Русской сказке требуется помощь

Три царевны подземного царства

Анатолий Жаров в газете «Донецкие новости» (№9, 25 февраля — 3 марта 2010 г.) рассказывает об одной из самых уникальных комнат нашего любимого Донецкого областного Дворца детского и юношеского творчества. 

В ДОНЕЦКЕ В РЕСТАВРАЦИИ НУЖДАЕТСЯ УНИКАЛЬНАЯ НАСТЕННАЯ РОСПИСЬ
В культовом месте для многих тысяч донецких детей сначала городском, затем областном Дворце пионеров и школьников, а ныне в областном Дворце детского и юношеского творчества по улице Артема, 46 есть необычная аудитория — Комната сказок. Стены ее расписаны по мотивам русских народных сказок и по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Интересна история появления этой комнаты в нашем городе. Корреспондент «ДН» попытался разобраться, какое отношение к ней имеют известный русский художник Виктор Васнецов, Юзовское отделение Петербургского международного коммерческого банка и генералиссимус Иосиф Сталин.

Художник Васнецов  и донецкий край
Известнейший русский художник Виктор Михайлович Васнецов в наших краях не бывал, но в истории Донбасса след оставил. Этот живописец известен как родоначальник национального направления в русском искусстве. Он первым обратился к былинно-сказочным сюжетам, с помощью которых во многих своих картинах показал красоту и мощь русского народа. Известнейший московский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, получив права на концессию по строительству Донецкой каменноугольной железной дороги, в 1879 году заказал Васнецову картины для украшения конторы своего предприятия. Причем сюжеты художнику навязаны не были, он выбрал их сам. В итоге появились четыре живописных шедевра: «Три царевны подземного царства», «Битва славян со скифами», Ковер-самолет» и «Витязь на распутье». Но правление Донецкой железной дороги не захотело брать эти картины, видимо, посчитав несолидным показывать сказочный «Ковер-самолет», когда их предприятие являлось образцом технического прогресса. Может быть, по этой причине и не состоялась поездка Васнецова в наши края. Картины остались у Саввы Мамонтова, ныне они находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве (Два уточнения. По заказу Донецкой железной дороги были написаны первые три картины: битва символизировала прошлое нашего края, три царевны – богатства донецких недр, а ковер-самолет был задуман как символ прогресса и новых скоростей. «Битва славян со скифами» хранится сейчас в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга  — dvorec.donbass.name).

Дворец пионеров с непростой судьбой
Прежде чем приступить к рассказу о донецкой Комнате сказок, необходимо рассказать о самом Дворце детского и юношеского творчества. До начала Великой Отечественной войны в городе Сталино был Дворец пионеров в здании, которое сейчас занимает ЦБНТИ. После освобождения столицы Донбасса от фашистов было принято решение о строительстве нового Дворца пионеров. Однако дело шло со скрипом. Поэтому Сталинскому облисполкому и бюро обкома ВКП(б) в начале 1948 года пришлось принимать даже специальное постановление по этому поводу (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р4091, оп. 1, д, 3). В документе, в частности, говорится: «Восстановление и реконструкция Дворца пионеров не имели и не имеют комплексного проекта из-за отсутствия финансирования на разработку полного комплекса проектирования, а также средств на весь объем общестроительных и отделочных работ… В 1947 году темпы строительных работ в значительной степени срывались, а в настоящее время прекращены. Для выполнения полного объема работ с окончанием второй очереди строительства в 1950 году необходимо было 13,565 млн. рублей согласно плановому заданию, из них для финансирования проектных, общестроительных, отделочных работ в 1948 году требовалось 4 млн. рублей. В конечном итоге областные власти решили просить Совет Министров УССР походатайствовать перед Совмином СССР о выделении всей необходимой для стройки денежной суммы и потребовали у руководства областных хозяйственных организаций приложить максимум усилий по ускорению темпов возведения этого объекта. Обкому комсомола было поручено организовать работу общественности на строительстве Дворца пионеров. После такого нагоняя в облкоммунпроекте, наверное, решили, что надо исходить из реалий жизни, и при разработке проекта строительства внесли изменения. Вот тогда, по всей видимости, было решено использовать как основу двухэтажное здание Юзовского отделения Петербургского международного коммерческого банка, добавив к нему пристройки. Однако сроки окончательного ввода в эксплуатацию Дворца пионеров постоянно срывались и в последующие годы. Из архивных документов известно, что работа кружков в новом Дворце пионеров и школьников началась в сентябре 1950 года, при этом продолжались отделочные работы под руководством архитектора Пархунова. С помощью зав. отделом периодики областной библиотеки им. Крупской Елены Згинник «ДН» удалось точно установить дату официального открытия Дворца пионеров и школьников города Сталино — 8 ноября 1951 года (к 34-й годовщине Октябрьской революции). «Под звуки барабана и горна в зал входит делегация пионеров. Ученик средней школы № 6 пионер Саша Дудин от имени всех пионеров города благодарит партию и правительство, родного товарища Сталина за прекрасный подарок», — писал корреспондент ТАСС в своем газетном отчете об открытии дворца. Таким образом, в следующем году нынешний Дворец детского и юношеского творчества будет отмечать свой 60-летний юбилей.

