Cтепановка Александровского района: предпоследний рывок

События февраля 1943 г. в Степановке Александровского района наполнены героизмом и драматизмом…

После победы Красной армии под Сталинградом последовал каскад наступательных операций советских войск. В результате, войска Юго-Западного фронта в декабре 1942 г. вышли на подступы к Донбассу. В конце января 1943 г. противник приостановил отход, готовя оборонительные рубежи по р.Северский Донец, Красная, стягивая в города и сёла остатки разгромленных и части вновь прибывших подразделений. 29-30 января 1943 г. началось новое общее наступление на Донбасс. 1-2 февраля передовые части фронтовой подвижной группы (4-й гвардейский, 3-й, 10-й и 18-й танковые корпусы, командующий группой – М.М.Попов) форсировали р.Северский Донец, поставив немецкую группировку в Донбассе и под Ростовом в затруднительное положение. 2 февраля соседний Воронежский фронт начал операцию по освобождению Харькова.

Уже 6 февраля 1943г. части 35-й гвардейской стрелковой дивизии заняли Барвенково, а 10 февраля – Александровку. В течение 11-15 февраля советская пехота атаковала Степановку и Спасско-Михайловку, но противник силами 333-й пехотной дивизии почти неделю удерживал позиции. Численность вражеской группировки усиливалась: до 9 февраля шла разгрузка воинских эшелонов между Лозовой и Барвенково, и в Красноармейском. В ночь на 11 февраля 4-й гвардейский танковый корпус генерала П.П.Полубоярова выдвинулся в рейд по маршруту Краматорск, Красноармейское, овладев утром 11 февраля последним узлом коммуникаций в глубоком тылу противника. Потеря Красноармейского серьёзно нарушала снабжение немецких войск в Донбассе и под Ростовом, поэтому немецкое командование в лице генерала Э.Манштейна приняла все меры, чтобы локализовать советский прорыв. Уже 12 февраля мотодивизия СС «Викинг» (Штайнер) заняла Гришино, перерезав автодорогу на Красноармейское. Ещё 10 февраля приказ на выдвижение к Красноармейскому получил командир 10-го танкового корпуса В.Г.Бурков, а 13 февраля – командир 18-го танкового корпуса Б.С.Бахаров. Однако, постоянные контрудары противника в районе Артёмовска, Краматорска, Славянска существенно задерживали продвижение советских войск. Только 14 февраля авангард 10-го танкового корпуса – 183-я танковая бригада Г.Я.Андрющенко заняла Красноармейский Рудник, а 15 февраля – Святогоровку и Доброполье.

Советское командование просчиталось: прикрываясь серией контрударов, противник не отступал за р.Днепр, а лишь занимал новые позиции, готовясь к предстоящему контрнаступлению. К 16 февраля район Степановки, Спасско-Михайловки, Доброполья и Криворожья покинула немецкая 333-я пехотная дивизия, заняв позиции под Красноармейском. На протяжении 16 февраля вышеуказанные сёла занимали части 10-го танкового корпуса.

17 февраля 1943 г. немецкая 11-я танковая дивизия Г.Балька, прикрывая отход 7-й танковой дивизии Г.Функа из Славянска, ударила из района западнее Дружковки на Ново-Водяное, Степановку, Александровку, Ново-Александровку, Гавриловку, вступив в бой с частями 18-го (110-я танковая бригада И.Ф.Решетникова) и 10-го (186-я танковая бригада А.В.Овсянникова) танковых корпусов. К 18-19 февраля основные силы атакующей дивизии сосредоточились западнее Краматорска. Тем временем, 18 февраля части 7-й танковой, 333-й пехотной дивизий противника и мотодивизии СС «Викинг» выбили 4-й гвардейский танковый корпус из Красноармейского. К вечеру того же дня, с целью возвращения Красноармейского под контроль советских войск, была создана ударная группа Андрющенко из частей 4-го гвардейского и 10-го танковых корпусов. Последовавший 19 февраля контрудар советских войск частично восстановил позиции последних в Красноармейском, но положение частей фронтовой группы в городе уже оценивалось как опасное. Командующий группой требовал отвести свои войска в район Степановки. Требование было отклонено.

