяемости, 109 особей из них: быки – 42 особи (38,5%), козы, овцы – 14 особей (12,8%), домашние свиньи – 16 особей (14,6%), лошади – 17 особей (15,5%), собаки – 4 особи (3,6%). Дикие животные – от бобров и лис до оленей благородных, а также медведи, туры, кабаны – всего 16 особей (14,6%). Преобладание на всех поселениях в костных остатках взрослых особей, крупных животных свидетельствует о хорошей кормовой базе животноводства и оседлости. Находки костей бурого медведя, лося, лесного кота свидетельствуют о наличии даже “дремучих” лесов.
Под хозяйственной жизнью людей следует понимать и различные производства, ремесла, промыслы. Источниками наших знаний о ремеслах служат погребения, так как умершему клали те изделия, которые он изготовлял, и инструменты, с помощью которых он работал. Например, в захоронениях литейщиков находят их инструментарий (литейные формы, тигли, льячки, сопла, формовочная глина, воск, мел, абразивы). Сейчас в арсенале археологической науки степного Левобережья более 30 погребений литейщиков, из них половина приходится на Донецкий край, и это не случайно, ведь территориально он примыкает к южным кавказским зонам древних разработок цветных металлов. Оттуда на Северский Донец могли поступать готовые литые вещи, проникать опыт металлообработки, сырье (лом), необходимые материалы (сплавы бронзы). С Кавказа, по мнению ученых, шел и металл для изделий и готовые изделия. Подтверждением служат удивительные бронзовые вещи, сделанные литьем и ковкой, а найдены они в катакомбных захоронениях Подонцовья.
Среди предметов, сделанных из цветных металлов, уникальными являются бронзовые литые топоры, их в Луганской области найдено не более 5 экз., поэтому каждый не только само по себе уникальное изделие, но и надежная информация о древнем производстве и культурных контактах.
Традиционно литые топоры, найденные в Подонцовье, связывали с кавказским импортом, почти не привлекая сведений о находках литейных форм-матриц, по которым они могли быть изготовлены. По данным на 2000 г., в Донецком крае найдено несколько десятков форм-матриц.
О местном производстве топоров свидетельствуют погребения древних металлургов. Одним из примеров является захоронение литейщика у с.Пришиб Славяносербского района. В катакомбе найдена форма, по которой можно было изготовить топор с широким, слегка выгнутым лезвием и выпукло-вогнутым корпусом. Такой же вид у топоров из п.Беловодск и из с.Никаноровка Сватовского района.
Таким образом, краеведческая литература, касающаяся начала формирования Донбасса как горнопромышленного региона, за бортом истории оставила огромный пласт истории развития металлургии, возникшей здесь задолго до XVIII в. Признаки этого производства обнаружены в 60-70-х гг. XIX в. и подтверждены в начале XX в. материалами Бахмутских медных рудников. О потенциальных возможностях нашего края в деле развития металлообработки свидетельствуют наличие полиметаллов, разведанных в районе Нагольчанского кряжа, признаки металлоплавильных печей на Старобельщине у с.Проказино, литейные формы из с.Пришиб, литые топоры из п.Беловодск, сел Никаноровка и Розовка. Однако окончательно утверждать, что сплавы, из которых отлиты топоры, происходят из Бахмутско-Нагольчанских рудосодержащих месторождений, нельзя. Более того, эти сплавы ближе к мышьяковой кавказской бронзе. Видимо, в 3 – начале 2 тыс. до н.э. здешняя металлургия базировалась на сырье из Кавказа.
Более подробно остановимся на “загадочных” явлениях в истории племен ранних металлов Подонцовья, имевших отношение к древним языческим сакральным обрядам. К разговору о них нас побудили три факта, часто встречаемые в катакомбных захоронениях: 1) присутствие красной краски охры в могилах; 2) декоративное оформление погребальных камер; 3) курильницы, оставленные в захоронениях наряду с другим заупокойно-погребальным инвентарем. Начнем с материальных предметов сакрального назначения – курильниц.
Внешне они относятся к числу изделий из глины, поэтому их в литературе часто называют “чашами на поддонах”, а в археологической терминологии просто курильницами. Для чего же нужна была курильница? Естественно, для обрядовых магических действий, совершаемых древними язычниками в моменты захоронений, и у нас пока нет представлений о практике обряда при земном укладе жизни людей. Ее местонахождение – погребальная камера, сопутствующие ей материалы – древесный жар, в который могли подсыпать семена и травы с эфирными маслами, подливать ароматную жидкость. При их испарении или выгорании исходили ароматизированные пары, дым, смог. Их задача состояла в том, чтобы очистить погребальную камеру и душу умершего от злых, вредоносных духов. Очевидно, идея очищения имела место и в отношении жилищ.
