Среди плеяды предпринимателей конца ХIХ века особую роль сыграли выходцы из дворянского сословия: они не располагали, как правило, большими состояниями, но благодаря своему интеллекту, знаниям, деловым талантам сумели занять достойное место среди предпринимательской элиты Российской империи. К их числу относится и Федор Егорович Енакиев.
Светлана Нестерцова, Владимир Нестерцов — кандидаты исторических наук.
Железнодорожник — это звучит гордо!
Будущий донецкий промышленник родился в 1852 году в семье потомственных дворян. Отец, Егор Васильевич Енакиев, был выходцем из Херсонской губернии. За государственную службу был награжден орденами Святого Станислава II и III степеней, серебряной медалью короля Пруссии, многими другими наградами. Мать была дочерью коллежского асессора. Федор был старшим в большой семье, где, кроме него, было еще семеро детей. Успешно получив среднее образование, на семейном совете Федор объявил о том, что будет поступать в Институт инженеров путей сообщения.
В тот период в России начался бум железнодорожного частного строительства. Так называемая концессионная горячка дала толчок стремительному развитию транспортной отрасли, требовавшей новых кадров. Окончив в 1876 году институт, Ф.Енакиев в звании гражданского инженера начал трудовую биографию на Николаевской железной дороге. Вместе с дипломом он также получил право на чин коллежского секретаря в случае «вступления в государственную службу». Молодой инженер решает попробовать себя в чиновничьем деле и переходит в Главное общество Российских железных дорог, в Главный комитет для сбора пожертвований в пользу детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. За тридцать лет он вырастает от коллежского секретаря до статского советника.
Разноплановая деятельность дала Ф. Енакиеву возможность не только детально изучить железнодорожное хозяйство, но и наработать влиятельные связи среди отечественных и зарубежных бизнесменов. В 1886 году он входит в состав правления Общества Балтийской железной дороги, затем избирается директором общества. Удачно складывается и личная жизнь Ф. Енакиева. В 1885 году в Санкт-Петербурге он венчается с дочерью тайного советника Анной Винберг, у них рождается пятеро детей — три сына и две дочери.
«Увеличение производства железа… приобретает особенно важное значение»
В конце ХIХ в. российское правительство для подъема сельскохозяйственного производства, хлебной торговли начало стимулировать элеваторное дело. Енакиев, видя перспективность развития этого направления, становится членом Петербургского элеваторного акционерного общества. Но железнодорожный бизнес не оставляет и в начале 90-х годов учреждает Общество подъездных железнодорожных путей. Параллельно Енакиев заботится о привлечении в Россию иностранных инвестиций.
Иностранный капитал на промышленном рынке России в то время заметно активизировался. Инвестиции вкладывались как в зарубежные акционерные общества, имевшие дочерние предприятия в России, так и в «родные» российские предприятия, акции и облигации которых котировались на западных биржах. Более половины иностранных инвестиций в промышленности приходилось на горное дело, около четверти — на металлообработку, свыше десятой части — на текстильное производство. Приходили инвестиции преимущественно из Франции, Великобритании, Германии и Бельгии.
Используя новые возможности, деловые связи, а также опыт «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», созданного англичанином Дж. Юзом, Енакиев решил создать Русско-бельгийское металлургическое общество для постройки профильного предприятия в Донбассе. Он разработал устав общества и подал его на рассмотрение Министерства финансов, которое весной 1895 года представило устав на утверждение Комитета министров. 2 июня этого же года правительство утвердило устав.
В своем заключении по поводу устава нового общества министр финансов С.Витте писал: «Увеличение производства железа, стали и изделий из них, а равно расширение машиностроения приобретает особенно важное значение в настоящее время ввиду неотложной необходимости удовлетворения потребностей строящейся Великой Сибирской дороги, а также ввиду предпринятой постройки линии от Вологды до Архангельска и предложенного постепенного сооружения сети местных железных дорог удешевленного типа. Поэтому всякий почин со стороны частных лиц в деле развития нашей металлургической, машинно-кораблестроительной промышленности представлялся бы заслуживающим поощрения.
Но рассчитывать на учреждение в этой области содействия отечественных капиталов едва ли ныне представляется возможным как ввиду недостаточности у нас свободных капиталов, так и, в особенности, вследствие слабого проявления со стороны русских капиталистов склонности к направлению предприимчивости на металлургическое производство. Полагал бы разрешить инженерам: титулярному советнику Ф.Е.Енакиеву, надворному советнику Б.А.Яловецкому и бельгийским подданным Октаву Неф-Орбану и Оскару Биэ учредить на основании прилагаемого при сем проекта устава акционерное общество под названием Русско-бельгийское металлургическое общество».
