Инна Ивановна Ульянова

Инна Ульянова прославилась ролью Маргариты Павловны Хоботовой в фильме «Покровские ворота». Все последующие работы Инны Ульяновой делались по образу и подобию этой. То, что актриса может быть разной, заметил только Никита Михалков, пригласивший ее в драму «Утомленные солнцем».

Свою творческую биографию Ульянова начинала в Ленинградском театре комедии под руководством Николая Акимова. У него она играла героинь и лирических, и характерных, и комедийных. Мастер умел подчеркивать красоту и женственность своих актрис, сам придумывал им костюмы, подчеркивая их грацию и формы. Когда началась «антиакимовская» кампания, Инна Ульянова не смогла оставаться в Ленинграде и вернулась в Москву, где оказалась у истоков Театра на Таганке…

Из интервью Инны Ульяновой “Новой газете” (№20 от 22 марта 2001 года): 
– Инна Ивановна, позвольте, я вам задам неделикатный вопрос. Вот девушка, молодая актриса, заканчивает Щукинское училище, хочет играть романтических красавиц — и вдруг сталкивается с жестким ограничением амплуа и играет комические и характерные роли. Вначале это не было обидно?
– Нет. Я никогда не питала в отношении себя никаких иллюзий и всю жизнь во всех театрах играла проституток всевозможных стран и эпох. Но, конечно, не только. На самом деле мне очень повезло с театральными режиссерами: Акимов, Любимов, Эфрос, Петр Фоменко, Арцыбашев… В кино мне, кстати, тоже очень повезло — Козаков, Михалков, Лиознова!

Так вот, после «Щуки» я сразу поехала в Ленинград и несколько лет работала у Акимова. Между прочим, Ленинград — очень театральный город. У меня остались прекрасные впечатления об этом городе. У него обо мне — тоже. Мы как-то приехали туда на гастроли, и я выходила на сцену уже сразу под аплодисменты. Так сказать, авансом: ленинградцы меня помнят по работе у Акимова и встречают, как свою.
Простите, я отвлеклась. Так вот, Николай Петрович Акимов мне тогда сказал: «Инна, у вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться!» Потом, через много лет, почти то же самое повторил Анатолий Васильевич Эфрос: «Инна, вы в принципе смешная и вообще не думайте об этом». Так что в отношении актерского амплуа обиды на судьбу никогда не было. Я с детства усвоила одну мысль: на Руси должно быть весело. И сегодня никаких ограничений в отношении своих возможностей я не ощущаю. По актерской игре могу поднять практически все.
Правда, в последнее время очень хочется сыграть что-нибудь грустное. В спектакле «Галилео Галилей» на Таганке у меня был один диалог с Высоцким. Он говорил: «Ах, какое веселое время наступает!» На это я ему отвечала: «Только вот будет ли у вас в это веселое время возможность заплатить за молоко…»
Тогда я произносила эту реплику как-то пусто. А вот сегодня я сказала бы это уже по-другому. Юрий Петрович всегда приветствовал общение с залом, и говорить эту фразу стоило, обращаясь прямо к зрителям.
– Давайте вернемся к ситуации в театре. Вы выбрали Губенко. Ну и как?
– О-хо-хо… Он тогда был такой сильный, открытый, харизматичный… Говорил, что вот сделаем, пересилим, добьемся. Он, кстати, и добился. Только совсем не того, чего мы от него ждали.
– Как часто вы сейчас выходите на сцену?
– Часто. Не буду жаловаться — очень часто, приблизительно раз в месяц.
– Понял. Тогда давайте про кино. Самая главная ваша роль — это все-таки Маргарита Павловна. Подобный типаж и раньше был в нашем кинематографе, но обычно это были деревенские бой-бабы, казачки, их начала играть еще Татьяна Ивановна Пельтцер. Вы же впервые перенесли его в городскую, московскую среду, и вся страна вдруг осознала, что это совершенно типичный образ. Как произошло такое открытие?
– Ну, во-первых, все, конечно, придумал Миша Козаков. А во-вторых, по Фрейду, есть такая «теория ДОБОРА». На экране и на сцене, как и вообще в творчестве, человек старается добирать то, чего ему не хватает в жизни. Вот я, например, жуткая трусиха и в своей Маргарите Павловне просто добирала самоуверенность, властность, даже нахальство, то есть то, чего мне не хватало в отношениях с мужчинами. А зритель, кстати, бой-бабу во мне не очень-то и видел. Всех поражало то, что вот у нее — два мужа! Это ж надо, а, два мужа! Но, по-моему, роль получилась.
Еще в «Утомленных солнцем» у меня была очень милая роль. Небольшая, но я ее люблю. И вообще лучше сыграть эпизод у Никиты, чем главную роль… ну, ладно.
– Лет двенадцать назад возникло ощущение, что кино просто умерло. Про театр тоже стали это говорить. А как сейчас?
– Конечно, с тем, что было десять лет назад, и сравнивать нельзя. Только я-то все сравниваю с тем, как было двадцать и тридцать лет назад… Но давайте не будем плакаться, а? Лучше уж принимать ноотропил. Ненавижу говорить что-то вроде: «в наше сложное время…» У нас всегда было сложное время, и нормальным людям всегда помогало только одно — чувство юмора. Социальные исследования показали: большинство людей, ставших самоубийцами, чувства юмора не имели вообще.
* * *

