«Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году»

Mk VСемидесятилетие Луганской области заставляет внимательно взглянуть вокруг себя. В тени «большого» юбилея неожиданно обнаруживаются малые даты, причем тоже круглые, причем обладающие собственной исторической значимостью. К примеру, луганские танки Mk V. Их действительно «придумал» Уинстон Черчилль, построены они были именно в восемнадцатом году прошлого столетия — девяносто лет назад, в Луганск их доставили семьдесят лет назад.

Mk VСемидесятилетие Луганской области заставляет внимательно взглянуть вокруг себя. В тени «большого» юбилея неожиданно обнаруживаются малые даты, причем тоже круглые, причем обладающие собственной исторической значимостью. К примеру, луганские танки Mk V. Их действительно «придумал» Уинстон Черчилль, построены они были именно в восемнадцатом году прошлого столетия — девяносто лет назад, в Луганск их доставили семьдесят лет назад.

Сухопутный корабль

Боевая гусеничная бронированная машина родилась в годы Первой мировой войны. Англичане накопили для этого достаточно технических возможностей. В октябре четырнадцатого года комитет имперской обороны Великобритании поставил вопрос о строительстве «блиндированных фортов» (названия для будущей боевой машины еще не было), способных двигаться через окопы, эскарпы, рвы и проволочные заграждения. Военный министр оставил просьбу комитета без ответа, и тогда инициатива перешла к первому лорду Адмиралтейства, морскому министру Уинстону Черчиллю.

Будущий премьер-министр Великобритании, будущий враг номер один, а в период Второй мировой войны — союзник СССР, Черчилль был человеком дела. В феврале пятнадцатого года он образовал «Комитет сухопутных кораблей». Воплощение проекта было возложено на машиностроительную фирму в Линкольне. За сорок дней строители создали на базе трактора «Холт» боевую машину. Первые, успешные, испытания прошли пятнадцатого сентября. Однако комитет обороны Великобритании признал машину неготовой для боя — она не могла преодолевать четырехметровые воронки. В ноябре фирма приступила к изготовлению новой машины. В феврале шестнадцатого года состоялись официальные испытания «сухопутного корабля»
Mk I. Военное ведомство Велико-британии выдало заказ на строительство первых ста машин.
Боевая премьера первого танка состоялась во Франции, на реке Сомме пятнадцатого сентября 1916 года.
Из 49 танков на исходные позиции пришли 32. Из них только восемнадцать участвовали в бою: пять машин застряли в болоте, у девяти вышли из строя механизмы.

Имя
Интересно, как родилось название первой бронированной машины, «сухопутного корабля».
Танком машина эта называется по-английски и по-русски. Немцы машину назвали просто и близко к природе — панцирь (Panzer). Итальян-ский язык тоже недолго мучился — carro armato. Название «танк» — плод совместных усилий английского и русского языков.
Вообще-то, танк означает цистерну, бак, резервуар. Англичане строили машину с соблюдением секретности. Они понимали, что стратегический успех на фронте гарантирует лишь внезапное появление на поле боя невиданной доселе техники. (Эти ожидания оправдались лишь отчасти. Был достигнут тактический успех — на реке Сомме англичане продвинулись на пять километров, но фронт не был прорван. Тем не менее немцы позже признавались, что машина наводила ужас на солдат.) При транспортировке по железной дороге накрытые брезентом машины напоминали цистерны. Пошел слух, что это — резервуары, изготовленные по заказу русского правительства. Для большей убедительности англичане написали на грузе по-русски: «Осторожно. Петроград» (Петербург переименовали в Петроград в 1914 году. — Авт.).

