Дело семьи Джамирзе

Дело семьи ДжамирзеВ конце 60-х – начале 70-х годов одной из самых заметных семей Донецка были адыгейцы Джамирзе. У них была родня в Австралии. Они были не такие, как все. Длинноволосые, в расклешенных брюках. Их опасались, на них равнялись. В 1975 году они покинули страну. Говорят, без мягкого давления органов здесь не обошлось. Даже сейчас, 35 лет спустя, о них говорят, как о легенде. До сих пор вспоминают их рок-группу “Гусляры”.

Дело семьи ДжамирзеВ конце 60-х – начале 70-х годов одной из самых заметных семей Донецка были адыгейцы Джамирзе. У них была родня в Австралии. Они были не такие, как все. Длинноволосые, в расклешенных брюках. Их опасались, на них равнялись. В 1975 году они покинули страну. Говорят, без мягкого давления органов здесь не обошлось. Даже сейчас, 35 лет спустя, о них говорят, как о легенде. До сих пор вспоминают их рок-группу “Гусляры”.
В 1988 году о них вновь начали писать: они сделали попытку вернуться в жизнь покинутой страны. Мать семьи, Валентина Михайловна, говорила тогда: «Вы спрашиваете, осталась ли досада, что пришлось покинуть отчий край в 1975 году. Откровенно говорю: конечно. Родина есть Родина. Не спроси вы меня о причинах, заставивших уехать из Донецка, сама бы и не рассказала, не вспомнила. Всегда и всем говорю о России только хорошо. Дети, да и внуки воспитаны в духе любви и преданности Родине».
Джамирзе занялись коммерцией в преобразующемся Советском Союзе. Потом о них писали как о крупнейших мошенниках, «нагревших» страну на 2 миллиарда рублей. Джамирзе с возмущением опровергали это, говоря о кознях завистников. Как обычно, этих ярких людей трактовали либо очень положительно, либо резко отрицательно…
Несколько месяцев назад Елена Р. поделилась со мной своими воспоминаниями о Джамирзе.
«Я училась в одном классе (2-7 кл, 1970-1975 гг) с младшим из детей Джамирзе – Володей. Впрочем, мало кто называл его Володей, мы звали его Масиком. Он привлек мое внимание  сразу, как только я пришла в этот класс. Во-первых, своей внешностью: огромная шапка черных кучерявых волос. Узнав историю его семьи, я долгое время наивно считала, что именно так и должен выглядеть коренной австралиец. Во- вторых, необычностью его семьи: большое количество детей, квартира, которая занимала целую площадку «хрущобы».   Интерес к нему добавляли и его постоянные рассказы о том, что он австралиец, что в Австралии у него живут богатые родственники, что рано или поздно его семья вернется на родину.
Каким он был?  Если бы Гекльберри Финн вдруг очутился в 70- х годах прошлого века в 5-ой школе Донецка, то его наверняка звали бы Масик.
Хулиган, но не злостный, не помню, чтобы он кого-то обидел, в отличие от его закадычного друга и моего злейшего врага и по совместительству соседа по парте Валерки Удина (при воспоминании о нем до  сих пор чешутся руки!). Ученик далеко не лучший, заводила всех проказ и весельчак. Именно в компании вместе с ним мы и проводили время с пользой на острове, который упоминался в одной из тем вашего сайта.
Не была знакома, но запомнила одну из девочек Джамирзе – Земфиру. Она была старше. Высокая, бледнолицая, с длинными черными волосами, всегда в черном. До меня доходили слухи, ч то в Австралии она стала певицей и, к сожалению, рано умерла.
Где-то в 75-ом году, если не ошибаюсь, они уехали. Затем Масик  присылал письма и вырезки из австралийских газет своему другу Валерке, и тот приносил их в класс. Особенно мне запомнилось одно фото из газеты: большой красивый дом, на его фоне вся семья Джамирзе и подпись: «переселенцы из Украины». После 8-го класса Валера  ушел из школы и больше я ничего о  Масике не слышала.
В 90-х годах случайно увидела сюжет по российскому ТВ, в котором шла речь о даре австралийской семьи Джамирзе Московскому Патриарху – иконе, которую семья создала своими руками. На приеме у Патриарха были члены семьи Джамирзе, в том числе и Масик. Его роскошная шевелюра осталась прежней, только уже не черной, а немного седой.
Сейчас, по прошествии достаточного количества лет, став взрослым человеком, вырастив собственного сына, мне кажется я поняла, в чем было основное отличие семьи Джамирзе от нас, советских по своему воспитанию людей. Они были людьми свободными, у них не было наших комплексов, наших страхов, «что там скажут в комсомоле». Именно поэтому они и смогли достичь таких успехов. В этом величайшая заслуга их матери – Валентины Джамирзе».

Евгений ЯСЕНОВ

Добавить комментарий