Социализация младших школьников

С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка со школьной действительностью. Дети начинают приглядываться друг к другу, налаживать контакты, находить общие интересы. Именно в общей учебной деятельности формируется общая целеустремленность, выполняются общие задачи, которые рождают взаимную требовательность и помощь. Однако совместная деятельность выдвигает определенные требования к взаимоотношениям сверстников, к их поведению: необходимость прислушиваться к мыслям одноклассников, согласовывать свои действия с правилами и традициями коллектива, усваивать определенные нормы поведения. Последние новости психологии указывают на то, что нарушение межличностных отношений в кругу сверстников усложняет процесс социализации, ведь возникает угроза для нормального психосоциального развития каждого ребенка. Процесс вхождения ребенка в классный коллектив сложный и противоречивый. Для одних школьный класс – это радость общения со сверстниками, для других – непонимание и неприязнь.
Общение в группе сверстников детям дает то, чего в принципе не может дать общение с взрослыми. Оно воспитывает умение видеть позиции другого человека, оценивать его, не принимать или принимать, соглашаться или спорить, а главное – иметь свою точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать. Общаясь со сверстниками, дети быстрее становятся самостоятельными и независимыми.
Обучение – это большой труд. Школа требует делать не то, что пожелаешь, а то, что требует учитель. Режим школы диктует, что необходимо сделать точно и в срок, а также согласование своих действий и желаний со сверстниками. Учебная деятельность вызывает новые переживания, желания, ожидания успеха, а также боязнь неудач. Работа, трудовые усилия становятся социальным фактором, который требует соревноваться с другими. И часто дети по разным причинам начинают не успевать, блокируя нормальный процесс социализации.
Новости дня сообщают, что младшим школьникам не всегда помогают в обучении их высокие способности, если им не привита дисциплинированность, умение выполнять наставления взрослых. Такой ребенок все делает по-своему, не «по инструкции».
Это может причинить непонимание учителей и сверстников, а также конфликты. Неумение ребенка налаживать социальные контакты вызывает у него чувство одиночества, вины, что приводит к дезадаптационным процессам.

Добавить комментарий