Стенки курильниц специально были очень прочные, толстые, так что даже при падении культовая вещь не должна была разбиться. На курильницах в верхней части или в поддоне проделаны отверстия, в связи с этим возникает предположение, что, возможно, они подвешивались с помощью шнура, продетого сквозь эти отверстия, в жилищах.
О религиозно-магической (сакральной) принадлежности курильниц свидетельствуют не только их технический вид, но и художественно-семантическая (смысловая) сторона, например, крестообразность поддона, загадочность, замысловатость и изысканность орнаментальности.
Здесь, видимо, находят воплощение элементы мировосприятия, понимания, человеком того времени устройства мироздания, отраженные в символах, изображающих небо, землю, мужское и жен-ское начало, древо жизни, космические светила, огонь, календарные циклы. Например, схематическое изображение древа жизни – ствол с раздвоенным вверху изображением мужского начала в виде пары рогов быка, барана, женское начало изображалось в виде ромба, овала. Единство мироздания – огонь, земля, воздух и вода – могли быть воплощены в четырехлепестковых розетках, крестах. Наиболее прочное место в миропонимании древних людей занимал огонь (Солнце). Вероятно, поэтому курильницы несли на себе не только символику огня, но и практику его применения путем заполнения их горящими углями.
Некоторые изображения на курильницах и кубках можно связать с календарем. Например, четыре лопасти, четыре выступа, вероятно, отображают четыре времени года, семь выступов или меандровых спиралевидных диска вокруг креста – возможное количество дней, сменяющих фазы Луны, – будущие недели. Известны изображения двенадцати лопастей. Возможно, это двенадцать лунных месяцев, фиксирующих один год. И хотя прочтение древних идеограмм выглядят не более чем гипотезами к картинам религиозно-мифологических и реальных сторон познания мироздания древними людьми, но в них заложены основы будущей цивилизации.
Теперь остановимся на функциях охры в захоронениях катакомбной культуры.
В погребальном обряде степных племен Подонцовья, начиная с энеолита и на протяжении всего раннего и среднего бронзового века, часто применялась красная природная минеральная краска, именуемая в обиходе охра. В эпоху поздней бронзы она уже очень редка, а в погребениях железного века и вовсе не встречается. Следовательно, основными культурами, использовавшими в погребальном обряде охру, были ямная и катакомбная. Но и в самих ямных и катакомбных захоронениях ее применяли не одинаково, да и цвет был различным. В ямных погребениях использовали различные цвета, от оранжевых до желтых и коричневатых оттенков, в катакомбных – яркого алого цвета. Цветовые различия – это результат различных технологий и источников получения минерала. Разноцветие – также не случайность, и оно определяло разные символы. Например, красная краска и угли, встречаемые в захоронениях, – символы огня, а мел (известь) – символ очищения (чистоты), следовательно, эти материалы несли идею очистительной силы.
Такая трактовка сближает погребальные обряды ямно-катакомбной культуры с древними арийскими традициями; одинаковым является то, что в охре арийцы воплощали идею крови. Отсюда брал начало древний обычай приносить в жертвы животных или людей, а их кровью опрыскивать умершего или могилу перед захоронением.
При раскопках следы охры обычно фиксируют в нескольких разновидностях: в виде охристой подсыпки по дну всей камеры или только под скелетом, а также под отдельными его частями (ногами, руками, головой), в виде так называемого “окрашивания” костей, что означает посыпку охристым порошком всего тела умершего, в виде ограниченных пятен охры вокруг умершего, в виде комков (кусков) охры, причем здесь присутствуют как бесформенные, так и обработанные формы.
Редко, но все же практиковалась даже роспись охрой плит-стел, которыми закрывали вход в катакомбу, наконец, ею окрашивали стены катакомб.
“Художественное оформление” погребальных камер осуществляли несколькими приемами. Первый прием – частичная окраска стен, сводов камеры. Второй прием – нанесение полос-линий на дне камер порошковидным составом охры, мела, золы. Третий прием – декорирование камер посредством изображения ступней ног человека.
В этой связи интересны находки стоп в катакомбных погребениях в ур. Зеленая Роща и с.Гончаровка. Стопы могли находиться у входа в камеру или ближе к изголовью погребенного. Как правило, катакомбы, в которых обнаружены следы стоп, не стандартные, их площади колеблются от 4 до 9 кв. м. В катакомбах с меньшей площадью обычно изображена одна стопа, а в самых больших – их бывает даже четыре. В этих же могилах замечено увеличение количества погребальной тризны и инвентаря. В чем смысл этих изображений?
