Гастрономы Донецка

Похоже, что сейчас  их не осталось совсем. Во всяком случае, я давно не видела над магазином вывески «Гастроном». Нынешнее поколение, скорее всего, даже не знает, что это такое.

Их было  много в городе. Может быть, десятки, может быть, больше сотни. Не знаю. Похоже, что сейчас  их не осталось совсем. Во всяком случае, я давно не видела над магазином вывески «Гастроном». Нынешнее поколение, скорее всего, даже не знает, что это такое.

А когда-то в каждом микрорайоне был «свой» гастроном. Как правило, они располагались либо на самых оживленных маршрутах, либо в точках пересадки граждан на другие виды транспорта. Обычно «Гастроном» занимал первый этаж жилого дома.  Они  были похожи между собой, но у каждого было и что-то свое. Их иногда хвалили, иногда ругали.  В какие-то времена их полки были забиты, в другие — зияли пустотой.
Отчасти, это зависело от расторопности их непосредственного руководства, еще больше от руководства города, но куда больше от состояния экономики в стране…
В «Гастрономах» было несколько отделов: молочный, мясной, бакалея, кондитерский, колбасный, рыбный, хлебный,  вино-водочный, соков и сопутствующих товаров, каждый обслуживал один продавец. После взвешивания и упаковки товаров надо было оплатить все это в кассе, туда была отдельная очередь. В каждом из магазинов  было достаточно  пространства для очередей. Днем народу было немного — 4-5 человек у каждого отдела. Но к вечеру,  когда возвращались с работы,  очереди «змеились», почти не оставляя свободного места в торговых залах. Расторопные хозяйки занимали очередь сразу в несколько отделов, чтобы сэкономить время. Но в любом случае на  закупку продуктов уходили не минуты, как сейчас, а час-полтора. Товары, как правило, не были расфасованы, а заворачивались в оберточную, почти картонную бумагу, которую привозили в огромных рулонах и нарезали на необходимые куски. Товар взвешивался на весах, и продавец проявлял чудеса математического искусства, сразу называя сумму оплаты. Насколько она была близка к реальной, зависело от совести продавца. Разность между реальной стоимостью товара и суммой, названной продавцом, называлась обсчетом. Другой способ отъема денег у покупателей назывался обвесом: на противовес клался кусок бумаги значительно меньшего размера, продавец не дожидался  остановки стрелки весов. Да и на  нулевой отметке перед взвешиванием, стрелка устанавливалась далеко не всегда, превышая эту отметку грамм на 5, а то и больше. Существовали и другие методы обвеса в зависимости от стоимости и габаритов отпускаемого товара (гири, подкрученные весы, махинации с тарой и многое другое), ловкие продавцы иногда использовали сразу несколько способов.
В молочных отделах обычно стояли красиво выложенные пирамиды сгущенки (позднее, эти пирамиды многим виделись во сне), долгие годы можно было купить молоко и сметану на разлив. За молоком приходили с бидоном, за сметаной — с баночкой. То же молоко, кефир и ряженку продавали и в бутылках. многие помнят, скольких трудов стоило «выбить» кефир из бутылки. Можно было купить специальные ложечки на длинной ручке, чтобы размешивать кефир в бутылке и после этого  выливать в стакан. Позднее стали продавать молоко, расфасованное в бумажные треугольные пакеты, они были довольно непрочные, текли.
Теперешнего разнообразия в колбасных отделах не было. Сухая колбаса была редким товаром, продаваемым только по знакомству. Обычно присутствовало 2-3 вида «варенки» разного качества и стоимости, сосиски или сардельки, печеночная колбаса. Самой известной и наиболее употребляемой была «Любительская», вкус которой незабываем до сих пор…
В бакалее крупы, макароны и сахар тоже продавали на развес. Помнится, можно было любоваться, как продавец ловко сворачивает кулек из оберточной бумаги, чтобы насыпать в него нужный товар.
Ловкость продавщицы кондитерского отдела можно было наблюдать, когда она завязывала бечевку, диаметр за диаметром, вокруг круглой коробки с тортом. Пожалуй, искусство изготовления кульков и обвязывания коробок с тортами, утрачено навсегда .
В отделе соков были специальные резервуары в виде конусов, каждый был наполнен каким-либо соком. Об одноразовой посуде в то время не слышали, продавец мыл стаканы в специально оборудованном приспособлении. И всегда там стояла баночка с ложечкой и серой крупной солью, которую добавляли в томатный сок…
Рыбные консервы были дефицитом, который хранился дома для торжественных случаев. Зато мороженая рыба, например, хек, стоил копейки и был доступен всем.
На майонез и яйца надо было «попасть» — в продаже они были не всегда.
Мясо в отделах лежало уже нарубленное, можно было выбрать кусочек, но к нему обязательно добавлялись кости. Сколько — тоже зависело от продавца… Хорошего мяса в продаже видно не было. Его удавалось купить либо «по блату», либо у вороватых работников мясокомбината («несунов»). То же, что продавалось в магазинах, больше соответствовало популярному тогда анекдоту:
«На международном симпозиуме, посвященном сельскому хозяйству, обсуждаются различные методы убоя скота (гильотина, электрошок и пр.).
Кто-то из зала: «Я думаю, в СССР скот взрывают — я видел в продаже только головы и ноги».
Куры почему-то были дороже, чем мясо. Они тогда продавались тощие, непотрошеные, с длинными худыми ногами. Моя мама их называла «капроновыми» за неживой вид. И еще их называли «синими птицами»- за неестественную голубизну.
Сдать бутылки (от пива, вина, водки) тоже было проблемой. Нужно было отстоять приличную очередь, чтобы получить за это деньги.
До середины семидесятых снабжение Донецка было сравнительно хорошим. В город наведывались «колбасные» автобусы из голодной Ростовской области, которые сметали все: масло, колбасу, мясо…
При посещении Центральной России в 1975 году  я видела, как на поддонах в мясных отделах кокетливо лежала… капуста. Тогда мне это было удивительно…
Но даже в лучшие (70-е) годы ассортимент советских магазинов был довольно скуден, изобильным его можно было назвать только в сравнении с 90-ми годами, когда на прилавках не осталось вообще НИЧЕГО, кроме «Завтрака туриста» и морской капусты.  Потребитель 80-х – 90-х,  окажись вдруг в любом теперешнем магазине, где десятки сортов сыра, колбас, масла, и при этом никакой очереди, потерял бы дар речи.  Тогда изобилием считалось ВООБЩЕ наличие сыра в магазине, о таких мелочах, как сорт и жирность, не задумывался никто. Но, справедливости ради, стоит признать, что качество продаваемых продуктов было несравнимо лучше, чем теперь.
К концу 70-х в Донецке закончилось относительное продуктовое «изобилие». Наступила эра «заказов», когда к килограмму мяса и пачке масла добавлялись менее ходовые товары. В разное время — разные. В начале 90-х любые продукты стали дефицитом…
Один за другим «Гастрономы» пали в неравной борьбе с банками, крутыми бутиками и другими более доходными заведениями.
Гастрономы отчаянно сопротивлялись, сдавая в аренду свои площади, и все более становились похожими на теремок с его обилием разномастных жильцов, но, в конце концов, уходили навсегда.
Хочется вспомнить эти знаковые для своего времени магазины.

