Виктор Дубильер — джазовый продюсер, создатель и президент Донецкого джазклуба, основатель Донецкого джазового фестиваля, владелец гигантской коллекции джаза; в конце 90-х — автор и ведущий программы «Джаз-тайм» на радио «Европа +».
Фрагмент книги Юрия Верминича:
…В числе активистов клубного движения, участников той давней встречи в Таллинне был один молодой и тогда ещё ничем не выделявшийся человек, имя которого по ряду причин стало широко известно среди музыкантов и любителей джаза в 70-80-е годы. Это нынешний джазовый деятель и крупнейший филофонист Виктор Дубильер.
Его предыдущая джазовая биография была типичной для фэна, хотя узнал я его только в 1967г., а в иностранных журналах потом читал, что В.А.Дубильер — пианист и горный инженер. Будучи моложе меня на несколько лет, тем не менее, он рос в 50-х на тех же самых джазовых именах и популярных мелодиях, поэтому у нас с ним до сих пор в этом плане одинаковые ностальгические симпатии. Обладая цепким, острым умом, работающим как компьютер, с годами Виктор превратился в многопланового музыкального эрудита, да без этого и нельзя было обойтись в его разножанровой пластиночной деятельности. Можно было только позавидовать его эрудиции, к тому же, она дополняла его сдержанный, немногословный характер, когда он создавал и возглавлял донецкий джаз-клуб «Донбасс-67».
Согласно архивам, его открытие состоялось 24 мая того года, сразу после Таллинна, давшего заряд и стимул. В активе клуба были люди, как и в других городах, тоже малоизвестные за пределами Донецка, но именно на этих джазфэнах всё там и держалось (во всяком случае, в первое десятилетие). Дубильер был не один, его поддерживали и окружали Ан.Макаренко, С.Н.Генералов, Ю.Лаврухин, Вл.Островский, Вик.Степаньков, Ал.Раевский. Всех их я хорошо знал, т.к. между Воронежем и Донецком тогда были регулярные тесные контакты, ходил удобный прямой поезд, и мы участвовали во всех здешних фестивалях джаза или просто посещали их, а Виктор со своими музыкантами нередко приезжал к нам. Многое у нас было связано с Донецком в те годы.
Клуб и фестивали — главная заслуга Дубильера перед земляками в насаждении джаза среди угольных шахт Донбасса. Причём лет через 6-7 повседневная клубная работа там практически сошла на нет, но фестивали сохранились, как редкий пример того, что их можно проводить без регулярного активного функционирования джаз-клуба. Т.е. если этим делом заниматься уже достаточно профессионально. Первый фестиваль там состоялся в 1969 г., он был посвящён (тогда всё обязательно чему-либо посвящали) 100-летию города и назывался, соответственно, «Донецк-100», отчего в дальнейшем приходилось делать каждый раз перерасчёт, чтобы установить, что, например, какой-нибудь «Донецк-114» проходил в 1983г. (это был 8-й фестиваль, т.к. они проводились через год).
Хотя из этого города не вышли новые советские джазовые «звёзды» (кроме нашей «блуждающей звезды», трубача Валерия Колесникова), туда на донецкие фестивали охотно приезжали джазмены со всего Союза — и мастера, и дебютанты. Именно там в 1973 г. мы впервые услышали (по представлению нашего открывателя новых имён и талантов В.Б.Фейертага) группу «Архангельск» Вл.Резицкого с весьма затронувшей меня тогда красочной самодельной пьесой «Дриада»; там состоялась премьера оригинальной программы трио Г-Т-Ч «Триптих», и, наверное, в последний раз публично выступил на выезде блестящий ансамбль Ан. Герасимова (вскоре этот незаурядный московский тенорист отбыл в Штаты). В 70-е годы фестивали в Донецке всегда бывали организованы безукоризненно и основательно, они проходили, как правило, в великолепном Дворце молодёжи «Юность» напротив современной гостиницы «Шахтёр», где обычно жили все приезжие гости, и даже в сильный мороз (февраль-март) можно было без пальто перебежать дорогу, а все возникавшие в течение этих дней мелкие неувязки и накладки устранялись быстро и оперативно, что делало честь предусмотрительному президенту джаз-клуба Дубильеру и его людям. Во время концертов эти люди позволяли себе расслабиться и иной раз слушали их из буфета.
