Вид сверху. Терриконы шахты “Красная Звезда”

«Для того, чтобы понять, как живут бедняки, надо возвыситься до горних вершин», – сказал, окончив свои путешествия, доминиканский монах Орсо Венето. Поселок шахты «Красная Звезда» – место, где богача обнаружить нелегко. Когда поднимешься на вершину сдвоенного террикона, вокруг видишь поселки бедняков. Как они выглядят сверху? Ну, если честно – лучше, чем снизу. Так что все относительно, в том числе и доминиканские рецепты.

Строго говоря, это даже не сдвоенный террикон, а счетверенный. Просто два из них настолько мизерны, что вряд ли могу приниматься в расчет. Вот верхушка более крупного из мизерных:

Это даже не сдвоенный террикон, а счетверенный

После подъема, не вызывающего особо бурных эмоций, восходитель оказывается на плато, которое в тот момент (октябрь 2010 года) почему-то являло собой наглядную иллюстрацию тактики выжженной земли. Чем оно хорошо, так это тем, что с него открывается вид на оба пика. Справа – террикон 20 (он восточнее), на него мы поднялись первым делом, его высота – что-то около 50 метров. Слева – террикон 21 (он западнее). Измерения на вершине дали более внушительный результат:

63 метра над уровнем моря

Вершина с другого, более живописного ракурса. Откуда возникло плато на терриконе, знающим людям объяснять не надо. «Рекультивация породных отвалов» – так это называлось. Срезали часть верхушки, часть оставалась. Где-то оставшаяся часть похожа на сфинкса, где-то – на Маркса с Лениным. Верхушка террикона 20 напоминает… Ленивого английского бульдога она мне напоминает:

Верхушка террикона 20 напоминает…

Поселок шахты «Красная Звезда» крупным планом:

Поселок шахты «Красная Звезда» крупным планом

Оно же. За деревьями – улица Юмашева и линия трамвая номер 15, на дальнем плане – объездная трасса:

За деревьями – улица Юмашева

Вот пресловутое плато с вершины террикона 21. Склон соседнего террикона падает к огромной посадке, отделяющей поселок шахты «Красная Звезда» от поселка шахты «Правда», известной также как шахта 12/18. В просторечии поселок называют еще Богоявленкой (хотя реальная, исконная Богоявленка расположена все-таки восточнее):

В просторечии поселок называют еще Богоявленкой

Края посадки терялись в туманной дымке, волны деревьев уходили в бесконечность. Так казалось:

Края посадки

Вид на посадку со склона

Западное направление. На заднем плане – террикончики шахты «Опытно-экспериментальная».

Где-то между нами и ними – объездная трасса, превратившая забытую богом Пролетарку в место транспортной мечты:

террикончики шахты «Опытно-экспериментальная»

На окраинах Донецка гибель углепрома ощутима с особенной остротой. На заднем плане – террикон шахты «Заперевальная», который мы в свое время посещали:

Омертвевший шахтный ствол

Небольшая манипуляция с объективом фотоаппарата – и мы видим тот же ствол уже на фоне микрорайонов Объединенный и Восточный:

На фоне микрорайонов Объединенный и Восточный

Скопление терриконов позволяет иногда поймать такие ракурсы, какие и в Карпатах не везде найдешь:

Скопление терриконов

Ну, или вот так. Так и ожидаешь, что снизу, из долины, по склонам полезут гуцулы с ятаганами:

Терриконы шахты "Красная Звезда"

На вершине. Вниз уходят тени вашего покорного слуги и моего спутника, любезнейшего Романа Кишканя:

Вниз уходят тени

Это мы уже на спуске. Если со склонов можно поймать карпатские виды, то в распадке между терриконами ощущаешь себя, как в каком-то Колорадо:

В распадке между терриконами

 

Кстати, террикон продолжает гореть. Это – наглядное предупреждение тем, кто имеет манеру гасать по склонам наших гор без всякого царя в голове. Те сюрпризы, которыми вас пугали мамы в детстве, донецкие терриконы все еще могут выкинуть:

Террикон продолжает гореть

Ну что еще добавить? Да ничего. Можно было бы долго рассказывать о том, какой это невыразимый кайф – посвятить утро солнечной субботы подъему на донецкую вершину. Голубое, как я не знаю что, небо. Золотая осень у ног… Эх! Все волшебное когда-нибудь заканчивается. Бросаем последний взгляд на вершину:

Взгляд на вершину

>Прихватываем с собой образцы пород. Надо бы сообщить о восхождении по инстанции… Но это еще успеется. Сейчас важнее насладиться последними моментами этой окраинной стерильной тишины. Когда еще сюда вернешься?

Евгений ЯСЕНОВ

Добавить комментарий