История открытия
Наверное, это символично, «Мергелеву гряду» в 2004 году открыли школьники из Алчевска. Все они – члены городского клуба любителей археологии центра досуга населения отдела культуры Алчевсого городского совета (то есть, клуб находится на балансе местного бюджета). Руководитель клуба – Владимир Парамонов, школьный учитель истории. В 1976 году он зафиксировал курганы на «Мергелевой гряде», но тогда еще были сомнения, рукотворные они или нет. С 1995 года Владимир Аркадьевич постоянно организовывал на гряду экспедиции школьников. В 2004 году была произведена первая шурфовка на гряде. И с 2005 года начаты активные исследования памятника. Исследования проводили все те же члены клуба любителей археологии, но уже под руководством квалифицированных специалистов (по законодательству, эти школьники не имеют права вести раскопки самостоятельно). По-сути, два года финансовой основой исследований были средства клуба. Теперь же (точнее со следующего года), когда государственные мужи убедились, что «Мергелева гряда» — это не простые природные образования, исследования будет финансировать и государство.
«Мергелева гряда»
Внешне «Мергелева гряда» представляет собой целостный комплекс каменных и земляных сооружений (курганов, различных «дорог» и «лучей», выложенных из каменных плит), на площади 1,3 кв. км. Пока исследователи раскопали небольшой участок гряды. На этом участке расположены круги правильной формы, выложенные из камня. Здесь археологи уже обнаружили жертвенники, места погребений. «Добыча» исследователей – свыше десятка различного рода сосудов и столько же человеческих останков.
Археологи пришли к выводу, что «Мергелева гряда» (все 1,3 кв. км.) — это древнее святилище. При помощи радиоуглеродных анализов был установлен и минимальный возраст святилища – 5 тыс. лет. То есть в 3 тыс. году до н.э. оно уже существовало, а когда оно было построено еще неизвестно. В любом случае, по утверждению специалистов, этот памятник, по крайней мере, на 300 лет старше самой древней египетской пирамиды и лет на 500 старше первого строительного горизонта – Стоунхендж.
«По оценкам бывших здесь специалистов и археологов, это открытие европейского масштаба, — подчеркнул заместитель директора по науке НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры и туризма Украины, штатный профессор кафедры археологии Гданьского университета (Польша) Виктор Клочко. – Это первое открытое в Восточной Европе святилище солярного культа (поклонение некоему богу солнца)».
Святилище использовали несколько культур. То есть последовательно приходили разные племена, народы и достраивали в святилище что-либо свое. Сейчас археологи обнаружили следы четырех культур. Не исключают, что потом будет больше. «Святилище использовала донецкая катакомбная культура, срубная культура, — отметил Виктор Клочко. – Я так подозреваю, что вплоть до раннего Средневековья использовали его в качестве святилища. Почему такое длительное использование? Потому что это самое высокое место в округе. Именно здесь можно встретить первые лучи солнца. Поклонение солнцу осуществлять проще именно здесь. А поклонение солнцу – это основа всех языческих религий до христианства».
Археологи уже подумывают и о том, чтобы найти поселение людей, которые использовали это святилище. По мнению Виктора Клочко, такое поселение могло быть в районе долины реки Белой, протекавшей вблизи. Однако сейчас долина залита Исаковским водохранилищем.
Авторы
По оценкам археологов, объем работ, выполненных при строительстве святилища (транспортировка, обработка, укладка каменных плит) можно сравнить со строительством египетской пирамиды. Но в Египте было государство. А что было здесь? Что за общество позволило себе такие грандиозные работы? На эти вопросы специалисты пока не могут дать однозначного ответа.
Святилище строилось в эпоху раннего Бронзового века – то есть, по сути, основные орудия труда были еще каменными. Владимир Парамонов и его любители археологи установили и способ строительства святилища. «Сначала снимался дерн. Потом делали «бетон» – из глины и мелкой щебенки, — рассказывает он. – Затем все заливалось бетоном. Далее эти гигантски блоки укладывались по типу кирпичной кладки. И опять заливалось бетоном».
По мнению Виктора Клочко, святилище могли построить представители донецкой катакомбной культуры. «Но даже для донецкой катакомбной культуры это строительство слишком грандиозное, и оно нас озадачило, — «признался» Виктор Иванович. – Возможно, нам придется пересмотреть наши представления об уровне ее развития».
Перспективы
В настоящее время подготовлены все документы для того, чтобы «Мергелева гряда» была внесена в список объектов культурного наследия национального значения. Специалисты уверены, что в ближайшее время гряда получит такой статус – мол, это уже «дело техники». Далее соответственно планируют, что памятник войдет и в культурное наследие мира. Как отметил Владимир Парамонов, предполагается, что в будущем на «Мергелевой гряде» будет отрабатываться международная методика музефикации памятников с привлечением сил ЮНЕСКО.
По словам Виктора Клочко, НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры и туризма Украины планирует инициировать создание в Луганской области археологического парка. Окончательное решение по этому парку будет принимать Кабинет министров.
«Археологический парк – это новое явление для Украины, — объяснил Виктор Иванович. – Сейчас еще в Херсонесе планируем организовать такой парк. Это место, куда приезжают желающие участвовать в археологических раскопках. В Европе, например, это явление — форма отдыха. Она развита довольно неплохо. Думаю, и здесь мы сможем это со временем организовать. Будем пытаться со следующего года».
Для организации археологического парка необходимо решить вопрос с его обслуживающей инфраструктурой. Это дороги, гостиницы и т.п. Виктор Клочко подчеркнул, что основные усилия для организации парка, соответствующей инфраструктуры должны приложить местные власти. По его мнению, желание у местных властей есть, и возможности для организации такой инфраструктуры также можно изыскать. К примеру, под гостиницы можно переделать базы отдыха, расположенные вблизи Исаковского водохранилища.
Откровенно говоря, вникая в планы по дальнейшему развитию «Мергелевой гряды», как не специалист в археологии, невольно задаешься вопросом: «А, действительно ли, гряда – такой уникальный памятник, или наши археологи просто пытаются на голом месте «раскрутить» Луганскую область, а вместе с ней и Украину». Лично мои сомнения развеял Виктор Клочко. Он – довольно авторитетная личность в кругах археологов. Если бы Виктор Иванович стал «рекламировать» ничего не стоящий памятник, он бы потерял свой авторитет, который формировался годами. Виктор Клочко подчеркнул, что проверял «Мергелеву гряду» в течение года прежде, чем заявить о ней.
Перспективы у «Мергелевой гряды», судя по всему, действительно большие. По крайней мере, работы на ней хватит, по словам Виктора Клочко, «лет на сто». Тем более что место это интересно не только с археологической точки зрения. Так, биологов бы заинтересовал цветок, растущий на гряде и в народе прозванный Молодило. Этот небольшой бледно-желтый цветок с мясистым стеблем растет в местах, где много влаги. То есть, в засушливой степи расти он не должен. По мнению Владимира Парамонова, причина – в святилище. А точнее – в его глиняной основе, которая не пропускают влагу и питает цветок.
Ирта-Fax. 10 августа 2006 года