Позже вместо клуба и горкома комсомола роль главного организатора джаз-фестивалей, всё более профессиональных, стала брать на себя Донецкая филармония, музыкальным редактором которой работала Алла Аркадьевна Дубильер. Благодаря этому семейному джазовому тандему и его связям, в городе начали появляться и зарубежные музыканты, что тогда было ещё редкостью. Так, в мае 1978 г. мы встречали там «Рэгтайм бэнд» Гюнтера Шуллера из Новой Англии, а в сентябре 1979 г. слушали аутентичный «Preservation Hall jazz Band» из Нового Орлеана, не говоря уже о соседях из Польши вроде пианиста Адама Маковича и диксиленда «Old timers». Правда, позже 1982 г. мне в Донецке больше бывать не приходилось.
После 3-го донецкого фестиваля в солидном английском ежемесячнике «Jazz journal» (№1 за 1974г.) была опубликована довольно подробная информация о джаз-клубе «Донбасс-67». Статья заканчивалась просьбой ко всем западным читателям о гуманитарной помощи клубу в виде присылки любых джазовых пластинок в адрес президента, лучше заказной бандеролью. Кажется, подобные объявления были и в других зарубежных изданиях. Как всякий любитель джаза, Виктор, конечно, имел в то время определённую коллекцию дисков, но результат его обращений к Западу превзошёл все ожидания. И дальше на его месте крупным филофонистом мог бы стать каждый. Но не каждому была дана такая деловая хватка, смекалка, сноровка, расчёт и оборотистость. В этом отношении среди наших джазфэнов мне некого поставить рядом с Дубильером. Вскоре через своих новых знакомых на той стороне он уже участвовал в каких-то пластиночных аукционах и распродажах подержанных дисков, а также был в курсе всех новинок от Голландии до Штатов, получая самые разнообразные каталоги — от Билефельдера до микрографий. Позднее он мог прямо заказывать любые нужные диски, зная об их выходе благодаря справочникам типа «Шванн» и своим корреспондентам в дюжине стран мира.
Его коллекция росла в геометрической прогрессии, и к концу 70-х Витя считал свои пластинки не на штуки, а на метры, заполнив ими всю квартиру. Конечно, «в нагрузку» ему присылали много случайного барахла, от которого он постепенно отделывался, обзаведясь огромной сетью клиентов по всему Союзу от Риги до Новосибирска и от Мурманска до Тбилиси. Дубильера знали десятки людей в разных городах. Со своей стороны ему не составляло никакого труда отправлять за рубеж всякие русские диски (включая и наши джазовые записи) на обмен целыми коробками, и из магазинов по продаже уценённых пластинок он никогда не уходил с пустыми руками. Как теперь говорят, он был весьма способным дилером, хотя и продолжал работать по специальности инженера-технолога, но, фактически, филофония стала основным содержанием его жизни. Правда, в 1979 г. у него произошёл серьёзный конфликт с местным почтовым ведомством, которое вернуло ему целый грузовик неправильно оформленных бандеролей, и этот конфликт продолжался около года, однако он не внёс заметных изменений в его кредо, и в дальнейшем жизненный уклад Виктора Абрамовича практически сохранился.
При небывалой свободе индивидуальных товарно-денежных отношений в России в момент написания этих строк та былая пластиночно-коммерческая деятельность Дубильера ныне может вызвать лишь лёгкую усмешку, а, с другой стороны, он де-факто способствовал распространению джаза вширь и вглубь, принося объективную пользу и делая отдельных людей счастливыми. Ибо для какого-нибудь джазфэна, живущего на той же Камчатке или в Урюпинске, В.А. являлся единственным источником приобретения его любимых пластинок, которые он, может быть, искал всю жизнь, за что адресат был безмерно благодарен оптовому отправителю и не хотел потом терять такого идеального поставщика. Несколько достаточно редких дисков «от Дубильера» (Сара, Армстронг, Сан Ра) осели и у меня.
К тому же нельзя забывать, что сам Виктор при этом всегда оставался истинным джазфэном, сие бесспорно. Он любил и знал «весь этот джаз», прекрасно разбирался в новых именах и современных направлениях, хотя иногда приобретал и с удовольствием слушал какую-нибудь «старину», и его неизменная невозмутимость исчезала при звуках голоса Луиса Примы или Джо Стаффорда. Джазовой литературы у него было не так много, больше периодики, поэтому в 60-70-е г.г. я старался посылать ему (для Донецкого джаз-клуба) все очередные переводы нашего самиздатовского «ГИД»а. При каждом посещении Донецка я бывал у него дома, меня обычно прежде всего интересовали его новые приобретения, и мы делили кайф от совместного прослушивания на хорошей аппаратуре последней записи «Manhattan Transfer» или бэнда «Джаггернаут» Нэта Пирса. Естественно, что впоследствии В.А. автоматически переключился на компакт-диски.
