17 ноября 1917 года к власти в Юзовке пришли большевики. В этот день был переизбран Юзовский Совет рабочих депутатов, тут же заявивший о поддержке правительства Ленина.
17 ноября можно считать переломным моментом в истории города. Прежде, несмотря на то, что Юзовка была насквозь пролетарской, большевистский подход не находил отклика. Возможно, причина заключалась в том, что население города на серьезный процент состояло из совсем еще недавних крестьян, которым трудно было воспринять идеи о полной ликвидации частной собственности и прочие столь же радикальные марксистско-ленинские идеи?
Но в ноябре 1917 года все переменилось. Приход к власти Ленина с друзьями взбодрил юзовских большевиков. В их рядах нашелся пламенный борец. Звали этого человека с фанатичным блеском в глазах Яков Залмаев.
Революционер со стажем, он был соратником Артема (Сергеева), фигурирует на фотографии местной ячейки РСПРП за 1912 год и успел несколько лет провести на каторге. В Юзовку, где жила также семья его брата Данила, вернулся после Февральской революции и всеобщей амнистии. Его фамилия всплывает в сводках полиции уже в апреле этого бурного года – сообщается о его участии в сходке руководителей большевистских ячеек Юзовки в каменном карьере возле Семеновки. Вся его дальнейшая биография выдает в нем человека, тонко чувствующего политическую конъюнктуру. После оккупации Юзовки немцами в апреле 1918 года он удалился на территории, контролируемыми большевиками. Сумел не затеряться в аппаратной борьбе. В начале 20-х годов мы видим его уже в «при должности» Архангельске, потом – во главе Кемеровского Совета, потом – Алтайского губернского исполкома. И умер хотя и в тревожном 1939 году, но своей смертью.
Но вернемся в 1917-й.
Яков Залмаев присутствовал на историческом для Советской власти 2-м съезде Советом в Петрограде. Вернувшись оттуда, он немедленно начал пытаться устроить переворот в юзовских верхах. Всячески добивался, чтобы городской Совет одобрил переход власти к большевикам, декреты о земле и мире. Но понимания не нашел. Совет, контролируемый меньшевиками, легко «забаллотировал» все предложения Залмаева и его соратников. Как же они пришли к власти? Да очень просто! Меньшевики, следуя традициям законности и либерализма, объявили Совет неправомочным решать проблемы власти, а городскую думу — единственным законным органом. И… в полном составе вышли из Совета. Наверное, рассчитывали, что без них он рассыплется в прах. Но вышло совсем иначе. 17 ноября 1917 года Залмаева избрали председателем исполкома, а освобожденные меньшевиками места в Совете заполнили доизбранными большевиками.
Вот так анекдотически закончился этот, как сказал бы Крученых, «первертухес». Впрочем, большевики и после 17 ноября имели большие проблемы. Их власть была далеко не абсолютной, а временами – просто призрачной. Газета «Известия Юзовского Совета» проявляла свободомыслие, с удовольствием смаковала разногласия в большевистских верхах и отмечала трудности в управлении городом. На судьбоносные заседания большевикам далеко не всегда удавалось собрать кворум. Их по-прежнему в Юзовке не любили…
Евгений ЯСЕНОВ