Блестяще удавшееся дело жизни

Завод ГартманаИменно так оценили специалисты русский машиностроительный завод, основанный немецким предпринимателем Густавом Гартманом в Луганске.

Ровно 112 лет назад вице-директор российского Департамента и мануфактуры В. Махиевич уведомил учредителей о состоявшемся разрешении государём-императором учреждения акционерного общества под наименованием «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана» («РОМЗГ»). А в сентябре того же 1896 года германский промышленник Густав Гартман и главный директор Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, статский советник Иван Гольштанд обнародовали решение о строительстве завода в городе на берегу степной реки Лугань.

Фактически хозяином завода, строившегося в российском (нынче волею непредсказуемой судьбы он оказался украинским) городе Луганске Екатеринославской губернии, стал уроженец саксонского города Хемница Густав Гартман.

Несколько слов о происхождении Г.Гартмана. Родился в 1841 году в Германии, в семье фабриканта Рихарда Гартмана, основавшего в Хемнице завод, получивший позднее мировое признание. Густав намеревался было пойти по торговой части. Однако, получив общее образование и после того проучившись в Хемницком коммерческом училище и на литейно-угольном предприятии в Гамбурге, он, вероятно, определил свой дальнейший жизненный путь. Ему довелось послужить, в частности, на Манчестерском паровозостроительном заводе в Англии.

Идут годы. Густав Гартман становится совладельцем фирмы своего отца, а затем и возглавляет её — назначается её директором. В 1881 году он переезжает из Хемница в Дрезден, реконструирует заводы в Лаухгаммере (теперь это – акционерное общество «Лаухгаммер») и становится председателем надзирательного совета. В результате умелого, квалифицированного руководства Гартмана предприятие становится ведущим предприятием металлургической индустрии Германии.

На этом энергичный предприниматель не успокаивается. В 1887 году мы видим нашего героя в кресле директора Дрезденского банка. И вот в этой-то должности он предпринимает подготовительные шаги к организации переговоров, приведших к созданию вышеупомянутого «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана». Завод, построенный в Луганске, изготовлял полуфабрикаты для локомотивостроения и собирал паровозы.

Только в 1901-1909 годах здесь было построено 1.300 паровозов. Едва ли ещё какое-либо предприятие страны могло поддерживать подобные темпы. Интересно, что с момента создания предприятия в 1896 году и вплоть до 30 июня 1908 года Густав Гартман являлся председателем правления Общества. Он взял на себя главное ведение дел и наблюдение за решением всех технических вопросов. Основной капитал Общества составлял 4 млн. рублей золотом – сумма по тем временам огромная!

При основании и затем ведении дел Общества Г.Гартман, по свидетельству современников, проявил редкое единство выдающегося организаторского таланта и исключительного понимания техники, помноженные на смелую решимость и блестящий талант финансиста. Благодаря его деловитости, удалось не только вновь завоевать, но и приумножить русский рынок. Но Гартман не был бы немцем, если бы он забывал своих земляков. К участию в субпоставках он привлекал лишь немецкие фирмы.

Интересный факт: в 1896-97 гг. расходы на строительство завода составили 1,5 млн. руб., из которых около 600 тысяч были потрачены на немецкое оборудование. «Дрезденские известия» писали, что к Гартману по праву относятся слова господина Юнка, директора Саксонского машиностроительного завода (бывший завод Рихарда Гартмана, отца Густава): «Гартман для нас в полном смысле слова человек, двигающий вперёд немецкую технику».

Густаву Гартману были оказаны немалые, впрочем, вполне заслуженные, почести. В 1903 году он стал тайным финансовым советником королевства Саксония. А в 1909-м Техническая школа в Дрездене присвоила ему звание доктора-инженера. Помимо других наград, Гартман был удостоен Прусского королевского ордена второй степени.

Г.Гартман скончался в 1910 году, во время прохождения курса лечения на курорте близ Мюнхена. Около семи тысяч человек в родном Хемнице проводили своего знаменитого земляка в последний путь…

Григорий Ладыженский, Реальная газета “Ижица”

Добавить комментарий