Рейзен Марк Осипович

Рейзен Марк ОсиповичВыдающийся советский музыкант, оперный певец (бас). Солист Большого театра СССР. Кавалер двух солдатских Георгиевских крестов, народный артист СССР (1937), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1951).

Рейзен Марк ОсиповичВыдающийся советский музыкант, оперный певец (бас). Солист Большого театра СССР. Кавалер двух солдатских Георгиевских крестов, народный артист СССР (1937), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1951).

Марк Осипович Рейзен родился 3 июля (21 июня) 1895 года в еврейской семье в селе Зайцево Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии (теперь в составе Горловки Донецкой области Украины). Его отец — Осип Матвеевич — занимался погрузкой угля на близлежащей станции Никитовка.

Во время Первой мировой войны в 1914—1917 годах служил в Финляндском стрелковом полку, дважды ранен, награждён двумя Георгиевскими крестами IV степени. После второго ранения и демобилизации в июне 1917 года поступил в Харьковский технологический институт. В 1917-18 годах учился в Харьковской консерватории у Федерико Бугамелли. В 1921-25 годы — солист Харьковского оперного театра. В 1925-30гг. — солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского театра), в 1930-54гг. — солист Большого театра (выступал до 1985г.).
С 1954 преподавал в Музыкальном педагогическом институте им.Гнесиных. В 1965—1970 заведовал кафедрой сольного пения Московской консерватории. Умер в Москве.

Фильмография:
1951 – Большой концерт (фильм-концерт)
1953 – Алеко (фильм-опера)
1959 – Хованщина (фильм-опера)

Записи опер:
1937 – Руслан и Людмила, дирижер Самуил Самосуд (Руслан)
1946 – Хованщина, дирижер Борис Хайкин (Досифей)
1947 – Садко, дирижер Василий Небольсин (Варяжский гость)
1948 – Борис Годунов, дирижер Николай Голованов (Борис Годунов)
1948 – Евгений Онегин, дирижер Александр Орлов (Гремин)
1948 – Фауст, дирижер Василий Небольсин (Мефистофель)
1951 – Моцарт и Сальери, дирижер Самуил Самосуд (Сальери)
1953 – Садко, дирижер Николай Голованов (Варяжский гость)
1953 – Севильский цирюльник, дирижер Самуил Самосуд (Дон Базилио)
1954 – Хованщина, дирижер Василий Небольсин (Досифей)

1955 – Князь Игорь, дирижер Александр Мелик-Пашаев (Хан Кончак)

 

Из автобиографических записок:

«Родился 21 июня (3 июля) 1895 года в селе Зайцево, вблизи железнодорожной станции Никитовка, расположенной на пути к Кавказу. Отец, Осип Матвеевич, ведал погрузкой угля на станции. Детей в семье было пятеро, четверо братьев и сестра. Отдельно, во флигеле жили родители отца, но заботилась о них мать. Деду к тому времени перевалило за сто лет, но был он еще очень энергичен и крепок. В доме музыку любили все. Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гмтара, гармонь. На этих инструментах играли все дети, и часто по вечерам из членов семьи составлялся своеобразный музыкальный ансамбль.»