Областные газеты того времени зафиксировали слова председателя городского исполкома совета депутатов трудящихся Ефименко о том, что «миллионы рублей на строительство Дворца пионеров в нашем городе были отпущены по специальному указанию товарища Сталина в трудные годы восстановления». Правда, как оказалось, сумма значительно отличалась от первоначальных 13,565 млн. рублей. Как писал в газете «Социалистический Донбасс» накануне открытия начальник строительства Г. Щапов, окончательная стоимость строительства Сталинского городского Дворца пионеров составила 5 млн. рублей (для сравнения: такая же сумма потребовалась для асфальтирования Макеевского шоссе). Несмотря на все трудности, наш Дворец пионеров по своей отделке и оформлению получился одним из лучших в Украине. В просторном вестибюле была установлена большая скульптура «И.В. Сталин с пионерами». По ее обеим сторонам – большие картины, изображающие момент приема в пионеры и пионерский костер. К сожалению, эти панно не сохранились. На первом этаже современного дворца есть два панно уже явно 60-х годов, т. к. на одном из них изображен пионер, стоящий рядом с космической ракетой. Не удалось пока выяснить и автора первоначальных картин. По некоторой информации, им вполне может быть харьковский художник, впоследствии заслуженный художник Украины Борис Вакс (1912—1989 гг). Он работал в стиле соцреализма. В справочниках есть сведения о его участии в росписи Дворца пионеров, а также в создании декоративных панно «Горноспасательная служба» для Дома техники в Сталино, «Строители» для Дворца культуры в Краснодоне.

Донецкая Комната сказок посолиднее московской
По тогдашним проектам в каждом Дворце пионеров должна была быть и Комната сказок. В донецкой Комнате сказок все необычно: посетитель как бы заходит в древнерусский терем, спускается вниз по нескольким деревянным ступеньками и попадает в сказочный мир. На стенах роспись: Иван сражается со Змеем-Горынычем и летает на Коньке-Горбунке; Маша следит за медведем, чтобы он пирожки не кушал; Колобок по лесу катится. Там «есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор». Они выходят навстречу князю Гвидону и его царевне, такой красивой, «что не можно глаз отвесть: днем свет божий затмевает ночью землю освещает месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Дальше – Кот ученый ходит в пушкинском Лукоморье. Завершает экспозицию сюжет из Сказки о рыбаке и рыбке». Донецкая Комната сказок будет посолиднее, чем в Московском Дворце пионеров, и в этом вы можете убедиться, сравнив их фотографии. Наша сказочная комната находится на втором этаже здания Дворца детского творчества. Здесь долгие годы проходили занятия кружка художественного слова, о которых с теплотой спустя много лет вспоминают сегодня уже взрослые люди. Они рассказывают, что сказочную роспись показывали иностранным делегациям, которые посещали столицу Донбасса в те годы. (Кстати, в Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных, расположенном в стенах исторического Аничкова дворца тоже есть великолепная по красоте Комната сказок — dvorec.donbass.name).
Автором данного художественного произведения был донецкий художник Евгений Евгеньевич Грейлих. Несколько лет назад «ДН» уже писали о гражданском подвиге этого человека. Когда Сталинская картинная галерея при отступлении Красной армии в октябре 1941 года оказалась брошенной на произвол судьбы, Евгений Евгеньевич решил уберечь от гибели и захвата фашистами хоть что-то из культурных ценностей. Он сумел спасти и сохранить семь картин, два рисунка, акварель и гуашь. В сентябре 1945 года Грейлих передал все одиннадцать произведений представителю комитета по делам искусств УССР, в том же году они поступили в Киевский музей русского искусства, в собрании которого находились до 1975 года. Сейчас эти полотна находятся в экспозиции Донецкого художественного музея, а пейзаж А. Остроумовой-Лебедевой «Амстердам» и поныне остается в  Киеве.

