Залевский Владимир Николаевич

Владимир Николаевич Залевский
Родился 15 июля 1918 года на станции Деканская Перевальского района Ворошиловградской области (ныне Артемовский горсовет Донецкой области), в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1937 году, по окончании Рабфака и местного аэроклуба, был призван в ряды Красной Армии. Окончил Чугуевскую военное авиационное училище лётчиков в 1940 году.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. В одном из боёв был сбит и, находясь без сознания, попал в плен. Вскоре, убив конвоира, бежал и с помощью партизан возвратился в свой полк.

Владимир Николаевич Залевский
Уроженец нашего края – один из славной когорты лётчиков-героев, отдавших жизнь за свободу Родины.

Родился 15 июля 1918 года на станции Деканская Перевальского района Ворошиловградской области (ныне Артемовский горсовет Донецкой области), в семье крестьянина.
Окончил неполную среднюю школу.
В 1937 году, по окончании Рабфака и местного аэроклуба, был призван в ряды Красной Армии. Окончил Чугуевскую военное авиационное училище лётчиков в 1940 году.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. В одном из боёв был сбит и, находясь без сознания, попал в плен. Вскоре, убив конвоира, бежал и с помощью партизан возвратился в свой полк.
К Апрелю 1942 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка ПВО ( 4-я Ударная армия, Калининский фронт ) Лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, из которых 10 – на разведку, 8 – на штурмовку войск и техники противника. Провёл свыше 30 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов врага ( 1 из них – тараном ).
30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, командиру эскадрильи 157-го ИАП Капитану В. Н. Залевскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего выполнил более 300 боевых вылетов и имел на своём счету 17 самолётов противника сбитых лично и 23 – в группе с товарищами. 5 Июля 1943 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Вот что написано о нем в истории 157 ИАП:
Изучая историю прославленного 157-го Краснознамённого истребительного авиационного полка всегда обращаешь внимание на одну из рукописных страниц в папке с документами. На ней выведен заголовок “Любимец полка”. В этом документе речь идёт о Капитане Владимире Николаевиче Залевском. Он прошёл сквозь огонь первых лет Великой Отечественной войны, не раз смотрел в лицо смерти, одним из первых в небе Ленинграда таранил вражеский бомбардировщик.
Свой боевой путь отважный лётчик – истребитель начал в первые же дни войны. Как – то Владимир Залевский и его ведомый Пётр Аксенов, бросившись навстречу 18 “Юнкерсам”, вынудили их открыть бомболюки далеко от цели. Потом стали известны результаты этой поспешной бомбежки: 44 бомбами были убиты корова, поросёнок и петух…
7 Июля 1941 года, недалеко от железнодорожной станции Чаща ( Октябрьская железная дорога Гатчинского района Ленинградской области ), командир звена Младший лейтенант В. Н. Залевский в воздушном бою на самолёте И-16, израсходовав весь боекомплект, на высоте около 100 метров двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника Ju-88.
В тот день наперехват 9 “Юнкерсов” вылетело звено 157-го истребительного авиаполка. Бомбардировщики вскоре действительно были обнаружены. Но их оказалось только 8. Вряд ли посты воздушного наблюдения ошиблись. Всё сходилось – и район, и курс, и высота. Не хватало только одного бомбардировщика. И вдруг ниже и в стороне от “Юнкерсов”, с которыми уже шёл бой, Владимир Залевский увидел девятого. Он не отстал, нет, его экипаж явно хитрил: пока другие “Юнкерсы” отбивались от наших истребителей, этот решил незаметно выйти к цели.
Залевский спикировал. После первой же пулемётной очереди “Юнкерс” начал уходить. Наш лётчик продолжал атаки. Левый мотор бомбардировщика, выражаясь словами самого Залевского, начал “коптить”.
