Как солдат потерял автомат, а \”республиканцы\” обрели знамя

Под свист бомб и плач матерей вывозили детей через Ладогу из блокадного Ленинграда. Среди прочих – и Юру, которому в 41-м исполнилось девять лет. Его забросили в один детдом Ярославской области, двоюродную сестру – в другой. Потом подоспела и мама, собравшая их под свое крыло.
Немец поджимал, и под новый, 42-й, их переправили за Урал. В Ленинград они вернулись лишь в 44-м. Погибли оставшиеся там бабушка и тетя, но еще две мамины сестры выжили.

Сегодня отмечает 80-летие замечательный донецкий скульптор Юрий Балдин. Уроженец Ленинграда, он общался со знаменитыми Аникушиным и Вучетичем, сам создал немало интереснейших монументов, украшающих наш регион. В том числе приложил руку и сердце к появлению мемориала «Освободителям Донбасса» в донецком парке Ленинского комсомола. Символично, учитывая, что сам родился в День защитника Отечества.

Учился у легендарных мастеров
Под свист бомб и плач матерей вывозили детей через Ладогу из блокадного Ленинграда. Среди прочих – и Юру, которому в 41-м исполнилось девять лет. Его забросили в один детдом Ярославской области, двоюродную сестру – в другой. Потом подоспела и мама, собравшая их под свое крыло.
Немец поджимал, и под новый, 42-й, их переправили за Урал. В Ленинград они вернулись лишь в 44-м. Погибли оставшиеся там бабушка и тетя, но еще две мамины сестры выжили.
Пацаном он был любознательным, так что почти сразу пошел во Дворец пионеров – в автомобильный кружок. Потом занялся фехтованием. И лишь на третий год потянуло к изобразительному искусству и лепке. Преподаватель рекомендовала ему продолжить обучение в художественной школе при Академии художеств. А там он поступил и в саму Академию.
– Во время учебы нам, студентам, очень помогал один из преподавателей, Игорь Крестовский (его отец написал знаменитые «Петербургские трущобы»). Он руководил всеми реставрационными работами в Ленинграде, направлял нас то туда, то сюда, что, конечно, поддерживало материально, – делится Балдин. – А еще был изумительный человек – Михаил Керзин. Он лично знал Репина, в императорской академии получил за дипломную работу оплачиваемое заграничное турне на два года. Командировочные составляли пять тысяч рублей золотом, так что объехал Грецию, Италию, Францию, Германию, Англию, совершенствуя свое мастерство. Жиденькую глину так – хвать! И вылепит потрясающе «живой» глаз.

Дипломную работу, скульптуру Николая Островского в шинели и с палочкой, Юрий делал под руководством народного художника СССР, Героя Соцтруда Владимира Аникушина.
– Когда ходил к нему в мастерскую, он как раз бился над Пушкиным, который теперь стоит на площади Искусств перед Русским музеем. Переделал множество вариантов, но комиссия никак не принимала… Уже и бросить думал, но всё же довел дело до конца. Точно такая эпопея повторилась у меня годы спустя с мемориалом «Освободителям Донбасса».

Его работы стоят по всему Донбассу
В 65-м Балдина сманили из Питера в Донецк, пообещав дать квартиру и обеспечить работой «по самое не хочу». Так и вышло… И хоть сменил не одну мастерскую, а делать пришлось даже велосипеды, коляски и модели резиновых игрушек, на скульптурном фронте Юрий Иванович поударничал – будь здоров!
– Первое более-менее масштабное дело – голова Зои Космодемьянской. Ваяли ее с моей гражданской супругой Татьяной Ивановой для одного из пионерлагерей Славянского района. В постамент заложили бутылку водки на счастье, – улыбается автор. – Потом константиновский завод «Укрцинк» заказал две фигуры рабочих, которые держат цинковый блок. Высота 6,5 метра – раньше с таким не сталкивался. Лепили их из глины на территории бетонно-растворного узла. Стояла такая жара, что фигуры приходилось постоянно поливать. Порой возникало желание самому броситься в вагонетку с водой и никогда уже не выныривать. Зато на полученный гонорар сразу обставили квартиру.

А дальше – пошло-поехало. Памятник работникам Горловского химзавода, павшим в годы войны (фигура воина, выходящего из камня), памятный знак в честь журналистов и писателей региона, погибших всё в той же Великой Отечественной и умерших после (стела установлена возле здания нашей редакции), мемориальные доски Василию Гроссману, Исааку Бабелю, бюст писателя Виктора Шутова, памятник Владимиру Высоцкому в Мариуполе (совместно с Ефимом Харабетом).
– Очень люблю Володарский район, – признается скульптор. – Недавно делал там галерею местных уроженцев – Героев Соцтруда и Советского Союза. А в селе Республика стоит памятник моей работы. Говорят, в годы гражданской войны там махновцы порубили многих… Вот правоохранители и заказали мне четыре фигуры: красноармеец, мальчишечка, крестьянин, еще кто-то… Над ними должно было развеваться знамя. Но потом оказалось, что на него у заказчиков не хватает денег. Поставили без знамени – не смотрится. «Ладно, – говорят, – с финансами разберемся. Возвращайте его». И мы с Татьяной прямо на месте начали сооружать знамя из меди. Крутили, варили, боролись с ветром… Победили.