Евгений Евгеньевич Грейлих
Евгений Евгеньевич Грейлих— автор донецкой Комнаты сказок. Фото из книги Н.Е.Грейлих «Мой дорогой отец»

«Я помню, что папа очень много времени проводил на работе, выполняя эту роспись. Он приходил домой очень поздно, а я ему во дворец обеды носила, — рассказала «ДН» дочь художника Наталья Евгеньевна. — Отец принимал участие и в росписи первого  Дворца пионеров в довоенном Сталино. Тогда всеми эскизными работами руководил московский художник, профессор Лев Крамаренко. А папа сам расписывал до войны Дворец пионеров еще и в Мариуполе. Точный год появления этой уникальной росписи, наверное, уже не удастся узнать, т.к. Евгения Евгеньевича нет в живых (он скончался в 1998 году). Однако корреспонденту «ДН» все-таки удалось, просматривая документы областного архива, выяснить наиболее вероятную дату — 1954 год.
До этого времени в планах работы Дворца пионеров и школьников на месяц, отпечатанных типографским способом в виде больших афиш, все сказочные мероприятия для  детей проходили в зрительном зале учреждения, а в сентябре 1954 года указано конкретное место — Комната сказок (ГАДО, Ф-Р4091, оп. 1, д. 19, л. 7). Также косвенным под утверждением именно этой даты могут служить и сюжеты донецкой настенной росписи по мотивам картин художника Васнецова — «Иван-царевич на Сером волке» и «Аленушка». Не исключена возможность, что Евгений Грейлих решил выбрать эти сюжеты в связи с торжественным открытием в 1953 году в Москве Дома-музея художника Виктора Васнецова (москвичи ласково называют его Теремком). Сейчас он является филиалом Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».

Время шло, и Комнату сказок нужно было обновлять. К тому же один раз во дворце прорвало трубу, вода залила одну из стен. Сегодня известно только, что реставрационными работами в конце 80-х или в начале 90-х годов прошлого века занимался штатный художник областного Дворца детского и юношеского творчества Егор Егорович Калмыков. В настоящее время настенная роспись требует реставрации. Для этого нужны деньги, да и объем работы там немаленький, требуется участие профессионалов-художников. Может быть, кто-то из меценатов региона сделает приятный подарок донецким детям к 60-летнему юбилею со дня официального открытия дворца? Хочется в это верить. Ведь в сказках всегда есть чудо, и завершаются они счастливым финалом.

КОММЕНТАРИЙ:
«Моя мечта — отреставрировать Комнату сказок»
Сергей Дороговцев, директор областного Дворца детского и юношеского творчества:
— Моя мечта — отреставрировать Комнату сказок. Но я понимаю, что это нелегкое дело, требующее времени на подготовку и немалых финансовых средств. Сегодня в этой комнате размещена студия народного детского музыкально-драматического театра «О». Там работают влюбленные в театр руководители, и эти занятия с удовольствием посещают школьники. Для театра необходимо подыскать другое помещение, а после можно заняться реставрацией настенной росписи в Комнате сказок. Для этого необходимо найти меценатов, готовых оказать финансовую помощь Дворцу детского и юношеского творчества. Непосредственно реставрационными работами должны будут заниматься квалифицированные специалисты.

Добавить комментарий