– Ещё несколькими очередями я “успокоил” стрелка, – рассказывал потом сам Владимир, – а затем всадил в “Юнкерс” остаток патронов. Но он всё продолжал лететь. Вижу, уходит. Подскочил – и винтом по хвосту. Бомбардировщик качнуло влево, однако лётчик оказался не промах – опять справился с повреждённой машиной. Тогда я полоснул его вторично, теперь уже не винтом, а крылом. После этого он наконец ткнулся в землю. Ещё немного, и я тоже последовал бы его примеру. К счастью, успел, не выпуская шасси, посадить свой изрядно подраненный “Ишачок” на болото.
Уже через несколько дней Залевский снова поднялся в небо на своём увезённом с болота и отремонтированном истребителе. К сожалению, летал недолго. Через пару недель ему пришлось пройти ещё через одно суровое испытание.
15 Августа 1941 года Владимир вылетел на очередное боевое задание. Курс эскадрильи лежал к аэродрому, где сосредоточилась новая боевая техника врага. К цели наши самолёты подошли не с востока – со стороны линии фронта, а с севера, сделав крюк. Противник, обнаружив их уже на ближних подступах к аэродрому, открыл сильный заградительный огонь. Залевский пробился сквозь завесу огня и бросил свою машину в пикирование. За ним последовали остальные лётчики его группы. На земле грохнули взрывы. Врагу был нанесён ощутимый урон.
Пора было уходить от цели. Вдруг Владимир почувствовал, как его машина вздрогнула и покачнулась. Разорвавшийся рядом зенитный снаряд повредил управление. Нужно было садиться, а под крылом лес. Лётчик понял: посадку он может сделать только здесь, в глухом сосняке. Машина, словно подбитая птица, пошла на снижение, зацепила за верхушки деревьев, которые самортизировали удар. И всё же Залевский потерял сознание. Когда же пришёл в себя, увидел лицо незнакомой женщины.
Это была финская крестьянка. Она помогла Владимиру выбраться из кабины, уложила его на подводу, сверху прикрыла сеном и привезла на хутор. Спрятав его в тёплом сарае, предупредила, что выходить наружу опасно.
И всё же враги обнаружили советского лётчика. Однажды двери сарая резко распахнулись. Владимир не успел вскочить, как два автомата упёрлись ему в грудь.
10 дней подвергался Залевский допросам и пыткам. Ничего не добившись от него, комендант приказал расстрелять пленного лётчика.
…Владимир молча копал себе могилу. Чуткое ухо лётчика уловило знакомый нарастающий гул моторов. И вдруг из – за густой стены леса, прямо из облаков, вынырнули советские истребители. Вражеские солдаты от неожиданности оторопели, бросились врассыпную. Залевский выскочил из ямы и с размаху ударил лопатой по голове замешкавшегося конвоира. А потом, собрав все силы, бросился в лес.
Более двух недель Владимир пробирался к своим. Ему повезло: на одном из хуторов он встретил разведчиков из партизанского отряда. Узнав, кто он и откуда, те взяли его с собой. С ними Залевский перешёл передний край и вернулся в родной полк.
Как уже говорилось выше, этот человек был любимцем всего полка. Его возвращение стало чем – то вроде праздника. На радостях даже забыли снять стенгазету, в которой была помещена обведённая траурной рамкой фотография Залевского. Владимир внимательно посмотрел на неё, прочел заметку о своих боевых подвигах и гибели, улыбнулся и сказал:
– По народной примете получается, что мне жить да жить. Так что будет время рассчитаться с фашистами.
На беду, примета не оправдалась. А вот с врагами Владимир действительно рассчитался полной мерой: за рекордно короткий срок он сбил десяток немецких самолётов. В одном из архивов хранится документ, в котором перечислены самолёты, сбитые Залевским только за один месяц, даже меньше – с 7 по 30 Марта 1942 года: 5 “Юнкерсов”, 4 “Мессершмитта” и 1 “Хейнкель”. Десять побед за 24 дня – внушительный итог.
