Донецкий драмтеатр: дитя Мадлен и Парфенона

4 февраля 1961 года состоялось открытие здания драматического театра. Это крайне многострадальный проект. Решение о строительстве было принято в 1947 году – причем не кем-нибудь, а Советом Министров СССР. Стройплощадку, однако, заложили только в 1952 году (долго сочиняли  проект, виноват в задержке директор института «Гипротеатр» Гончаров). А потом… 

В апреле 1954 года в газете «Социалистический Донбасс» вышла большая статья «Недопустимая медлительность». Цитируем: «Больше двух лет внимание жителей города Сталино привлекает забор, отгораживающий строительную площадку на улице Артема в том месте, где на нее выходит Макеевское шоссе. За эти годы в городе и области построено и сдано в эксплуатацию много административных и жилых зданий, культурно-просветительных и лечебных учреждений. Лишь за постепенно приходящим в ветхость забором все остается по-прежнему… Речь идет о строительстве здания Сталинского украинского драматического театра имени Артема».
Проблема подкралась с неожиданной стороны. Сразу же после начала земляных работ выяснилось, что проект совершенно не учел состояние грунта на месте строительства. К удивлению разработчиков, оказалось, что Сталино – это шахтерский город, а под будущим театром проходят горные выработки. Обсуждение этой проблемы заняло весь 1953 год. Когда были внесены изменения в проект, возникла более серьезная проблема: кому расчищать стройплощадку от остатков гвоздильного завода. Спорили облстройтрест и горкоммунхоз. К апрелю 1954 года консенсус так и не нашли.
Судя по тому, что активное строительство началось только в 1956 году, театр действительно никому из серьезных организаций в городе не был интересен. Это можно понять: Сталино в 50-е годы бурно развивался, жилье с дорогами и шахтами казались объектами совершенно неотложными. А театр…  Его почитателей, похоже, не наблюдалось ни в облстройтресте, ни в горкоммунхозе, ни даже в управлении культуры, которое должно было контролировать объект. В конце концов, как ни сопротивлялся начальник облстройтреста тов.Кашанский, ему пришлось взяться за дело. И на фотографии середины 1958 года мы видим «коробку» драмтеатра уже почти полностью законченной. Два крана поднимают последние конструкции крыши…
Открытие театра анонсировали сначала 1959 годом, потом – уже точно! – 1960-м. Не вписались. Но вот – февраль 1961-го. Невозможное возможно, драмтеатр объемом 43 тысячи кубических метров открыт. Кресла и драпировка стен из красного бархата. Архитектор «Гипрограда» Н.Порхунов констатирует: «Архитектурное оформление зрелищных помещений, строгое и вместе с тем богатое, вполне отвечает их назначению. Цветовое оформление интерьеров решено в спокойных и приятных тонах».  Растроганный творческий коллектив благодарит родную партию и правительство за такой чудесный подарок. С.Суриков, бригадир с шахты 17-17 бис, требует в этой связи больше хороших спектаклей. Главный режиссер театра Н.Смирнов заверяет: «Мы глубоко понимаем важность нового этапа в творческой жизни. С чувством большой ответственности готовился коллектив к встрече с нашим чутким и требовательным зрителем».
В общем, зритель получил свое, а город – невиданное античное здание, чрезвычайно похожее на парижскую церковь Мадлен и на афинский Парфенон, только немножечко лучше.

 

Евгений ЯСЕНОВ

Добавить комментарий