Археологи считают, что идеи что-либо изображать происходят из практики ямной культуры. Уже тогда люди знали и применяли порошковую живопись. Правда, порошок для устойчивости соединения с каменной фактурой скульптуры могли разводить на жировой основе. Художественный прием с применением порошка называется “техника ранголи”, и ее можно наблюдать в изображении полос на дне могил. Этнографы отмечают, что даже теперь индо-арийцы украшения и знаки исполняют в технике ранголи: наносят символы возле порога, при входе в жилище. Погребальная камера была своеобразным “вечным жилищем” умершего, поэтому неслучайно стопы изображены у входа в нее.
Самой уникальной и пока что единственной находкой, имеющей отношение к декоративному оформлению камеры, считаем ту, что обнаружена в 1974 г. в кургане у пос.Тошковка Славяносербского района. Внутри погребальной камеры, в специально вырезанной нише, сохранился барельефный портретный образ пожилого бородатого мужчины с драматическим изображением лица, с широко открытым, будто “кричащим” ртом.
Социальные устройства обществ того времени определяем посредством изучения погребений. Определенное значение в этом вопросе следует уделять погребениям детей различных возрастных групп, от младенцев до подростков и юношей. Все они как бы навсегда остались в “мире детства”, но нельзя не заметить, что общество по-разному относилось к детям различных возрастов и по мере возмужания каждому было определено свое место. По захоронениям, посредством изменения обрядов и наборов сопровождающего их инвентаря, удается проследить механизм подготовки ребенка и подростка к статусу взрослого. Определим признаки, характеризующие разновозрастные детские захоронения.
Большинство детских погребений являлись индивидуальными, но известны случаи парных захоронений детей (с.Преображенное) или семейные погребения детей и взрослых (с.Гончаровка).
Над захоронениями детей, как и взрослых, возводили или досыпали курган (курганы).
В детских захоронениях ямной культуры, по сравнению с катакомбными, обычно больше инвентаря, в них кладут амулеты – астрагалы, украшения, горшки и детские горшочки, но почти нет орудий труда, тем более оружия. Причины присутствия вещей амулетированного и оберегового направления ученые видят в том, что ребенок не обладал системой собственной защиты, а поэтому взрослые, естественно, стремились обеспечить ему “спокойное” загробное существование посредством оберегов. К тому же ребенок без прохождения обрядов инициаций (возрастных обрядов посвящения) не был допущен и включен в категорию взрослых.
Для большинства детских индивидуальных погребений характерно обильное применение охры или других минеральных красок. Их использовали при выделении границы входа и самой могилы, для окраски ног, головы, рук.
В ряде детских погребений охра встречается в виде шариков, “хлебцов”, вырезанных из нее малых емкостях типа ладонок. Охру могли класть у головы в мешочках из кожи.
Как об исключительно редком обряде детских захоронений следует сказать о погребении в “колыбели”, когда был обнаружен скелет ребенка в возрасте до 1,5 лет, который лежал в сплетенной из прутьев лозняка и лыка корзине – подобии детской колыбели.
Итак, археологические источники, имеющие отношение к захоронениям детей и младенцев, показывают, что социализация в древних обществах намечается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении постепенного взросления человека. Антропологические данные свидетельствуют о следующей половозрастной структуре захоронений: подростковые составляют от 13 до 20%; взрослые, соответственно, – 80-87%, причем, мужские – до 50%, женские – 30-35%. Погребения названных структур выглядят далеко не одинаково, в частности, это касается наборов вещей и усложнений погребальных конструкций. С их учетом все захоронения подразделяются на три возрастные группы.
Детские и подростковые, среди них детские ранней ступени развития (от 2-3 до 12 лет); для них характерны минимальные размеры и, следовательно, небольшие затраты на строительство могильных ям.
В захоронениях средней и старшей возрастных групп (12-18 лет) начинают класть некоторые предметы в виде орудий труда из кремня (захоронения взрослых обычно характеризуются наличием наборов вещей, орудий и оружия). Эти данные позволяют сделать вывод, что в хозяйственной жизни ребенок, даже подросток, существенного участия не принимал.
Общественное положение ребенка определялось не только возрастом, но и статусом родителей или той группы, к которой они принадлежали. Об этом убедительно свидетельствуют погребения, в которых найдены скелеты с деформированными черепами. Такой обряд был далеко не массовым, даже избирательным, и распространялся лишь на определенную и очень ограниченную часть общества, в котором, видимо, уже было принято “передавать” и “наследовать” определенные функции. Деформированный череп с последующей реконструкцией образа подростка найден в кургане в г.Луганск. Уже с детства, а тем более в зрелом возрасте, человек внешним видом головы выделялся из всех других: его череп искусственно удлинен кверху. Его общественное положение, видимо, также было неравнозначным с другими членами общества.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о существовании в тогдашних обществах определенных половозрастных групп, что и отражено в их погребальных обрядах и инвентаре. Время протекания процессов, изложенных нами, – в диапазоне XXVIII-XX вв. до н.э.

Добавить комментарий