Если некоторые свои работы мастер вспоминает с улыбкой, то другие – чуть ли не со слезами на глазах. Так, два его донецких рельефных шедевра, – 18-метровый медный на фабрике игрушек (различные их виды и дети) и шестиметровый бетонный на «Быттехнике» (посвящался работе первой в мире промышленной установки непрерывной разливки стали, которая появилась на ДМЗ в 1960 году) – уничтожены.
А самую крупную фронтонную фигуру в Донецке – музу трагедии Мельпомену, установленную в марте 2005-го на здании областного музыкально-драматического театра, сам Балдин называет неудачной. Мол, подпортили это 3,5- метровое изваяние весом около тонны те, кто взялся наносить бронзовое напыление.

Мемориальные страдания
Над «Освободителями Донбасса» Балдин вместе со скульптором Порожнюком, архитекторами Кишканем и Ксеневичем, инженером-конструктором Райгородецким бились шесть лет, начиная с 1978-го. Самый большой памятник Юго-Восточной Украины (общая высота монумента вместе с постаментом и знаменем – более 30 метров), он же – главный мемориал Великой Отечественной (в комплекс входят площадка военной техники, сквер ветеранов, стела партизанам-подпольщикам, колокол памяти) изначально мог быть совсем другим.
– Вот что было у нас затеяно, – протягивает Юрий Иванович старое фото. – Террикон, поставленный на «голову». Скульптуры, словно парящие посередине этого треугольника. Но министр культуры сказал: много архитектуры и мало скульптуры. Забраковал. У нас руки опустились, – вздыхает Балдин. – Так хотелось чего-то оригинального, а тут… В общем, вспомнил я фигуры рабочих, которых сделал в Константиновке. Ну и, отталкиваясь от них, предложил новую модель. Ее приняли, только забраковали имеющийся у солдата автомат, а у горняка – отбойный молоток. В итоге тот и другой держат руки на мече. Знамя же за их плечами в виде пятиконечной звезды всем пришлось по вкусу.

Двухметровые головы солдата и шахтера в течение года лепились из гипса и покрывались медью… на дне строящегося бассейна Донецкого госуниверситета. Для полых фигур монумента на машзаводе им. Ленинского комсомола изготовили каркас. Там же покрывали медью (ее привезли с Артемовского завода цветных металлов), делали гигантский меч, который при варке крутило во все стороны. Но приноровились.
– При установке действовали огромные краны. Выгнали четыре здоровенные стальные конструкции, словно колонны. По ним поднимался своеобразный мост, – вспоминает Балдин. – Ставили монумент по частям: первый венец, второй и так далее. Головы поднимали специальным японским краном… Открытие хотели приурочить к сорокалетию освобождения Донбасса, но к сроку не успели. Так что церемонию провели 8 мая 1984 года, накануне не самой круглой даты – 39-летия Победы. В первые годы медный монумент блестел, как новая копейка. Сейчас он уже темный, с зеленым налетом. Воздух, сами понимаете, у нас какой, вот окисление и происходит.

***
В новом веке Юрий Иванович создал памятники главе Донецкого обкома партии Владимиру Дегтяреву, исцелившемуся больному (мужичок, переламывающий костыль через колено, у здания областной травматологии), жертвам чернобыльской катастрофы и Холокоста. Есть интересные задумки (женщины-шахтеры, композитор Прокофьев, инициатор стахановского движения на железной дороге, Герой Соцтруда Петр Кривонос). Увлекся рисованием белым карандашом на черной бумаге, передает свой опыт ребятам школы №5, где теперь расположена его мастерская. Праздновать юбилей Балдин громко не собирается: посидит с друзьями и родными в кафе. А от дочек, внуков и правнучки, живущих в Санкт-Петербурге, примет поздравления по скайпу.

Работал с создателем «Родины-матери»
Юрий Иванович гордится, что в начале 60-х ему довелось поработать бок о бок со знаменитым Евгением Вучетичем, создавшим «Воина-освободителя» в берлинском Трептов-парке, монумент «Родина-мать» в Волгограде.
– В начале 60-х я в числе питерских скульпторов помогал Вучетичу создавать мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. Объект курировал маршал Василий Чуйков, особо отличившийся в Сталинградской битве. Есть в мемориале и его фигура, будто восстающая из водной глади с гранатой в руке, – рассказывает Балдин. – Когда проходишь мимо нее, там две стены памяти, к одной из которых приложил руку и я. Нам разводили гипс, мы его набрасывали куда надо, нарезали нужные фрагменты. Потом придумали брать готовые гипсовые куски со старой мельницы, расположенной на берегу Волги.

По словам донецкого скульптора, Вучетич был вполне демократичен: вместе с молодыми коллегами пил пиво, с удовольствием поедал свежесваренных раков. И деньгами не обижал.
– Я получал по тем временам баснословную сумму – 600 рублей в месяц, – уверяет Юрий Иванович. – Когда приехал в Донецк, в конструкторском бюро имел 200. Такая же зарплата была у начальника этого бюро.

Андрей Кривцун. donbass.UA. 23.02.2012

Добавить комментарий