Юрий Шевяков. Художественные медали

Юрий Шевяков

Юрий Шевяков – cкульптор, медальер, художник декоративно-прикладного искусства.
Член Национального союз художников Украины (НСXУ) и Международной Федерации Художественной Медали F.I.D.Е.М.

Родился Юрий Иванович в 1955 году в городе Донецке. В 1977 году окончил Донецкий Политехнический институт. В г.Жданове окончил филиал Донецкого художественного училища. С 1988 года работал начальником Художественного Производственного комбината г.Жданова. В 1991 году ДХПК присвоил творческую квалификацию художник декоративно-прикладного искусства.
Творческую деятельность начал в 1987г. сучастю во II Республиканской Выставки Скульптуры в Киеве.
Участник I Республиканской Выставки Медальерного Искусства, I Коммерческой Выставки (г.Санкт-Петербург). Работы экспонировались на 16-ти Всеукраинских Художественных Выставках Медали и плакеты были представлены:
2004 – Международная XXIX Выставка Медальерного Искусства F.I.D.E.M. г.Сейшал, Португалия.
2005 – IV Международная Биеннале Медальерного Искусства г.Сейшал, Португалия.
2005 – Всеукраинская Триеннале Скульптуры г.Киев, Украина.
2007 – Международная XXX Выставка Медальерного искусства F.I.D.E.M. г.Колорадо-Спрингс, США. Всеукраинская Выставка пейзажа «Мемориал А.И.Куинджи» г.Мариуполь, Украина.
2008 – V Международная Биеннале Современной медали г.Сейшал, Португалия.
2009 – три медали были приобретены для экспозиции Шевченковским Национальным заповедником, Тарасова гора, г.Канев.
Работы находятся в музее при храме Христа Спасителя г.Москва (Россия); приобретены и находятся в частных коллекциях городов: Хьюстон (США), Аион (Франция), Таллинн (Эстония), Новгород (Россия), Минск (Беларусь), Львов (Украина). Авторские плакеты, медали и кубки вручались на Олимпийских играх 2004 года представителю МОК и представителю ФИЛА и в качестве призов на чемпионатах Мира и Европы по греко-римской борьбе в Швеции, Франции, Югославии. Более чем в 20-ти странах Европы и Мира авторские медали и плакеты были вручены их представителям.
Является автором Стелы, посвященной коллективу ММК им. Ильича, установленной в 2005 года в городе Новоазовске Донецкой области.