В каждом полёте отважный лётчик проявлял беззаветную смелость и решимость, вместе с товарищами умело разил врага. В те дни авиационная газета писала:
“Высокое мастерство, дерзость, отвага и смелость позволили Овчарову и Залевскому одержать победу над численно превосходившими силами врага. В четырёх воздушных схватках они сбили 12 самолётов противника и благополучно вернулись на свой аэродром…”
А в одной из аттестаций Залевского упоминается уже не 10, а 11 побед. Она так и начинается, эта аттестация, подписанная командиром полка Майором Андреевым и комиссаром полка – батальонным комиссаром Карпенко в Апреле 1942 года: “Безудержной храбрости, смелости и отваги боевой лётчик Лейтенант Залевский лично сбил 11 самолётов противника”.
Один, из этих 11, значится особо. Это тот, который Залевский таранил. В представлении к Золотой Звезде он тоже выделен. Зимой 1943 года в газетах появился Указ о присвоении Владимиру Николаевичу Заленскому звания Героя Советского Союза.
Летом 1943 года, пересев с устаревшего “Харрикейна” на новый Як-7Б, он принял участие в боях на Курско – Орловской дуге. К тому времени его боевой счет уже изменился.
Свои последние победы Владимир Залевский одержал 5 Июля 1943 года. Это было в районе Курской дуги. В тяжёлом, неравном бою он сбил два самолёта, но и сам погиб. К тому времени на боевом счету Залевского числилось 17 немецких самолётов, сбитых лично, да ещё 23 в групповых боях, то есть при таких обстоятельствах, когда точно не определишь, кто именно поразил врага. Так и возникло в истребительных полках деление побед на личные и групповые.
В тот день эскадрилья получила задание вылететь на перехват вражеских бомбардировщиков. Как всегда Залевский осматривал перед вылетом свой истребитель. В это время к нему обратился один из партийных активистов и попросил написать несколько слов в боевой листок. Положив бумагу на планшет, Владимир стал быстро писать: “До вылета в бой остаётся несколько минут. Все помыслы направлены на то, чтобы встретить врага ураганным огнём пушек и пулемётов. Будем сражаться до последней капли крови…”
Когда взвыла сирена, Залевский передал недописанный листок товарищу и обещал дописать его после возвращения с боевого задания. Через несколько минут эскадрилья взмыла в воздух.
В заданном квадрате группа встретила вражеские бомбардировщики и вступила в бой. Атаки наших лётчиков следовали одна за другой. Запылал один вражеский самолёт, за ним второй. Третий ошалело метнулся в сторону и отрубил стабилизатор своему соседу по строю… А лётчики эскадрильи Залевского продолжали атаковать врага дерзко и напористо. Били без промаха. Ведущий находился там, где было труднее всего. Он был впереди группы и умело руководил действиями товарищей.
Вдруг откуда – то сверху на его самолёт напали сразу 4 вражеских истребителя FW-190. Несколько пушечных очередей одновременно прочертили небо и прошли в близи от “Яка”. Владимир резко бросил машину в сторону, поймал в прицел один из “Фоккеров” и открыл огонь. Вражеский самолёт, густо задымив, нырнул вниз. У комэска не было времени удостовериться: сбил он врага или нет. Трудный воздушный бой продолжался, и Капитан вновь пошёл в атаку…
Один за другим приземлялись истребители эскадрильи на свой аэродром. Редактор боевого листка искал среди них машину Залевского и не находил. Обращался к лётчикам, спрашивал, что с комэском. Люди молчали. Тогда он подошёл к стенду, на котором был прикреплён боевой листок, и крупными буквами вывел: “Слово командира”. Он не написал “последнее”. Ему, как и всем, хотелось верить, что Залевский всё – таки вернётся. Но на сей раз чуда не произошло. И всё равно долго ещё имя его не вычеркивалось из висевшего на видном месте “Боевого счёта” лётчиков полка. Против фамилии Заленского стояли две цифры: 17 + 23…

Добавить комментарий