Константин Савицкий: «Некрасов в живописи»

Рассказывает председатель Рижского славянского исторического общества историк Олег Пухляк:
Константин Аполлонович Савицкий родился в Таганроге, где его отец, военный врач в отставке, работал врачом в мужской гимназии. Мальчик рано увлекся живописью. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры, а уроки рисования стали для него любимыми предметами в гимназии.
В пятом классе жизнь Константина резко изменилась: один за другим умерли родители, и его опекуном стал брат его отца, который забрал сироту к себе. Так Савицкий попал на территорию современной Латвии. Здесь его определили в частный пансион, откуда по окончании курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую академию художеств.
В академии Константин Савицкий стал одним из лучших учеников. В 1871 году за конкурсную картину «Каин и Авель» он получил малую золотую медаль, а в 1871-1874 годах – стипендию императора Александра II. Перед художником открывалась блестящая карьера, но, как и многие его друзья, он примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок и в 1873 году оставил занятия в академии.

Рисунок с натуры
Рассказывает председатель Рижского славянского исторического общества историк Олег Пухляк:
Константин Аполлонович Савицкий родился в Таганроге, где его отец, военный врач в отставке, работал врачом в мужской гимназии. Мальчик рано увлекся живописью. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры, а уроки рисования стали для него любимыми предметами в гимназии.
В пятом классе жизнь Константина резко изменилась: один за другим умерли родители, и его опекуном стал брат его отца, который забрал сироту к себе. Так Савицкий попал на территорию современной Латвии. Здесь его определили в частный пансион, откуда по окончании курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую академию художеств.
В академии Константин Савицкий стал одним из лучших учеников. В 1871 году за конкурсную картину «Каин и Авель» он получил малую золотую медаль, а в 1871- 874 годах – стипендию императора Александра II. Перед художником открывалась блестящая карьера, но, как и многие его друзья, он примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок и в 1873 году оставил занятия в академии.

«Мое прекрасное захолустье»
– 1874 годом датирована картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» – одно из первых полотен, посвященных жизни нового для того времени класса рабочих, – продолжает Олег Пухляк. – Эту картину приобрел для своей галереи Третьяков. На вырученные средства Савицкий уехал в Париж, где уже ранее проходил художественную практику. Из Парижа он периодически наведывался в Петербург и Динабург (Даугавпилс), где жила его сестра. Динабург художник искренне полюбил и именовал его «одним из самых прекрасных захолустий Отечества нашего».
После смерти жены Савицкий искал забвения в искусстве. Из-под кисти художника выходили картины, ставшие жемчужинами его творчества. Картину «Встреча иконы» редкий на похвалу и въедливый критик Стасов охарактеризовал как «превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы…». В этом полотне художник представил в основном образы крестьян – настолько типичные и глубокие, что за них его позднее назовут «Некрасовым в живописи».

Пожар в Динабурге
– Русско-турецкая война 1877-1878 годов, мотив расставания близких вызвали к жизни картину «На войну», заказ на которую сделал император Александр III, – говорит Олег Пухляк. – Как пишет об этой картине даугавпилсский исследователь Веретенников, «прототипами изображенных на ней персонажей послужили простые динабуржцы». Законченная в 1888 году, она заняла достойное место в Русском музее.
История создания картины «Пожар в деревне» («Погорельцы») напрямую связана с жизнью Даугавпилса. В письме к своему другу Крамскому Савицкий отмечает: «Одно время Динабург горел чуть ли не каждый день. Пожары переполошили и нас так, что уже с месяц времени вещи собраны в узлах, чтобы на несчастный случай быть наготове. Эти пожары пустили много несчастных по миру». К сожалению, на сегодняшний день сохранилась лишь фотография этой картины.
Со временем художник окончательно перебрался в Петербург, где без его участия не обходилась ни одна выставка передвижников. В 1878 году он экспонировал свои картины на Всемирной выставке в Париже, в 80-х годах много работал в области книжной и журнальной графики, иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, Льва Толстого. Сотрудничал в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

«Утро» без Савицкого
– В 1883-1889 годах Савицкий занялся преподавательской деятельностью, – рассказывает Олег Пухляк. – Он давал уроки в училище технического рисования барона Штиглица, хорошо известном также как кузница кадров зарождающейся латышской профессиональной живописи. В 1891 году он переехал в Москву, где также преподавал. В 1895 году был избран действительным членом Императорской академии художеств, в 1896 году был организатором художественного отдела Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
Самая известная картина периода, когда Константин Савицкий был уже общепризнанным маститым художником, – написанное вместе с другом Шишкиным в 1889 году «Утро в сосновом лесу». Долгое время картина выставлялась под именами обоих художников, и только после реставрации имя Савицкого было убрано.
В 1897 году художник переехал в Пензу, чтобы возглавить только что образованное Пензенское художественное училище, ставшее под его руководством одним из лучших художественных учебных заведений России. Впоследствии его выпускниками стали известные латвийские художники Роман Скуя и Александра Бельцова.

Оксана ДЕМЕНТЬЕВА. Ежедневная газета Латвии “Час”

Добавить комментарий