Игнатий Мариупольский, митрополит Готфейский и Кафайский

Игнатий Мариупольский, митрополит Готфейский и КафайскийДва столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.

Игнатий Мариупольский, митрополит Готфейский и КафайскийДва столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.
В тяжёлые дни страданий Крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия, когда впрямую нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу. Который всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего, и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавив от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.
Ещё при жизни своей Митрополит Игнатий говорил: “Через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия”.
Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадино в начале десятых годов восемнадцатого столетия. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.
Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский Патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.
Современники характеризуют его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.
В 1769 году Владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из Татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя. Неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой – “бриллиантовой панагией”.
По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, они теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского Митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, – всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.
Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля (ст.ст.) 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом Мариупольском храме – в соборе Святого Харалампия.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Свято-Николо-Преображенский портовый храм Мариуполя.
Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кафайский. Благодарные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города в честь Пресвятой Девы Марии. Православные помнят труды и заботы о спасении пасомых, его любовь и незлобие к тем, которые, как некогда и евреи в пустыне, не всегда были благодарны к полагавшему душу за них. Но, движимый любовью, он искал прославления имени Божия, и никакие искушения не могли привести в отчаяние души, радовавшейся о совершившемся чуде милосердия Божия и спасения ближнего. Ибо “любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…”

15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и Всея Украины в сослужении архиепископа Донецкого и Мариупольского Илариона, епископа Алипия и других архиереев возглавил Божественную Литургию и чин прославления Святителя Игнатия Мариупольского, Митрополита Готфейского и Кафайского. День памяти Святителя Игнатия – 16 февраля (по новому стилю).

 

Храмы, основанные святителем Игнатием Мариупольским

 

Екатерининская церковь

 

Екатерининская церковь

Заложена Митрополитом Игнатием в 1780 г. как соборная церковь для греческого общества, возможно, на фундаменте казачьей Николаевской церкви. В 1786 г. в ней был похоронен Митрополит Игнатий. После возведения в 1845г. Харалампиевского собора этот первый в Мариуполе храм стал называться Екатерининским. В 1868 г. церковь отремонтировали и по праздникам совершали литургии на греческом языке. Снесена в 1930-е годы.


Успенская церковь
Успенская церковь

Она находилась на Успенской площади Марьинки, некогда окраинном поселении Мариуполя. Заложена церковь а 1780 году Митрополитом Игнатием, но уже через 14 лет она обветшала. Новый Успенский храм освятили в 1804 году, но и это здание оказалось недолговечным. Несколько десятилетий спустя снесли второе здание и выстроили третье, которое освятили в 1887 году. В Успенской церкви находилась особо чтимая икона Божией Матери Одигидрии, вывезенная греками из Крыма. Церковь была взорвана в 1936 году.


Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы

Ее заложили в 1780 году переселенцы из крымского Карасу-Базара. Церковь Рождества Богородицы находилась в конце Таганрогской улицы на Спасо-Демьянской площади. Стены и колокольня этого храма были из красного кирпича, а купол деревянный. Особо почитаемой была в этом храме икона Косьмы и Дамиана, вывезенная греками из Крыма при переселении. Не менее чтили прихожане и икону св. Параскевы, которой приписывались чудодейственные свойства. Уничтожен храм в 1937 году.

По материалам проекта «Донбасс Православный»

Добавить комментарий