Карьера Марка Рейзена началась на войне. В Первую мировую он был зачислен в Финляндский стрелковый полк. Марк Рейзен был дважды награжден и дважды ранен. Впрочем, с этого места начинаются неясности – о наградах Марк Осипович говорить не любил, держал их в шкафу и редко демонстрировал даже ордена Ленина, что уж говорить о боевых наградах Первой мировой. Говорят, Марк Рейзен был полным Георгиевским кавалером. Доподлинно известно, лишь то, что он получил за храбрость солдатского Георгия.
Окопная жизнь свела Марка Рейзена с корнетом Емельяновым – общий язык они нашли на почве музыки. Вместе с Емельяновым они задумали собрать оркестр народных инструментов, и командир полка поддержал эту идею. Народные песни и песни солдатские пользовались большим успехом в перерывах между боями. Фронтовая музыкальная карьера закончилась после ранения в 1917 году. Из фронтового лазарета – в тыловой госпиталь, а там и вовсе началась «мирная» жизнь.
Марк Рейзен поступил в Харьковский технологический институт – мысль о карьере певца вызывала смех, но… По настоянию друзей он все же попробовал свои силы в консерватории, и вот уже в 1928 году получил (но так и не принял) предложение выступить с концертами в Европе и Северной Америке. К этому времени опыт сценических выступлений у молодого баса уже накопился солидный: в 1921 году Марк Рейзен дебютирует в Харьковской опере партией Пимена в «Борисе Годунове», потом исполняет заглавную партию в опере «Демон», Орлика в «Мазепе» Чайковского. С 1925 по 1930 Марк Рейзен поет в Ленинградском театре оперы и балета. Из «больших» ролей ему удается спеть Бориса, Собакина, Руслана Досифея и Сальери в «Моцарте и Сальери».
Вновь артиста приглашают выступить за границей, но на сей раз предложение он принимает. Европа знакомится с новым именем – бас Марк Рейзен. Его признают достойным хранителем и продолжателем традиций Шаляпина.
В 1930 году Рейзен стал солистом Большого театра. С переходом в Большой театр связана полулегендарная история. Первый раз на сцену Большого Марк Рейзен вышел в качестве приглашенного солиста. В зале сидел Сталин, который после выступления пригласил певца «на разговор» и предложил остаться в главном театре страны. Марк Осипович возражал – он не хотел оставлять семью и квартиру в Ленинграде. Аргументы был слабым – семья могла переехать вместе с ним. Так и получилось.
Вспоминая совместную работу с Рейзеном, известная певица Большого театра Н.Д.Шпиллер пишет: «Галерея образов, созданных Рейзеном в течение его артистической жизни, обширна и разнохарактерна. Вот хитрый Базилио. Его партия подчинена виртуозному мастерству и нередко завершается вокальной “шалостью” в виде блестящего вставного соль в финале “Клеветы”. Вот Мефистофель, зловещий красавец. В его куплетах артист восхищает разнообразием вокальных красок, исполнение серенады насыщено неповторимой красотой тембра, элегантностью фразировки. Монолитный Варяг. Благородный Гремин. Мятущийся, страждущий Борис Годунов. Много вдохновенного труда вложил артист в создание образа Сусанина… Могучий голос Рейзена обладал таким нежным piano, такой тонкой филировкой, что даже искушенный вокалист не всегда мог объяснить, в чем же секрет его пения, какими средствами достигает артист такого высокого мастерства. Многие другие роли, характеры раскрыты Рейзеном и донесены до слушателя средствами звучащей мысли. На вершине творчества вдохновенного артиста – Досифей, образ, поднимающий глубочайшие пласты человеческих чувств. По силе художественного воздействия это была самая яркая роль Рейзена. В ней раскрылись все особенности его дарования: сдержанный темперамент, глубокая интерпретация, благородство тембра, высочайшее вокальное мастерство». 
А вот что писал в своих воспоминаниях солист Большого театра Иван Петров, сравнивая Рейзена с еще одним замечательным певцом Большого театра Александром Пироговым: «Выдающийся артист и певец — Марк Осипович Рейзен — также был наделен всеми необходимыми вокальными и сценическими данными: гренадерской фигурой, красивой внешностью и могучим, бархатистого тембра басом, которым он мастерски владел. И хотя Пирогов и Рейзен обладали одним и тем же голосом — басом кантанте,— они были совершенно разными певцами. У Александра Степановича Пирогова звучание голоса носило более сильно выраженную русскую окраску. Его голос был очень сочным, плотным, ярким наверху. А у Марка Осиповича Рейзена голос мягкий, певучий, более подходящий для партий Мефистофеля, Дона Базилио, хотя он также прекрасно пел Руслана и Досифея.
Роль Досифея в «Хованщине» Мусоргского была одним из лучших достижений артиста. Огромная мощь голоса, статная фигура, облаченная в черную рясу, медленная, уверенная поступь, властный жест — все это производило огромное впечатление. Вспомнить хотя бы его первое появление, когда Досифей, в разгаре спора Хованского с сыном и стрельцами, останавливает их: «Стой, бесноватые! Пошто беснуетесь?» Эта первая фраза звучала у певца словно могучий поток — властно, гневно.
Роль князя Гремина, которую исполнял Марк Осипович, требует не только красивого, проникновенного пения, но и благородства, достоинства, и, как мы часто говорим, у исполнителя такой роли должна быть порода. Все это в полной мере было в созданном им образе. Удивительно, что в свои девяносто лет артист в спектакле Большого театра снова блестяще спел Гремина. На мой взгляд — это подвиг.
Даже в маленькой роли Варяжского гостя Рейзен был незабываем. Облаченный в меховой костюм Варяжский гость под раскаты оркестра спускался с корабля на площадь и величаво пел-рассказывал о своем мрачном грозном крае.
Дона Базилио Рейзен исполнял в гротесковом плане, как и многие другие артисты, но делал это своеобразно, интересно. Запоминались его высоченная, кажущаяся беспредельной фигура, вкрадчивые плавные движения, хитрый плутоватый взгляд.
Яркие воспоминания оставила роль Фарлафа в «Руслане и Людмиле». Премьера этой оперы состоялась в Большом театре в 1948 году, и замечательный певец вновь поразил зрителей своим вокальным и актерским мастерством.
С веселым блеском сыграл он роль трусливого горе-рыцаря и самоуверенного хвастуна, с покоряющим комизмом спев его труднейшее рондо.
Верхние ноты на пиано Марк Осипович брал завораживающе мягко, они звучали как на большом смычке виолончели. У зрителей дух захватывало.

Как-то у него спросили:
– Марк Осипович, как же это у вас получается?
А он, лукаво улыбнувшись, ответил:
– Работайте! Это достигается каждодневной упорной работой.
Пирогов и Рейзен — басы, ведущие весь репертуар Большого театра,— были самыми яркими представителями оперного искусства в нашей стране.»

Репертуар Рейзена не ограничивался театральными спектаклями. Он выступал на радио, записывал пластинки, умел удивить зрителей, привыкших к размаху его голоса, проникновенными романсами на камерных концертах.
Марк Осипович Рейзен умел удивить и коллег: он ушел из Большого театра, когда почувствовал, что голос «гаснет». С 1954 года певец преподавал в Музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных, а с 1965 по 1970 год служил заведующим кафедрой сольного пения Московской консерватории. Потом певец и вовсе уходит на покой, и вдруг… Голос вновь обрел прежнюю красоту и силу, а Рейзен возвращается на оперную сцену! В 85 лет он записал двойную пластинку с романсами и песнями Рахманинова, Мусоргского, Шумана, Шуберта.
В 1985 году в честь девяностолетнего юбилея Марка Осиповича Большой театр решил поставить «Евгения Онегина». Рейзена спросили, сможет ли он высидеть в ложе всю оперу. На что тот ответил, что хочет спеть Гремина. Так в 90 лет, за 7 лет до смерти, Марк Осипович Рейзен вновь оказался на сцене Большого театра.

 Подготовил Олег Пустовойт (dN)

Добавить комментарий