Mk V: Луганск
Первые танки Mk V начали поступать в войска в марте восемнадцатого года. До конца войны в Англии произвели четыреста этих машин. Некоторое количество тяжелых танков англичане передали союзникам, а во время гражданской войны — «Белой гвардии». Часть машин под обозначением «Рикардо» (по названию танкового двигателя) использовалась в Красной Армии до 1930 года. В единичных экземплярах танки серии
Mk V имелись в армиях Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Эстонским танкам довелось участвовать в Великой Отечественной войне. Правда, в качестве долговременной огневой точки.
Как танки появились в Луганске? Нам в институте рассказывали, что они — подарок наркома обороны СССР маршала Ворошилова родному Луганску. В Луганском областном краеведческом музее нам предоставили ксерокопию письма, датированного 1938 годом, кстати, годом образования Луганской области, в котором комкор Павлов информирует наркома обороны СССР маршала Ворошилова о наличии в РККА устаревших танков разных типов. Среди опытных образцов отечественного производства и устаревших трофейных танков в Красной Армии имелось пятнадцать танков Mk V («Рикардо»). «Все эти танки не на ходу, — говорится в записке, — без вооружения, хранятся на окружных и центральных складах». Павлов предложил Ворошилову передать, в частности, танки «Риккардо» (Mk V) в количестве 14 штук городам Смоленск, Ростов-на-Дону, Ленинград, Киев, Ворошилов-град и Архангельск для использования их «как исторических памятников гражданской войны».
За семьдесят лет из пятнадцати имевшихся в СССР тяжелых англий-ских танков Mk V сохранилось всего пять экземпляров. По одному в Харькове, в Кубинке Московской области, в Архангельске. И два в Луганске.
Машины перед войной установили в Луганске, включив их в комплекс памятников борцам революции. Во время оккупации памятники луганским революционерам гитлеровцы отправили на переплавку. А вот танки сохранились.
В послевоенный период судьба машин складывалась также непросто. Когда развенчали культ личности Сталина, а по ходу — его соратника Климента Ворошилова, угроза уничтожения нависла и над Mk V. Машины ночью сняли, перевезли на территорию одного из предприятий Ворошиловграда, обваловали землей. Ветераны большевистской партии разыскали исчезнувшие машины и вернули на место.

«Дерзкий»
Англичанам, членам исторического общества «Друзья танка Линкольна», нетрудно было отыскать луганские танки — они включены в мировые каталоги боевой техники. Руководитель общества Роберт Скотт обратился в посольство Украины в Англии. Оттуда просьбу перенаправили в Луганск. Началась работа и в краеведческом музее. И она дала определенные результаты. В частности, удалось установить номера машин, а по номерам — историю одного из двух Mk V — в Белой армии ему дали имя «Дерзкий». Почти все танки армии Антона Деникина носили личные имена: «Верный», «Атаман Ермак», «Генерал Слащев» (тот самый, который стал прототипом генерала Хлудова в «Беге» Булгакова), «Степняк», «Фельдмаршал Кутузов».
…1920 год. Отступление вооруженных сил на Юге России (ВСЮР) в Крым. Большие потери вынудили командование армии реорганизовать танковые части. Танк № 9186 «Дерзкий» вошел в состав первого танкового отряда. Седьмого июня войска барона Врангеля начали наступление на части 13-й армии красных. На Перекопском перешейке действия пехоты поддерживали танки первого и четвертого танковых отрядов. Под Перекопом атака началась в четыре утра, когда танки «Дерзкий», «Грозный», «Верный» и «Генерал Слащев» двинулись с Турецкого вала на окопы противника. В пять утра они ворвались в первую линию позиций красных и, смяв проволочные заграждения, прорвали ее, затем двинулись дальше и прорвали вторую линию окопов. В тылу три машины — «Слащев», «Дерзкий» и «Грозный» — были подбиты. В качестве трофеев они достались красным.
Заводской номер второго танка — 9344. Его имя и военная биография пока не установлены.

Почетная старость

То, что сохранилось в количестве пяти экземпляров, уже обладает исторической ценностью. Независимо от происхождения и возраста. Девяносто лет — возраст солидный. Ржавчина основательно подточила машины. Они нуждаются в реставрации. Создана комиссия, в ее состав вошли двенадцать человек. Комиссия привлекла к работе специалиста, — разработана методика обследования, составлена карта дефектов. Однако член комиссии Петр Шевченко на Луганск надеется слабо. Реставрация, тем более реконструкция раритетов, требует значительных средств. Англичане хотят полностью воссоздать первый отечественный тяжелый танк. Если им это удастся, то и нам будет легче. Друзья луганского танка свои надежды возлагают на международные организации. Руководитель общества «Друзья танка Линкольна» Роберт Скотт готовит доклад для правительственной комиссии Великобритании. Весной Скотт планирует посетить Луганск. Возможно, к тому времени… Хотя… Есть ведь еще и программа подготовки к празднованию семидесятилетия Луганской области. Областной центр мог бы включить реставрацию Mk V в городскую программу подготовки к юбилею. Если, конечно, танки не попадут в список символов советской истории и не будут уничтожены.

Автор благодарит заведующую отделом охраны культурного наследия Луганского областного краеведческого музея Ольгу Башкирцеву за помощь в подготовке материала.


Лайсман ПУТКАРАДЗЕ, «Наша газета»

Добавить комментарий