Инна Ульянова, одна из самых ярких комедийных актрис современности, скончалась 9 июня 2005 года в Москве на 71-м году жизни. До последних дней она выглядела прекрасно, гордилась своей стройной фигурой и каждое утро начинала с долгих процедур ухаживания за лицом. Никто не знал, что здоровье Инны Ивановны совсем неважное. Племянница актрисы Марина рассказала “Комсомольской правде”, что Ульянова уже давно лежала в 51-й московской больнице. У неё был целый букет болезней – сердце, печень. И, несмотря на это, она не сдавалась, продолжала ездить на гастроли. Вот и с 10 по 15 июня собиралась улететь в Коми со спектаклем «Французская кадриль». Но увы: в четверг вечером актрисе стало плохо… В 23.15 она скончалась.
Инна Ульянова жила одна. Она несколько раз была замужем, охотно рассказывала о своих романах, с удовольствием кокетничала и гордилась тем, что на неё по-прежнему обращают внимание мужчины. Детей у неё не было. Мысли о возрасте она гнала прочь. В день своего 70-летия скрылась от всех, несмотря на то, что любила быть в центре внимания.
Инна Ульянова прославилась ролью Маргариты Павловны Хоботовой в фильме «Покровские ворота». Все последующие работы Инны Ульяновой делались по образу и подобию этой. То, что актриса может быть разной, заметил только Никита Михалков, пригласивший ее в драму «Утомленные солнцем».
Свою творческую биографию Ульянова начинала в Ленинградском театре комедии под руководством Николая Акимова. У него она играла героинь и лирических, и характерных, и комедийных. Мастер умел подчеркивать красоту и женственность своих актрис, сам придумывал им костюмы, подчеркивая их грацию и формы. Когда началась «антиакимовская» кампания, Инна Ульянова не смогла оставаться в Ленинграде и вернулась в Москву, где оказалась у истоков Театра на Таганке…
Когда Любимов вернулся из эмиграции, «Таганка» раскололась на два лагеря. Инна Ивановна осталась на стороне Губенко и Филатова. Но с начала 90-х актриса активно играет в антрепризах, и это ей помогает «держать форму». В кино Инна Ульянова снималась, в основном, в эпизодах. Лучший из них – образ пьяной Дамы с лисой в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Поначалу актрису узнавали именно по этой роли. Но в 1982 году она сыграла Маргариту Хоботову и стала безумно популярной. Правда, на экране она не стала появляться чаще, хотя были и такие заметные работы, как в фильмах «Где находится нофелет?», «Когда опаздывают в загс», «Наша дача», «Мсье Робина», в сюжетах “Ералаша” и ряде комедийных короткометражек.
В конце 90-х Инна Ульянова стала «фирменным лицом» порошка Comet.

Сергей Капков “Характерные актеры российского кино”
В 1989 году Инна Ульянова получила звание заслуженной артистки России, а в 2000 году стала лауреатом Государственной премии России.
В последние годы своей жизни Инна Ульянова много пила, почти не общалась с родственниками и коллегами. Даже свою мать, Анну Николаевну, которая находится в психоневрологическом диспансере, актриса не навестила ни разу за несколько лет.
“Сильнейший запой у Ульяновой случился в 2001 году, – рассказала соседка актрисы. – Я как-то ночью дежурила по подъезду, смотрю, Инна спускается без одежды, говорит, там у меня трое мужчин в комнате сидят. Пришли, она показывает: один – в шкафу, другие двое – за столом. Смотрим, а там никого. Понятно – белая горячка. Вызываю скорую психиатрическую, мне там отвечают: либо родственник может вызывать, либо сотрудник милиции. Что делать, звоню в наше отделение, пришел дежурный, вызвал, увезли ее в “Кащенко” с диагнозом “алкогольный галлюциноз, органическое поражение головного мозга”, .
После выхода из больницы актриса какое-то время чувствовала себя лучше, а потом снова начала пить. Вскоре Ульянова попала в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, ей сделали серьезную операцию. Инна Ивановна не захотела задерживаться в больнице – как только смогла, убежала домой. Какое-то время ее навещали друзья: нужно было менять повязки на животе, но вскоре актриса перестала открывать дверь.
“На 10-й день стало понятно, что с Инной что-то не то, и не открывает она не потому, что никого не хочет видеть, и мы вызвали “Скорую”, – говорит Ирина Борисова, подруга актрисы… Инна была уже совсем никакая, в машине и скончалась…” Причиной смерти актрисы назван цирроз печени.
Прощание с Инной Ивановной Ульяновой состоялось 14 июня 2005 года в театре “Содружество актеров Таганки”, где актриса сыграла немало ролей. Панихида прошла тихо, без траурной музыки. Коллеги Ульяновой, снимавшиеся с ней во многих фильмах, не пришли проститься с актрисой, а родных у нее почти не было. Актрису похоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой ее отца.
С начала 2006 года Хамовнический суд Москвы разбирает иски, касающиеся квартиры, принадлежавшей актрисе Инне Ульяновой. На имущество покойной претендуют две женщины – ее 94-летняя мать Анна Николаевна Ульянова-Кочерженко и действующий столичный нотариус Марина Моматюк.

Добавить комментарий