Эмма Бурдынская: повелительница фантиков

Серия КарамельЗа 30 лет художница создала более 800 рисунков для упаковок кондитерских изделий. Рисунки киевлянки Эммы Бурдынской хорошо знакомы и любимы многими.

Рисунки киевлянки Эммы Бурдынской хорошо знакомы и любимы многими. Дело в том, что она – автор более 800 работ, которые десятилетиями украшали упаковки для печенья, обертки для шоколада, фантики и коробки для конфет. Но вот несправедливость: никто и никогда не знал, кто автор симпатичных и таких родных с детства картинок на любимых сладостях.

Серия КарамельЗа 30 лет художница создала более 800 рисунков для упаковок кондитерских изделий.

Повелительница фантиков

Рисунки киевлянки Эммы Бурдынской хорошо знакомы и любимы многими. Дело в том, что она – автор более 800 работ, которые десятилетиями украшали упаковки для печенья, обертки для шоколада, фантики и коробки для конфет. Но вот несправедливость: никто и никогда не знал, кто автор симпатичных и таких родных с детства картинок на любимых сладостях.

Хит на «Птичьем молоке»
Сегодня Эмма Ильинична уже на заслуженном отдыхе. Но, начиная с 1960-х годов, она более 30 лет проработала художником при Министерстве пищевой промышленности УССР. Девушка из Донбасса в столице оказалась в силу обстоятельств – вышла замуж за киевлянина. За плечами был небольшой опыт работы художником-карикатуристом в газетах и диплом редакторско-издательского факультета Львовского полиграфического института. Художником-дизайнером этикеток для кондитерской промышленности стала случайно. Услышала как-то о наборе сотрудников в мастерскую, и пошла устраиваться на работу. Больше всего на тот момент Эмму Ильиничну привлекало то, что ее труд там оценивался не количеством проведенного на работе времени, а результатами. Она ночи напролет рисовала этикетки, с трудом выкраивая свободное время для другого любимого занятия – пения.
«Я вся в отца, а он был виолончелистом в оркестре Донецкого оперного театра, в свободное время играл на саксофоне в джазовом ансамбле, – рассказывает Эмма Ильинична. – А голос, хорошо поставленное от природы колоратурное сопрано, достался мне от мамы. Когда я переехала в Киев, несколько лет со мной занималась преподаватель консерватории Вера Любимова, которая отшлифовала мои вокальные данные. Работая художником в Минпищепроме Украины, я умудрялась ездить на гастроли по всему СССР от «Укрконцерта». Благодаря этому я познакомилась и подружилась со многими артистами: Анатолием Соловьяненко, Вилли Токаревым и др. Мне посчастливилось петь под аккомпанемент известных инструментальных коллективов».
Тут же звучит «Лебедь» Сен-Санса в исполнении Эммы Бурдынской и ансамбля скрипачей московского Большого театра. Магнитофонная запись сделана лет 15 назад, во время гастролей театра в Киеве. И стало понятно, почему на коробке с «Птичьим молоком» художница примерно в то же время нарисовала скрипку и розы. Наверное, в основу этого сюжета легли незабываемые впечатления Эммы Ильиничны. Кстати, в коробках с этим рисунком и сейчас одна из киевских кондитерских фабрик выпускает конфеты «Птичье молоко». И это только одна из популярных работ художницы.

Приключения «Золушки»
До сих пор в магазинах продается молочный шоколад «Золушка», на обертке которого – летящая вниз по лестнице героиня сказки теряет башмачок. Этой картинке пришлось преодолеть сложный путь от момента создания до массового тиражирования.
«Рисовали мы под конкретный заказ, – рассказывает Эмма Ильинична о технологии работы. – И вот однажды, а было это лет 20 назад, мне поручили придумать картинку, иллюстрирующую сказку «Золушка». Готовые работы принимал художественный совет, состоящий большей частью из чиновников Минпищепрома и представителей кондитерских фабрик. Мой рисунок кому-то из Министерства не понравился, и его не утвердили. На моей стороне был всего один человек, директор одной из кондитерских фабрик, но его голоса было недостаточно. И тогда он отправил картинку с Золушкой на московский конкурс рисунков для этикеток, и там она заняла одно из призовых мест. Что интересно, после этого и наш худсовет поменял свое мнение. Так моя Золушка появилась на шоколадках».

Ярче и веселее
Наверное, у многих, чье детство пришлось на 1970-80-е годы, при виде фантиков, оберток и этикеток, которые бережно хранит художница, дрогнуло бы сердце. Ведь в те времена детям не хватало красочных игрушек, цветных безделушек, и они массово коллекционировали разнообразные обертки. Кто не помнит серии рисунков на больших шоколадно-вафельных конфетах «Гуси-лебеди», «Репка», «Гулливер»? Или этикеток с изображением олимпийского Мишки, фантиков с золотыми верблюдами для «Кара-Кума», черных котов с оберток ирисок и пингвинов на конфетах

«Зоологические»?
«Из-за ограниченных возможностей отечественной полиграфии мы использовали в рисунках только три цвета красок, – вспоминает Эмма Ильинична. – Не было возможности украсить картинку бронзой или серебром. Работы получались мрачноватыми. И только в начале 1980-х годов часть рисунков на упаковках начали печатать за границей – в Финляндии, Голландии, Швеции. У художников появилась возможность использовать более широкий спектр красок, и наши работы стали ярче и веселее».
Сейчас Эмма Ильинична уже не рисует. Зато часто поет на концертах. А в свободное время шьет себе наряды для выступлений и мастерит украшения к ним. Трудно поверить, что вроде бы настоящие на вид вологодские кружева она делает из обычной тесьмы, сшивая ее особенным образом. Желто-зеленую розу она смастерила из засушенного гриба, который рос на дереве, а шикарные кожаные украшения на шею и руки – из старой сумки.

Галина ГИРАК, АиФ Киев, 14 (504) от 06.04.2006. Иллюстрация – Ира Стрелец, серия “Карамель”.

Добавить комментарий