Гастроном «Москва», часто его называли «Первый». Моя мама, если говорила Гастроном, как правило, имела в виду именно его. Это огромное, двухэтажное помещение. Возможно, там и выбор товаров был лучше, и обслуживание. Я там бывала не так часто. Единственное мое детское воспоминание — о неожиданной удаче, связанной с ним. Это было после кукурузной эпопеи Хрущева, когда белый хлеб исчез полностью. И вдруг, прогуливаясь, зашли в «Первый» и купили две «Городских»  булочки. Это была большая радость. Настолько большая, что я помню это почти через 50 лет!
Недавно со мной поделилась воспоминаниями о «Первом» одна женщина.
Детские впечатления: 1945 год, сразу после возвращения из эвакуации. В «Первом» — пирамиды шоколада. Рядом со входом в гастроном были колбасный и рыбный отделы. Черная и красная икра стояла в бочках. Многим она была по карману.
«Первый» гастроном далеко не всегда был двухэтажным. Старожилы помнят небольшое угловое помещение, выходящее этим углом на ул.Артема. Двухэтажная достройка появилась намного позже, и там же знаменитый кафетерий, обожаемый студентами ДПИ. Там были шикарные пирожные собственного изготовления, вкуснющая котлета по-донбасски и мясной бульон за 3 копейки, подаваемый в граненых стаканах.
Сейчас от этого магазина осталось маленькое помещение.

Гастроном «Донецк», или «Тринадцатый» находился на пр. Гринкевича, рядом с драмтеатром. Часто мы заходили туда после посещения театра. Он «ушел» одним из первых после начала перестройки, уступив место косметическому магазину.

Двадцатый гастроном, или «Театральный». Находился на углу Театрального проспекта и ул.Челюскинцев. Единственный, кажется, из продуктовых магазинов, которому удалось сохранить свое назначение, сменив, правда, свое название на «Никольский».

После реконструкции района  пл.Павших Коммунаров вместо снесенных старых домишек выросло красивое жилое здание, первый этаж которого занимал гастроном «Ленинград». Ныне в этом помещении находится торговый центр «Юзовский» и множество других магазинов:

Гастроном «Киев» располагался на ул.Артема рядом с Оперным театром. Позже его вытеснил большой обувной магазин. Сейчас помещение пустует.

Гастроном «Сокол», или «Двадцать седьмой», находился на Университетской между проспектами Гринкевича и Комсомольским. Ныне в этих помещениях несколько бутиков…

Гастроном «Утро»  был расположен а автостанции Колхозного Рынка.

Гастроном «Огонек»  был напротив  стадиона «Локомотив».

Гастроном «Ударник» располагался на углу бульвара Шевченко и 50-летия СССР. После длительной агонии уступил место обувному магазину.

Гастроном «Универсальный» находился  на Артема, в районе ДонУГИ. Часть помещения магазина использовалась для отдела самообслуживания. В 90-е годы в этом отделе было настолько пусто, что можно было устраивать танцкласс.

Гастроном «Россия» находился рядом с гостиницей «Дружба».

Гастроном «Черемушки» возник в начале 60-х в новом одноименном  районе.

В семидесятые годы, к пятидесятилетию СССР, кроме уже имевшихся географических названий магазинов «Москва», «Киев», «Донецк», «Ленинград», «Россия» и овощного магазина «Молдова», появилось несколько новых гастрономов, названных в честь братских республик: «Беларусь» на пл.Конституции, «Армения» в районе цирка, «Узбекистан» — в районе Северного автовокзала,  «Алма-Ата», гастроном «Грузия» на пр. Ильича. Были кафе  «Таллин»  и  «Вильнюс», и, кажется, еще что-то, носящее имя «Баку»…

Елизавета ГИЛЛЕР

Добавить комментарий