* * *
Издревле меди придавалась форма посредством литья, ковки или чеканки с последующей гравировкой или обработкой пуансоном.
Медное литье, литье из сплавов меди является одной из древнейших технологий, практически с 3-го тыс. до н.э. в Месопотамии. Из меди изготавливали многие технические изделия для аптек и врачей, медную утварь, котлы, точные приборы для научных целей как астролябии, солнечные часы. Многие большие емкости из красной меди успешно применяются в сыроваренном, винном и других пищевых производствах.
Медь также сумели оценить и в художественном ремесле. Были созданы прекрасные художественные изделия: кресты, помиры, дароносицы и др.
Поскольку медь хорошо переносит высокую температуру и открытый  огонь, из нее раньше делали посуду для приготовления на плите. Медные котлы, сковородки можно было натереть до блеска благодаря прочной и стойкой поверхности: красноватая, сдержанно поблескивающая медная посуда хорошо выделялась на беленых стенах и была гордостью любой хозяйки.
Что касается личного опыта работы с медью, то дифовка (выколотка), в отличие от кузнечной ковки, делается в холодном виде. Как правило, толщина листа — до 3мм. Заготовка расплющивается под ударами молотка, и если сосредоточить удары в центральном месте, не трогая края, то медная пластина не только уменьшится в толщине, но и будет деформироваться, образуя сферическую поверхность, вогнутую внутрь к удару. Затем сгибается медная заготовка на фасонной наковальне, имеющей соответствующую форму.
Герб города БердянскаЭто может происходить по сложной кривой, под углом по радиусу и т.д. При этом металл «тянется». Затем я осаждаю металл, а перед специальными круглогубцами делаю «гофры», которые осаждаю. Это, пожалуй, самое сложное дело, требующее большой аккуратности. Гофры не должны находить друг на друга и создавать складок и трещин.
Медаль, кроме классической круглой формы, может иметь овальную, прямоугольную и необычную форму (так называемая «плакета»). Медаль, в отличие от монеты, где выгравирован герб государства – его правитель, никогда не участвует в денежном обращении.
В настоящее время искусство изготовления художественных медалей находится в упадке. Для изготовления медалей все чаще применяют механические способы работы, и результаты получаются посредственные. Медальеры изготавливают модель медали в несколько раз большую, чем размер будущей медали, и машинным способом уменьшают ее до нужного размера.
Это нежелательный способ получения фигурных изображений, так как фигуры, вылепленные в больших размерах, приближаются к относительным пропорциям натуры. А на медали в уменьшенном размере они будут казаться незначительными. Если посмотреть на античные медали или камеи, можно сразу заметить, что руки изображаются непропорционально большими. Вас сразу поражает голова и выражение лица, рука и ее характер. Человеческая фигура твердо стоит на ногах, и благодаря этому медаль сохраняет полное равновесие и монументальность, несмотря на свои малый размер. Если не соблюдать эти условия, то после уменьшения изображения фигура будет казаться нереальной марионеткой и, конечно, будет лишена силы и благородства.
В этом особая хитрость: при изготовлении медалей нужно не математическое уменьшение объектов, не простое подражание натуре, а интерпретация. Нужно идеализировать фигуру.
На самых древних медалях «типом» являлась не человеческая голова, а неодушевленный предмет или символическое животное. «Типом» называется отпечаток любого образа или знака на медали
В отличие от монетного дела, где рельеф по плоскости должен быть повсюду одинаков, чтобы монеты можно было сложить столбиком, в художественных медалях этого требования нет. В медалях прекрасное никогда не приносится в жертву полезному.
Что касается размеров медали, то, изучая прекрасные греческие римские медали эпохи Возрождения, нельзя не ощутить, что величие не зависит от размеров, ибо величие есть качество души скульптора. Рассматривая античные медали и произведения малых форм, не замечаешь их размера, любуясь формой, чувствуешь их монументальность.
В настоящее время многие работы в малой пластике и даже скульптуры больших размеров лишены монументальности. Они насыщены мелкими деталями, испещрены тонкими линиями, разрушающими монументальность. Многие, рассматривая произведения, удивляются и восхищаются, как тонко сделано, вместо того, чтобы сказать: «Как мелко и как тривиально!»
Ведь человек, посещая выставку, надеется увидеть что-то такое, что способно дать пищу его уму, воспитает его глаз и заставит улыбнуться, задуматься: А что он может увидеть нового интересного для себя, если художник все «дословно рассказал», разжевал и сидит довольный, ожидая похвалы и удивления публики? Такое произведение можно из уважения посмотреть только раз. В нем нет образа.
Задача истинного искусства — передать человеческие страсти, проявление человеческой воли, то, что привлекает взор зрителя.
Во всех областях скульптуры трактовка должна меняться в зависимости от размеров произведения, и это особенно важно в области изготовления медалей.
Чем меньше медаль, тем больше ну упрощать работу. Медаль всегда следует трактовать широко. Но лепить широко — не значит доходить до грубости, как часто бывает в настоящее время и в живописи, и в скульптуре.
Медаль должна обнаруживать стиль сильнее,
чем произведение большого размера. Под стилями я подразумеваю упрощенную правду, освобождающую от всех незначительных деталей.
Нет ничего труднее, чем передать осмысленную жизнь. Лишь Художник, наделенный душой, может изобразить душу. Нужно уловить характерность и выразительность натуры, которая должна быть запечатлена в медали.
Изготовление медали не прощает суеты. Многие фирмы в ущерб творческим разработкам, которые дают пищу уму, изготавливают поток сувенирных посредственных медалей. И, несмотря на их высокотехнологичное производство, если не иметь «творческого начала», эти медали останутся на низком уровне искусства, и будут выглядеть бедно.
Автор должен не забывать о спокойном величии, благородстве и достоинстве своего произведения.

Художник-медальер Юрий Шевяков

* * *

01.07.2009 В Киеве в Доме учителя прошла торжественная церемония награждения участников Национальной программы «Мистецький Олімп України».
Среди награжденных дипломом “За весомый вклад в развитие культуры и искусства  Украины”, за подписью Министра культуры и туризма Украины В. В. Вовкун, был и наш земляк –  мариуполец – художник-медальер Шевяков Ю.И.
К этой дате был выпущен каталог дипломантов «Мистецький Олімп України», среди которых представители многих направлений искусства, таких как театр, хореография, кино, литература, музыка и т.д.
В разделе декоративно-прикладного искусства несколько страничек посвящены члену НСХУ,  F.I.D.E.M., скульптору, художнику-медальеру  Шевякову Ю.И.

В создании каталога принимал участие редакционный совет:
Болгов В.В – Президент издательского консорциума, член Национального союза журналистов Украины.
Вовкун В.В. – Министр культуры и туризма Украины.
Олейник Б.И. – Глава правления Украинского фонда культуры, Герой Украины, Академик НАН Украины, поэт.
Богуцкий Ю.П.- заместитель Главы Секретариата Президента Украины, вице-Президент Академии искусств Украины.
В 2008 году участник международного проекта «Україна в III тисячолітті. Традиції. Інновації. Інвестиції » Шевяков Ю.И. был награжден «Почесной Відзнакой «Суспільне Визнання» за весомый вклад в национальную историю Украины.
Его имя внесено в каталог “Особистість III тисячоліття, Національні лідери України”.

Добавить комментарий