Варваровская обитель

Варваровская обительС недавних пор это святое место в селе Варваровка Кременского района Луганщины привлекает все больше паломников. Свято-Ильинский мужской монастырь и восстановленный старинный храм как бы соединяют прошлое и настоящее православия этой местности. Именно здесь начинаешь осознавать: период безверия в наших душах идет к завершению.
Мы заехали в обитель по дороге в Кременную. Почти за год в ней многое изменилось. На месте металлических ворот развернулось строительство превратной с иконной лавкой и малой, превратной, колокольней. У наместника монастыря игумена Иоасафа (Штанько) есть и другие планы преобразований. Но историю, ее уроки здешние насельники не забывают. Кстати, отец Иоасаф ведет в Луганском духовном училище курс «История православия на Руси».

Варваровская обительС недавних пор это святое место в селе Варваровка Кременского района Луганщины привлекает все больше паломников. Свято-Ильинский мужской монастырь и восстановленный старинный храм как бы соединяют прошлое и настоящее православия этой местности. Именно здесь начинаешь осознавать: период безверия в наших душах идет к завершению.
Мы заехали в обитель по дороге в Кременную. Почти за год в ней многое изменилось. На месте металлических ворот развернулось строительство превратной с иконной лавкой и малой, превратной, колокольней. У наместника монастыря игумена Иоасафа (Штанько) есть и другие планы преобразований. Но историю, ее уроки здешние насельники не забывают. Кстати, отец Иоасаф ведет в Луганском духовном училище курс «История православия на Руси».
На основании документов бюро технической инвентаризации ему удалось установить примерную дату появления Свято-Ильинского храма — 1680 год. Примерную, потому что рядом с этим храмом находился храм-часовня великомученицы Варвары — к какому из этих культовых сооружений относится сохранившаяся дата, сказать трудно. В архивных документах о церкви впервые упоминается лишь в 1730 году. Число прихожан не называется, но по количеству служивших там священников (три плюс дьякон) можно сделать вывод, что храм был большой. Воздвигли его в честь пророка Ильи, хотя по некоторым данным, первоначально его называли Иоанно-Предтеченским. Во всяком случае, об этом названии говорят старожилы села. Почему оно укоренилось в народной памяти? Есть предположение, что на территории Варваровки много лет назад было три культовых сооружения — в честь великомученицы Варвары, Иоанна Предтечи и пророка Ильи. Значит, проживало здесь немало поселян — три-четыре тысячи. А возможно, в самой Свято-Ильинской церкви просто имелся предел Иоанна Предтечи. Два престольных праздника в храме и ввели прихожан в заблуждение. Но все это гипотезы.
Сегодня в Варваровке — один храм в честь пророка Ильи. Примечательно его архитектурное решение — в форме звезды (восьмиугольник в основании символизирует путеводную звезду в Царство Небесное). Внутри — верхний хор и два боковых малых хора. Расположенные высоко окна тоже свидетельствуют о давней постройке.
В советское время в здании храма устроили зернохранилище. Боковую дверь выломали, а вместо нее сделали въездные ворота для экскаватора. На полу, в тех местах, где разворачивалась машина и работал ковш, плитка заменена недавно и явно отличается от остальной кладки. Настенная роспись не сохранилась. Правда, в перестроечный период, когда власть стала относиться к религии совсем по-другому, нашелся в селе умелец, рискнувший расписать храм по своему усмотрению. Трудился сутками, старался, как мог. Очень красиво получилось, но… С канонической точки зрения, роспись оказалась неверной. И когда в девяностых годах прошлого века храм вернули Церкви, «художества» забелили, оставив лишь несколько изображений святых.
Не так давно вернулась в храм старинная икона святого пророка Моисея. Вероятно, ее удалось сберечь кому-то из местных жителей. Вот только попутешествовать ей довелось изрядно. Икону привез житель Северодонецка. Есть в храме чтимый список чудотворной иконы Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», он передан игуменьей Свято-Георгиевского женского монастыря Черниговской области. Те из прихожан, кому икона помогла исцелиться, приносят ей с благодарностью золотые украшения.
По словам отца Иоасафа, сейчас в Киеве изготавливается новый резной иконостас для храма, и если повезет со спонсорами, то можно будет заняться настенной росписью. В 1999 году сюда прибыл иеромонах Тихон (Евтушевский), который через три года умер от лейкемии. За большую просветительскую работу среди молодежи, основание в селе воскресной школы Митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий благословил его захоронение прямо в Свято-Ильинском храме, справа от иконостаса.
С 2001 года здесь несет послушание отец Иоасаф. Постепенно число послушников увеличивалось. И в 2005 году по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви святое место получило статус монастыря. К тому времени в нем обитали восемь насельников (шесть монахов и два послушника). Сейчас монахов — 12, а послушников — 7.
За время служения отца Иоасафа церковь в Варваровке преобразилась. Полностью восстановлен внешний вид сооружения: колокольня, купола, покрытые медью, позолоченные кресты. В праздники разливается по округе звон тринадцати колоколов, самый большой из которых весит полтонны. Возведена ограда и братские кельи. Начаты работы по воссозданию дома наместника, который практически разрушен. Это здание и часть двора (исконно церковная территория) долгое время занимала местная школа. Землю передали братьям с условием, что построят они для ребятишек новую спортивную площадку. За помощь в оформлении документов, юридические консультации отец Иоасаф благодарен районной власти, особенно заместителю председателя районного совета Юлии Ивановне Назаренко. Варваровка еще в советские времена начала пользоваться привозной водой. Вопрос с собственным водоснабжением решить сложно из-за имеющихся на территории громады газовых месторождений. Но в восьмистах метрах от монастыря бьет ключ, который когда-то был единственным источником воды для селян. Со временем о нем забыли. Он долго пребывал в запустении, пока два года назад его не расчистили монахи. Установили сруб, и в праздник иконы Казанской Божьей Матери его освятили.
Сегодня в Свято-Ильинский храм приезжают верующие не только из нашей, но и из Донецкой, Харьковской областей. Селить паломников негде, и их размещают по домам местных верующих. Поэтому в планах у отца Иоасафа — строительство гостиницы для паломников. Некоторые желают стать послушниками в монастыре, но им временно отказывают — не хватает келий. Значит, необходимо строить еще один корпус для братьев. Братья обрабатывают полтора гектара земли, держат кур и намерены приобрести корову.
При монастыре поет профессиональный хор, состоящий из пятнадцати учителей музыки. Благочинный монастыря, иеромонах Митрофан (Письменский) преподает церковное пение в Луганском духовном училище.
Подрастающее поколение охотно посещает воскресную школу в Варваровке, но, к сожалению, получив аттестат, ребята покидают село — нет перспектив для трудоустройства. В родные места возвращаются, чтобы навестить родственников и помолиться в Свято-Ильинском храме.
А еще местные жители говорят, что, как только в монастыре возобновились каждодневные службы, урожай у селян стал лучше, ведь им покровительствует пророк Илья.

Ирина ЛИСИЦЫНА, «Наша газета»

Добавить комментарий