К утру 19 февраля в Степановку вошла 181-я танковая бригада В.А.Пузырёва, которой было суждено сыграть ведущую роль в обороне села. Сосредоточение бригады в Степановке закончилось 20 февраля. В этот день началось наступление немецкого 40-го танкового корпуса из Красноармейского в направлении Барвенково. Часть ударной группы Андрющенко оказалась в окружении в северной части Красноармейского. 21 февраля противник атаковал Доброполье, и командование 181-й танковой бригады получило приказ на оборону Степановки. Западнее села, в районе Самойловки, занимала позиции 38-я гвардейская стрелковая дивизия. Пулемётные заставы 181-й танковой бригады были выставлены в Ново-Александровке (Урицком) и Куроедовке, а танковые засады – на юго-западной и южной окраинах Степановки. Противотанковый батальон перерезал автодороги на Ново-Водяное и Белозёрку. Около полудня 21 февраля Степановку проследовала колонна танков и автомашин разбитой под Красноармейском 14-й гвардейской танковой бригады В.И.Шибанкова (командование принял замполит М.З.Захаров). А к вечеру в село начали стягиваться части 10-го и 18-го танковых корпусов, разбитых под Добропольем.

Численность группировки советских войск в Степановке увеличилось до 16 танков и 14 пушек. Командование группировкой принял начальник штаба 18-го танкового корпуса И.М.Колесников. Западнее села 21-22 февраля занимала позиции также 44-я гвардейская стрелковая дивизия, отступившая из-под Спасско-Михайловки.

22 февраля 1943 г. начался тотальный штурм Степановки. Противник силой 7-й танковой дивизии атаковал юго-восточную окраину села. Мотопехота противника атаковала позиции 38-й гвардейской стрелковой дивизии в Самойловке. Было замечено усиление противника к югу от Степановки, а также движение колонн танков, предположительно немецкой 11-й танковой дивизии, севернее села в направлении Беззаботовки. Эта дивизия также вела бои в районе Сергеевки, Андреевки, не допуская к Степановке 3-й танковый корпус М.Д.Синенко. С Юга к Степановке прорывались отсечённые от основной группы части 10-го танкового корпуса. Вечером 22 февраля последовал приказ на оборону Степановки на новых рубежах по окраинам села. 23 февраля начался решающий штурм Степановки. Утром танки 11-й танковой дивизии прорвались с севера и овладели Иверским, перерезав коммуникации на барвенковском направлении. Кроме того, пехота 38-й гвардейской стрелковой дивизии снялась с позиций под Самойловкой.

Степановка была окружена противником, который после двух мощных контратак на юго-восточную окраину села, повёл массированное наступление. К полуночи противник занял восточную часть села. Шли ожесточённые бои в районе Благодати – остатки 110-й и 170-й танковых бригад под руководством командира 18-го танкового корпуса Б.С.Бахарова пытались выйти из окружения. Части 181-й танковой бригады начали выходить из окружения в Степановке небольшими группами с помощью местных жителей. В ночь на 24 февраля командование группой советских войск в Степановке приняло решение на выход из окружения в направлении Краматорска. Однако, после того, как разведка наткнулась на колонну танков противника в данном направлении, было решено прорываться в направлении Александровки. Во время прорыва были бои с танками противника в районе Иверского, Андреевки. Утром 24 февраля 8 танков 10-го и 18-го танковых корпусов заняли оборону на южных окраинах Александровки, где оборонялась 44-я гвардейская стрелковая дивизия, отражая атаки дивизии СС «Викинг». К вечеру 24 февраля противник овладел Александровкой и передовыми частями вышел к Барвенково.

В боях при выходе из окружения и при обороне Александровки в 18-м танковом корпусе остался всего лишь 1 танк. Авангард корпуса сосредоточился в Малой Камышевахе. Сводный отряд корпуса (без танков) занял оборону в Ново-Александровке. В направлении Андреевки, отдельно от остальных сил, пробивалась группа 18-го танкового корпуса во главе с командиром Б.С.Бахаровым, отступая в направлении Новодмитровки. Последние советские подразделения покинули территорию Александровского района 26 февраля 1943г. К 3 марта войска Юго-Западного фронта заняли оборону на рубеже р.Северский Донец, чтобы в июле 1943г. вновь атаковать противника в славянском и барвенковском направлениях, а в августе-сентябре 1943 г. перейти в решительное наступление и, наконец, освободить Донбасс.

Вадим Симонов (Санкт-Петербург), Павел Белицкий (Донецк)

Добавить комментарий