Памяти Н.Мащенко, создателя фильмов “Овод” и “Как закалялась сталь”

Пресс-служба Министерства культуры Украины сообщила сегодня о том, что вчера 2 мая [2013 – Прим. En] на 85-м году жизни умер украинский кинорежиссер, сценарист, писатель Николай Мащенко.

Мащенко – лауреат Государственной премии Украины им.Тараса Шевченко (1983 год) и Государственной премии Украины имени Александра Довженко (2011 году); народный артист Украины, профессор Национальной академии искусств Украины. Также Мащенко является автором художественных произведений: “Заря для мамы”, “Мама, родная, единственная…”, “Вся красота земли”, поэтического сборника “Рифмы” и др. В 2003 году вышел в свет сборник избранных произведений “Вы видели, как плачет птица…”, в 2005 – “Последняя атака”, в 2006 – “Василий Земляк в улыбках Николая Мащенко”. В Национальном театре русской драмы им.Леси Украинки поставил пьесу Альваро Портеса “Дом, где все кувырком”.

Н.П.Мащенко родился 12 января 1929 года в селе Меловатка (ныне Сватовского района Луганской области Украины). Он вырос в семье, где были дети от трех матерей и двух отцов, но понятия «мачеха» не существовало. Для всех детей Татьяна Кирилловна была мамой — любящей, заботливой и нежной. Более сильной и глубокой любви, чем та, что царила в его семье, Николай Павлович не встречал даже в литературе. Но жизнь была тяжелой. Отец железнодорожник — погиб, попав под колеса паровоза. Мама осталась с семерыми детьми. Николай — младший. Можно лишь представить, каких усилий стоило женщине одной растить и воспитывать детей, работая свинаркой в колхозе. Дети рано узнали цену хлеба, крестьянского труда. Николай с семи лет начал пасти коров, приняв кнут пастуха как эстафету от старшего брата. Безусловно, первым учителем и наставником Николая была мама. Это она научила сына видеть красоту звездного неба, слушать голоса леса, это она открыла ему волшебные клады мужества, доброты, сострадания в душах людей.

Николаю Павловичу приходилось отвечать на вопрос журналистов о том, как случилось, что сын колхозной свинарки стал известным кинорежиссером, директором киностудии имени А.Довженко. И он неизменно отмечал роль своих школьных учителей, особенно по украинскому языку и литературе. Они сумели пробудить в нем творческую жажду к литературе, языку, истории своего народа. Жаль, что тогда в сельской школе не было 8, 9, 10 классов. Паренек вынужден был ездить рабочим поездом за 45 километров в Рубежное, а до железной дороги нужно было пройти пешком четыре километра.

Главная тема в искусстве Николая Мащенко — исследование героического в человеке, его «способности преодолевать слабости и ограничения своей природы, подняться до духовных вершин». Спартак, Овод, Корчагин… Еще в начале своего творческого пути он задумал кинотриптих об этих «героях на все времена». Живущие в разные эпохи и разных землях, принадлежащие к разным социальным классам, эти герои тем не менее объединены одной чертой — все они носители «прометеевого огня», борцы и подвижники, отдающие себя на служение благородной, гуманной цели.

За телевизионный шестисерийный фильм «Как закалялась сталь» кинорежиссер удостоен премии Ленинского комсомола (1974), трех главных призов на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1975), приза телевидения ГДР «Золотая лавровая ветвь» (1974).

Если бы в детские годы я не читал вслух своей неграмотной матери этот роман, если бы она не плакала, слушая меня, и я вместе с ней, если бы во мне не сохранилась хотя бы частичка того детского отношения к книге Николая Островского, то я б не отважился перенести его на экран», — говорил впоследствии Николай Мащенко. В то же время некоторые из западных критиков выражали «сочувствие режиссеру Мащенко» по поводу неминуемого, по их мнению, провала будущего фильма, мол, стоит ли гальванизировать литературного героя, который непонятен современной молодежи.

Режиссер вспоминает: «Очень хотелось потом, чтобы эти прорицатели оказались в Берлине, когда там демонстрировался наш фильм. Они могли бы стать очевидцами такого эпизода: увидев в автомобиле исполнителя главной роли — артиста Владимира Конкина, зрители — молодые немцы — подняли машину на руки и понесли по улице…» В личном прочтении романа Николаем Мащенко проявились духовные ценности комсомольского племени семидесятых. Создать такой фильм могли лишь те, кто не только восхищался героизмом, мужеством убежденных комсомольцев двадцатых годов, но и твердо уверены, что черты эти присущи и современным юношам и девушкам.

Эту преемственность Н. Мащенко имел возможность еще раз наблюдать во время съемок телефильма, когда приходилось общаться с большой группой молодежи (за полтора года в съемках приняли участие 25 тысяч комсомольцев Украины, а во время съемок эпизода «VI съезд РКСМ» — 2700 комсомольцев Москвы).

Режиссер рассказывал:
— Мы по-настоящему построили два километра железной дороги, по которой могут идти поезда. Строили комсомольцы с утра до поздней ночи, и так полтора месяца — и в дождь, и в снег. А когда осенней порой необходимо было достать из холодной воды на берег 50 тысяч колод, не испугался ни один из трехсот комсомольцев — бросились в Днепр и несколько ночей спасали лесосплав. Исчезло электричество, погас свет — они собой загородили путь колодам и так простояли в зимней воде целый час. Низкий поклон им за этот подвиг — и физический, и нравственный.

В 1977 году вышел на экраны телевизионный кинофильм «Путь к Софии», который возрождал страницы современной борьбы болгарского и русского народов, утверждая идеи интернациональной дружбы. Авторский коллектив создателей картины — Стефан Дичев, Николай Мащенко, Венец Димитров — удостоен «Награды Софии» — приза, которым награждают авторов лучших произведений литературы и искусства о столице Болгарии. Н. Мащенко присвоено звание «Почетный гражданин Софии» и вручен орден Кирилла и Мефодия.

Исполнитель главноё роли в фильме “Овод” Андрей Харитонов завоевал главный приз фестиваля в Монте-Карло «Золотая нимфа». Зал аплодировал ему стоя. Андрей — единственный советский актер, отмеченный такой наградой. А Николай Мащенко, Андрей Харитонов, исполнитель роли кардинала Монтанелли Сергей Бондарчук за трехсерийный телевизионный фильм «Овод» были удостоены дипломов лауреатов Государственной премии Украинской ССР им. Т.Г. Шевченко (1982 г).

Последняя крупномасштабная работа кинорежиссера — кинофильм «Богдан-Зиновий Хмельницкий» (сценарий Николая Мащенко и Андрея Яремчука) по трилогии Михаила Старицкого. По мнению Н. Мащенко, в трилогии ярко и захватывающе воспроизведены героические страницы национально-освободительной войны украинского народа против польского порабощения, фигура Богдана и его окружение. Произведение имеет читательский успех до сих пор. Но время сейчас другое, а коррекция времени — важнейший для режиссера фактор. Фильм дался режиссёру нелегко. Забрал у него последние силы. Николай Павлович Мащенко принадлежит к личностям, которые составляют национальную гордость Украины. Его имя занесено в «Золотую книгу Української еліти-2001» и в книгу «500 впливових особистостей. Н.Мащенко является достоянием всех народов, которые жили в СССР.

Добавить комментарий