Помимо своих «столетних» фестивалей и визитов в Воронеж, Дубильера можно было увидеть практически на всех крупных джазовых встречах такого рода в нашей стране, а уже с конца 60-х — и за рубежом. Он почти ежегодно выезжал по приглашениям на «Джаз джембори» в Польшу, а затем стал ездить и дальше по Европе, завязывая при этом новые джазовые и деловые контакты и расширяя сеть своих корреспондентов и контрагентов. Представляясь президентом джаз-клуба, он там по сути представлял самого себя, ибо Донецкого клуба к тому времени уже не существовало, но это было и не столь важно для его целей, т.к. сам В.А. в джазовых кругах сделался достаточно известной личностью. Ему в принципе не нужна была даже наша джазовая федерация, и он прекрасно обходился без неё. Спустя годы, когда в джазовой практике появились самостийные менеджеры, Виктор начал представлять в разных странах донецкую «звезду» В. Колесникова и других джазовых (и не только джазовых) музыкантов из Донецка, чувствуя себя за границей как дома — или наоборот.
90-е годы внесли большой сумбур во всю нашу жизнь, но я уверен, что каждый из нас ещё не раз услышит о Дубильере, а вот услышим ли мы теперь о Донецких фестивалях Джаза? (К счастью, как мы знаем, традиция джазовых фестивалей в Донецке до сих пор успешно продолжается — Pt)
Джаз на-гора:
«Отцом джазового движения в Донецке считают Виктора Дубильера. Сегодня он живет с семьей в Москве. Дубильер — как Лев Толстой в известной хохме, который очень любил играть на балалайке, но не умел, — не владеет игрой ни на одном музыкальном инструменте, но страшно любит джаз. Носитель идей «шестидесятников» фанатично коллекционировал записи Армстронга, Эллингтона, Паркера и других «монстров» джаза, многие из которых трещали ребрами рентгеновских снимков. В 1967 году Виктор создал в окруженном терриконами Донецке джазовый клуб. А два года спустя Дубильер сотворил чудо — организовал первый Донецкий джазовый фестиваль. Мало того, концерты «чуждой строителю социалистического общества» музыки были приурочены к 100-летию пролетарского города. Называлось это мероприятие «Донецк-100». Эта цифра изменялась в соответствии с возрастом Донецка. Сбитый с толку такой нумерацией, самый знаменитый джазовый журнал «Downbeat» предложил внести донбасский форум в Книгу рекордов Гиннеса как старейший джазовый фестиваль в мире. Донецкий фестиваль проходил более или менее стабильно до 90-х годов. Здесь выступали лучшие люди. Будучи еще совсем молодыми, сюда приезжали Игорь Бриль и Аркадий Шилклопер. Непреодолимым препятствием оказались не идеологические, а финансовые тиски перестроечной поры…»
Журнал «Jazz Forum» №2, 1969
«Another event has been added to Soviet festivals at Tallin, Moscow, Kuybyshev and Dnepropetrovsk; the one held on February 15-16 at Donyetsk, on the occasion of the town\’s centennary. It was sponsored by the House of Culture and the city jazz club «Donbass 67».
For two days in the crowded rooms of the Artem Dramatic Stage Theater audiences listened to ensembles from Kiev, Voronezh, Dnyepropetrovsk, Saratov, Rostov on the Don, Taganrog, Kharkov and Donyetsk. The Dnyepropetrovsk Big Band was the Festival\’s greatest success. The Festival jury awarded diplomas of merit to the Nikolai Levinovski Quartet from Saratov, pianist Arkadi Eskin\’s Trio from Rostov and the Jury Bilenko Group from Dnyepropetrovsk. Two local groups represented the town of Donyetsk: the Eugeny Ksenofontov Trio and the Donbass 67 Septet. During the Festival representatives of several clubs held a conference on the subject of coordination зли collaboration. The Donyetsk Festival was an event typical of the dynamic development of jazz music in the USSR. And here is the Club\’s address: Jazz Club Donbass 67 Viktor Dubiler 118-52 Uostisheva Donyetsk 55, USSR»
Газета «Восточный проект» (Краматорск), №43
— Виктор Абрамович. Вы как знаток и коллекционер джаза известны не только в Украине. О вашем собрании джазовых пластинок либо рассказывают легенды, либо говорят просто: «У него есть все». По какому принципу вы составляете свою коллекцию и с чего все началось?
