Стахановский самолет

Стахановский городской Дворец культуры имени ГорькогоЭто здание впечатляет своей величественной красотой уже с фасада. Когда же войдете внутрь, удивитесь еще больше. А посмотрев на него из космоса посредством спутниковых съемок (Интернет предоставляет такую возможность), просто поразитесь: самолет!
Да, именно такую идею в 30-х годах прошлого века заложил в индивидуальный проект московский архитектор Толь. А в 1983 году задуманное им здание было взято под охрану государства как памятник архитектуры. Речь идет о Стахановском городском Дворце культуры имени Горького, которому в конце этого месяца исполняется 60 лет.
Статус города поселку Кадиевка (ныне Стаханов) был присвоен в 1932 году. Ну а раз город, значит, надо обретать соответствующий облик: из госбюджета сюда было выделено 250 миллионов рублей, на которые были построены школы, кинотеатр «Мир», другие объекты соцкультбыта. Тогда же начались работы по строительству Дворца культуры. На субботники и воскресники по подготовке площадки под строительство выходил весь город: прежде всего на этом месте надо было засыпать овраг.
А теперь — другая нить нашей истории. В 1934 году в Советском Союзе был построен в единственном экземпляре восьмимоторный самолет АНТ-20 «Максим Горький» — в то время самый большой самолет в мире: размах его крыльев превышал 60 метров. «В группе писателей и журналистов, возглавляемой М.Кольцовым, — читаем на сайте ОАО „Туполев“, — родилась идея отметить сорокалетие литературной деятельности М. Горького постройкой самолета-гиганта невиданных ранее размеров. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолета, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший около 6 млн. рублей».
Большую часть этих средств собрали жители Кадиевки, так что самолет-рекордсмен был для них не чужим. А когда 18 мая 1935 года он погиб в катастрофе (сопровождавший его истребитель задел крыло гиганта), жители города решили увековечить таким образом этот уникальный авиаобъект. Отсюда и форма здания местного ДК, и присвоенное ему имя.
— Вообще-то, дворец был построен еще до начала войны, остались незаконченными только столярка и театральный зал, — рассказывает директор ДК имени Горького Эльвира Кузина. — Потом, когда наша территория была оккупирована, весь лес отсюда сняли. На открытых террасах здания стояли зенитки. Так что уникальное здание в меру сохранилось и в меру было разобрано. Методом народной стройки его начали восстанавливать сразу после освобождения города. И в 1948 году состоялось торжественное открытие дворца.
Историческая справка дополняет рассказ. Оказывается, уже в 1944-м, спустя лишь год после начала восстановительных работ, в левом крыле здания дворца, где ныне расположен спортзал, начал работу клуб угольщиков. А осенью 1945-го приказом начальника комбината «Ворошиловград-уголь» было создано специальное управление для окончания строительства этого очага культуры. Установленные на всех участках стройплощадки доски-графики информировали о темпах выполнения работ. (Подумалось: и сейчас бы не помешало такое отношение к объектам соцкультбыта со стороны государства и его угольной отрасли.
Вроде и войны не было, была лишь «реструктуризация», но посмотрите на большинство дворцов и клубов в шахтерских городах и поселках!)
«А в это время, — читаем справку дальше, — в Ростове изготавливалась мебель для гостиной и вестибюля. Бригада художников Ростовского отделения художественного фонда СССР подготовила картины для оформления зала, вестибюля, фойе, кулуаров. В его мастерских были изготовлены скульптурные портреты Героев Социалистического Труда Н.Касаурова, П.Синяговского, врача Фердинанда Романовича Купермана, горного инженера Федора Федоровича Пушкарева и других знатных людей Кадиевки. На восстановление дворца было израсходовано 1,5 миллиона рублей».
Вот потому-то и есть здесь что показывать гостям и по сей день. Это и делала Эльвира Кузина, сопровождая нас с этажа на этаж, из помещения в помещение. «Хвостовую часть самолета» показывала просто из окна его «фюзеляжа» — не так-то просто сразу обойти все десять тысяч с лишним квадратных метров площади, которую занимает дворец, да еще в три-четыре этажа. Много интересных инженерных и архитектурных особенностей имеют также его не менее уникальные чердачное и подвальное помещения. Туда, честно признаемся, мы тоже не добрались.
Трогает то, что, несмотря на все перемены направления политических ветров, проносящихся над страной, здесь максимально сумели сохранить в первоначальном виде и само здание, и его интерьеры. Живопись, скульптуры, лепнина… Может, кому-то и не по душе такое ретро, особенно источающие характерный оптимизм произведения соцреализма, но всё это — единый художественный ансамбль, и, выламывая из него отдельные детали, можно разрушить целое. Да и кто мешает активным сторонникам современности в искусстве создать что-то свое, лучшее, на их взгляд, если это не нравится? Постройте свой дворец, в новом стиле, с новым наполнением, а созданное отцами и дедами надо беречь.
Эльвира Васильевна обращает наше внимание на картины стахановчанина, заслуженного художника СССР Андрея Лайтарука, на яркое, солнечным светом залитое полотно «Вышел в степь донецкую…» еще одного земляка — Владимира Рябоконя. Много на стенах (и на потолке — есть здесь такое уникальное крепление картин) других живописных работ.
А когда мы вошли в театральный зал на 665 мест, не считая балкона, — тут просто «ах!». Удобно расположенные амфитеатром зрительские места, просторная сцена, барельефы деятелей мировой культуры по стенам, огромная люстра еще в том, добротном и не экономящем на красоте стиле…
— Здесь почти ничего не изменилось, — продолжает наш гид-хозяйка. — Лепнина осталась, как видите, в духе того времени, с символикой социализма. Спасибо, что никто ничего не изуродовал. Зал с прекрасной акустикой. Он и востребован соответственно. Традиционно в театральных залах дворцов первой категории проходит в среднем по два-три мероприятия в месяц, а у нас бывает в один день несколько.
Даже в самые трудные годы, когда родину стахановского движения насильственно лишали репутации города шахтерского, дворец выстоял. И его помещения, и коллектив. Сегодня, кстати, здесь трудятся восемь десятков человек. Был дворец, вспоминает его директор, сначала «от шахты Ильича, потом „Стахановугля“, а потом как бы ничей». Завис тогда в воздухе этот символический самолет. Но не погиб, как его реальный прототип, а продолжает, уже в статусе городского, наполнять жизнь стахановчан всех возрастов красотой и радостью.
Сейчас во Дворце то там, то там ведется текущий ремонт, обновляется мебель, кое-что модернизируется. Сделать же предстоит значительно больше, чем позволяют сегодняшние возможности. Как сказали нам в горсовете, последний раз дворец основательно ремонтировали к 50-летию стахановского движения. В 2010-м будет отмечаться уже его 75-летие. Есть надежда и под эту дату вдохнуть в замечательное и важное для всего региона учреждение культуры новые силы, придать его «полету» еще большую уверенность.
Пусть так и будет!

Зоя ПУТРЕНКО, фото Юрия СТРЕЛЬЦОВА, «Наша газета»

P.s. donbass.NAME решил посмотреть на  вид из космоса Стахановского городского Дворца культуры имени Горького. Что-то от самолета действительно есть — Олег Пустовойт


ДК им Горького из космоса

Добавить комментарий