Полицейские тайны Юзовки

Описание А.Б.Петрищевым  Юзовки практически совпадает с рассказами других представителей интеллигенции, побывавших здесь в конце ХIХ – начале ХХ века…

В апреле 1905 года, в разгар революционных событий в России, в известном в то время ежемесячном литературном и научно-популярном журнале «Мір Божий» был опубликован материал «Обыкновенные отношения». В публикации поднимались проблемы свободы слова, произвола чиновников, бюрократии и сложных отношений между работодателями и подчинёнными на крупных промышленных предприятиях накануне революции. Одним из населённых пунктов, попавших в поле зрения автора статьи, писателя, публициста, общественного и политического деятеля Афанасия Борисовича Петрищева, был посёлок Юзовка.

Пассажир «философского парохода»

Поскольку имя журналиста незаслужено забыто, несколько штрихов из его биографии. А.Б.Петрищев родился в 1872 в г.Брянске. Окончил учительский институт в Белгороде. В 1893-1901 гг. работал учителем , сотрудничал в газетах «Орловский вестник», «Приднепровский край», «Вести Юга». В 1904 г. дебютировал в петербургском журнале «Русское богатство» автобиографическим очерком «Из заметок школьного учителя». В период революции 1905-1907 гг. редактировал журналы «Весть» и «Щит». В 1906 г. стал одним из основателей партии народных социалистов (трудовиков). В 1907 г. издавал брошюру «Триста лет. 1606-1906», за которую отдан под суд. В 1917 г. поддержал Временное правительство, резко осудил Октябрьскую революцию. В 1917 г. редактировал газеты «Народное слово» и «Слово в цепях». Некоторое время заведовал культпросветотделом в г.Брянске, но в 1921 году был вызван в Петроград Луначарским «для литературной работы». В 1922 году арестован и выслан за границу. Он стал одним из пассажиров знаменитого «философского парохода». В 1930-1940-х гг. в эмиграции сотрудничал в еженедельнике «Дни» (Париж), издававшемся А.Ф.Керенским, в журнале «Русские записки» (Париж; Шанхай), издававшемся П.Н.Милюковым; в газете «Новое русское слово» (Нью-Йорк).  Дальнейшая судьба А.Б.Петрищева неизвестна. Следы его теряются в США в 1949 г.

Бюрократия по-юзовски

Описание А.Б.Петрищевым  Юзовки практически совпадает с рассказами других представителей интеллигенции, побывавших здесь в конце ХIХ – начале ХХ века:
«Весною 1903 г., разъезжая в качестве любопытствующего журналиста по донецкому району, я попал, межу прочим, и в Юзовку. Собственно Юзовка состоит из двух частей.  Одна – обывательская, торговая. В некотором от неё отдалении – унылый ряд избушек, удивительно похожих друг на друга, выбеленных, закопчённых, без малейшего признака надворных построек и зелени. Это рабочая Юзовка. Издали она очень напоминает солдатский лагерь…».

Попасть в рабочую Юзовку приезжему журналисту не удалось, пришлось довольствоваться рассказами заводских служащих о жизни в посёлке. Один из таких людей, занимающих довольно видное положение на заводе, пожаловался ему на полицию:
«- Помилуйте, – говорил он, мы, т.е. новороссийское общество, содержим пристава и полный штат городовых… Я говорю «содержим», потому что казна не даёт ни копейки, и юзовская полиция жалование получает исключительно от конторы завода. На нашем иждивении сотня казаков, которая здесь имеет постоянную квартиру. Согласитесь, это весьма серьёзный расход. И представьте, если что-либо случится, ни мы, ни наш пристав не вправе пустить в ход вооружённую силу. Понимаете: мы же содержим казаков и мы же лишены возможности ими пользоваться! Сначала извольте телефонировать или телеграфировать в Бахмут исправнику… Бюрократия и формалистика. В этом всё наше несчастье… Мы уже не раз ходатайствовали, чтобы нашему приставу было, наконец, разрешено пускать в дело казаков. Нам отвечают: нельзя, так как это право, по закону, предоставлено лишь исправникам и полицеймейстерам. В таком случае, говорим, назовите нашего пристава исправником, полицеймейстером, вице-губернатором, как вам угодно. Если по штату нужна прибавка жалования, сделайте одолжение – дадим и прибавку. Новороссийское общество на вооружённую охрану тратит десятки тысяч. И расход в 2-3 тыс. рублей ничего не составляет… Оказывается, и переименовать пристава в полицеймейстеры нельзя. Почему? А потому, изволите ли видеть, что посёлок Юзовка, по характеру своему не принадлежит к разряду местностей, где может быть учреждена должность полицеймейстера».

Выслушав заводского служащего, журналист с негодованием резюмирует: «Коротко говоря, Новороссийское общество домогалось, чтобы полиция, которую оно содержит, имела право по первому требованию заводской администрации «выпускать» вооружённых казаков на рабочих. Даже министр В.К. фон Плеве не счёл возможным такое домогательство удовлетворить».

Государственная машина в действии

Но всё же, по мнению автора, домогательство это не было лишено своеобразных оснований. Дело в том, что в 1902 году в Екатеринославской губернии велись ожесточённые споры, почему русские заводы не могут выпускать дешёвых продуктов для «широкого народного сбыта». Позже эта проблема была решена. Англичане, по примеру Юза, активно везли криворожскую руду в туманный Альбион на обработку. Первые сведения о закупке руды англичанами появились весной 1903 г., а в начале 1902 г. ещё были некоторые спорные моменты. Для того, чтобы выяснить специфику русских накладных расходов, как раз именно в Бахмутском уезде и был произведён подсчёт, сколько стоит заводам содержание полиции. Оказалось, около 300.000 руб!

И тут же включилась в действие государственная машина. Впрочем, слово автору: «Докладная записка» об этом была, как гласит предание, представлена тогдашнему министру финансов и покровителю отечественной промышленности С.Ю.Витте. Министерство финансов сообщило её министру внутренних дел В.К. фон-Плеве. Министр фон-Плеве «запросил» бывшего екатеринославского губернатора графа Ф.Э.Келлера. Граф Келлер «запросил» бахмутского исправника. «Стоустая молва» раздувала канцелярскую переписку до размеров крупного исторического события. Говорили даже, что на этом деле В.К. фон-Плеве может «споткнуться» вместе со своею «системой».

Спокойствие в данной ситуации сохранял только бахмутский исправник. Он просто и убедительно доказал чиновникам, что шумиха поднята зря. Да, мол, вся сумма без остатка расходуется на организацию мер усиленной охраны на заводах Бахмутского уезда. А так как эта самая усиленная охрана нужна хозяевам заводов, поскольку без неё рабочие «забунтуют», то и оплачивать её должны заводчики. И поскольку расходы по «усиленной охране» контролю не подлежат, то и исправник, и подчинённые его ни перед кем отчитываться не обязаны.

Такие вот тайны полиции открылись журналисту в Юзовке.

Елена ЗГИННИК

Добавить комментарий