Второй Петровский
Изучив возможные варианты места расположения нового завода, Енакиев остановился на селении Софиевка Бахмутского уезда. Он обосновал перед компаньонами свой выбор рядом причин. Во-первых, ранее здесь уже действовал опытный чугуноплавильный завод, названный в честь Петра I Петровским. Завод был закрыт в 1868 году из-за неудач с выжигом кокса при производстве чугуна, его активы было решено «частью передать в другие казенные заводы, частью же обратить в публичную продажу». Но остались рабочие кадры. Кроме того, имелся перспективный рынок сбыта продукции в связи с активизацией железнодорожного строительства и переоснащением Военно-морского черноморского флота.
В итоге в 1895 году, в трех километрах от старого завода, на землях, приобретенных Русско-бельгийским обществом у князя Долгорукого, началось сооружение нового металлургического завода, получившего то же название — Петровский. Строительство продолжалось почти два года. 27 ноября 1897 года была задута первая доменная печь и получены первые пуды металла.
В приемочном акте государственной комиссии отмечалось: «…Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18.000 пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36.000 пудов стали, двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов».
Одновременно с заводом были построены каменноугольные рудники: Веровский, Нарьевский, Бунге. Рядом с предприятиями росли рабочие поселки, которые вбирали в себя как местных жителей, так и пришедших на заработки из различных регионов Украины и России.
Завод постепенно расширялся и набирал силу. К 1899 году здесь работало уже 2.665 человек. В 1900 году задувается третья домна и начинает действовать 20-тонная мартеновская печь. В последующие четыре года, благодаря постоянным усилиям Ф.Енакиева, вступают в строй еще две мартеновские печи и мелкосортный стан «360». Енакиевский завод становится одним из крупнейших на юге империи, работая в основном по государственным заказам, производя рельсы для новых железных дорог.
Кавалер ордена Льва и Солнца
Енакиев заботился о социальной инфраструктуре заводских поселков. Отмечая его заслуги в этом направлении, Бахмутское уездное и Екатеринославское губернское земские собрания в 1898г. приняли решение местность, где были расположены Петровский завод, рудники и поселки Русско-бельгийского металлургического общества, назвать именем его основателя — Енакиево. Аналогичное название получила и железнодорожная станция. К 1916 году здесь проживало 16 тысяч человек. В центре Енакиево стояли две каменные церкви, молитвенный дом, костел, синагога, 4 двухэтажных и 20 одноэтажных домов для бельгийских специалистов и предпринимателей, 2 гостиницы, почта, столовая. Была построена заводская больница, где в 1912 г. работало 3 врача и 3 фельдшера, обслуживающие 185 коек.
Рабочие могли провести досуг в «Народном доме», кинематографе «Иллюзия», клубе работников металлургического завода, библиотеке потребительского товарищества. Дети рабочих Русско-бельгийского общества учились в четырехклассной местной и заводской, трехклассной церковноприходской школах и двухклассной школе Товарищества помощи бедным евреям.
Современники вспоминают о Федоре Енакиеве как о человеке высокообразованном, «американского склада действий», недюжинного ума. Его неугомонная натура постоянно требовала новых дел. В промежутках между напряженной работой по руководству Петровским заводом он разработал проект железнодорожной линии Штеровка — Мариуполь, тем самым открыв дорогу углю Луганщины на рынки сбыта империи. В 1901 г. совместно с рядом предпринимателей Енакиев учредил Русско-персидское общество для эксплуатации медных, серебро-свинцовых рудников Персии. Деятельность общества была высоко оценена персидским правительством, а Ф.Енакиев из рук шаха Персии получил одну из высших наград страны — орден Льва и Солнца второй степени с красной лентой.
Федор Егорович Енакиев внезапно умер в ночь на 29 января 1915 г. под Москвой. В некрологе, помещенном в журнале «Горнозаводское дело» №5 за 1915 г., говорилось, что он «вечно носился с проектами широкого размаха, а доброта и отзывчивость оставили светлое воспоминание у тех, кто его знал». На память Донбассу Енакиев оставил целый город, который и ныне успешно выплавляет металл и гордо носит имя своего создателя.