— Трудно сказать, с чего началось, ведь я не помню своей жизни без пластинок. От отца, который пропал без вести во время войны, остался патефон с набором пластинок вроде «Рио-Рита». С записями оркестров Утесова, Цфасмана, Рознера. Но коллекционирование началось с эпизода, о котором я рассказал в одной из своих радиопередач. После денежной реформы 1961 года в СССР один мой знакомый побывал в гостях у своих родственников в США. В то время это было большой редкостью — прорваться через «железный занавес». Из этой поездки он привез альбом из трех пластинок под названием «Великие имена в джазе». То ли ему не понравилась музыка, то ли ему нужны были деньги, но он решил продать эти пластинки. Поскольку он заплатил за этот комплект 15 долларов, он продал его за 15 рублей. В то время доллар по официальному государственному курсу стоил около 60 копеек. 15 рублей были довольно большими деньгами для студента, я с трудом собрал всего 10 рублей и купил только 2 пластинки из этого набора. Только через месяц набрал еще 5 рублей и купил оставшуюся. С этих пластинок началось мое знакомство с джазом, и они послужили началом моей коллекции. А принцип составления коллекции только один — музыка, которая нравится. В моей коллекции есть различная музыка: от народной до симфонической.
— Говорят, джазовый музыкант должен пройти 3 стадии а своем развитии. На первой он играет чужие вещи, чтобы научиться играть. На второй — начинает сочинять собственную музыку. И, наконец, на третьей, высшей стадии, музыкант начинает импровизировать на чужие темы, по-своему их развивая. Какие стадии развития должен пройти слушатель джазовой музыки? От чего к чему он должен двигаться?
— Очень хороший вопрос! Я думаю, что у слушателя есть только один путь: слушать и слушать музыку. Любую музыку, которая нравится. Дальше все зависит от твоей способности развиваться и твоей страсти к познанию. Можно до конца жизни слушать только песенки и танцевальные оркестры или рок и джаз. Нужно стремиться к внутреннему, духовному обогащению. То есть стадия развития слушателя есть стадия его духовного развития. Другое дело, способен ли сам слушатель развиваться. Программа «Джаз-тайм», например, рассчитана на слушателя, стремящегося к познанию. Я выбираю для своих передач лучшие образцы джаза. Если слушатель склонен воспринимать хорошую музыку — то это его передача. Не думаю, что эта музыка только для «музыкальных интеллектуалов», это музыка для всех тех, кто любит искусство.
— Я знаю, что не так давно вы вернулись из Швейцарии, побывав на джазовом фестивале в Монтре. Какое место этот фестиваль занимает среди других мероприятий такого рожа и чем порадовал Монтре-97? С кем удалось встретиться, кого послушать?
— Фестиваль в Монтре считается одним из крупнейших не только в Европе, но и в мире. В этом году он отметил 31-ю годовщину. Проходит фестиваль ежегодно в июле, а течение двух недель. В последние годы он стай больше коммерческим мероприятием, и на нем можно услышать не только джазовую музыку, но и народную, поп- и рок-музыку. Так, в этом году наряду со звездами джаза, такими, как Рэй Чарльз, Хзрби Хэнкок, Би Би Кинг, Джордж Дюк, Бобби МакФеррин, Чик Кориа, выступали известные поп- и рок-исполнители: Эрик Клэптон, Крис Ри, Гарри Мур, Дайана Росс, Шарль Азнавур (отметивший 50-летие своей творческой деятельности), группы «Эмерсон, Лэйк и Палмер», «Земля, Ветер и Огонь», «Супертрэмп». Надо сказать, что впервые с этим фестивалем в Швейцарии жизнь свела меня в 1969 году, когда совместно с группой энтузиастов джаза под покровительством горкома комсомола мы провели в Донецке первый джазовый фестиваль. В этом же году я получил письмо от директора и организатора фестиваля в Монтре Клода Нобса с просьбой прислать какой-нибудь джазовый коллектив из СССР. Наивный Колод и не подозревал о том, что в то время это практически невозмонжно было сделать. Все это проходило на государственном уровне, да и то нерегулярно. Но так или иначе, у меня завязалась переписка, и мы обменивались джазовыми пластинками. В дальнейшем, когда Нобс начал сотрудничать с основателем знаменитой джазовой фирмы «Атлантик» Несухи Эртегуном, на фестиваль начали приезжать практически все звезды американского джаза. Многие концерты фестиваля записывалист на пластинки, которые есть у меня в коллекции. Я получил даже пластинку группы Deep Purple «Machine Head», на которой одна из композиций посвящена знаменитому пожару казино в Монтре, где проходили все концерш этого фестиваля, а сам альбом посвящен Клоду Нобсу. Поскольку мне довелось побывать на этом фестивале 9 лет назад по приглашению Нобса, я увидел множество изменений, произошедших за это время. Теперь все концерты проходят в специально построенном великолепном современном комплексе. В нем расположен огромный зал на 5 000 мест «Аудитория Стравинского», это же здание связано с другим залом, названным в честь знаменитого американского джазового трубача — «Майлз Дейвис Холл». там же находится и Монтре джаз-кафе, в котором после концертов проходят джем-сешны, а также выступления известных диджеев. Кроме этого, в этом комплексе есть место для организации выставок — «Конгрсс-Центр». В этом году во время фестиваля была организована выставка фотографий, рассказывающих о жизни солиста группы «Queen» Фредди Меркьюри. который провел в этом городе последние дни своей жизни. А на берегу Женевского озера, на котором расположен этот город-курорт, ему установлен памятник. Музыка во время проведения фестиваля звучит буквально целый день и повсюду. С 12 часов дня различные коллективы выступают на открытой площадке возле озера, а также на специальной сцене в парке. Часовые концерты акустической музыки — в небольшом великолепном зале фешенебельной гостиницы «Монтре Палас». Кроме всего этого, в воскресные дни фестиваля — прогулка на пароходах с музыкантами, парусная регата, посвященная фестивалю, и так называемые воркшопы — встречи, на которых известные джазовые музыканты делятся секретами техники игры на различных инструментах. И в довершение специальные курсы «Музыка и Интернет.» Самое интересное, что на территории всего района, где проходят все эти мероприятия, действует множество обменных пунктов и специальная денежная единица — «джаз». Так, стакан пива или колы стоит 3 джаза, стакан вина — 5 джазов и т.д. Один джаз дают взамен одного швейцарского франка, равного почти 2-м гривням. Конечно, фестиваль — это место встречи не только музыкантов, но и любителей джаза со всего мира.
Когда проходишь сквозь огромное количество людей, слушающих, непрерывно жующих какую-то еду, пьющих напитки, постоянно кажется, что сейчас ты должен встретить каких-нибудь знакомых. И действительно, я встретил группу наших журналистов, представителей российских радиостанций, и среди них — Дмитрия Ухова., много лет пишущего статьи о музыке и аннотации к пластинкам. Джазовый мир действительно тесен! Из музыкальных впечатлений — концерт, на котором выступал знаменитый пианист Джордж Дюк со своим ансамблем, и новая звезда джазового вокала Рашель Феррелл, обладающая фантастическим голосом в четыре октавы. Патти Остин — великолепная певица соула и блюза, певец и гитарист из Южной Африки Джонатан Батлер, очень напоминающий Джорджа Бенсона, и певец номер один, поющий, как оркестр — Бобби МакФеррин. А кульминацией этого концерта стал блюз, который исполнили все перечисленные музыканты вместе! Зал провожал их стоя. Ну, а за кулисами — личные встречи с музыкантами и моим старым знакомым Клодом Нобсом.
— Последний вопрос: не к ведущему популярной джазовой программы, но к коллекционеру. Виктор Абрамович, что вы считаете гордостью своей коллекции и какой редкой классической музыкой вам так и не удалось обзавестись?
Сложно ответить на этот вопрос. Очень мало сейчас редких пластинок, ведь каждую можно переиздать. Поэтому я ценю те пластинки, с которыми у меня связаны какие-то жизненные воспоминания. Конечно, это пластинки с автографами музыкантов, которые я беру в основном у себя дома или в Донецке, за исключением тех музыкантов, которые не смогли побывать у нас или уже никогда не смогут. Это исключение я сделал только для двух — Дюка Эллингтона, с которым я встречался в Ростове-на-Дону, и Майлзом Дейвисом: его автограф я взял в Германии на джазовом фестивале в Ингольштадте, где выступал и наш трубач Валерий Колесников. А Дейвис написал на своей пластинке, которая, кстати, издана тиражом только в 200 экземпляров (это его выступление на фестивале в Варшаве Jazz Jamboree в 1981), и каждый экземпляр пронумерован. Пластинкой, который мне пока не удалось обзавестись, является, возможно, и не редкая пластинка, которую я слушал около 35 лет назад — это альбом певицы Бетти Роше, выступавшей несколько раз с Дюком Эллингтоном. Но на пластинке, которую хотел бы найти, она поет в сопровождении какой-то небольшой группы с органом. К сожалению, ни названия пластинки, ни имен музыкантов я не помню… (Автор: Денис Накин. Редактор музыкального раздела — Юрий Любицкий).
Книга Юрия Верминича «Мои друзья — джазфэны«, Всеукраинский джазовый портал, Джаз на-гора