Тернистый путь воина-поэта

Николай Александрович Рыбалко родился 14 февраля 1922 года в селе Орехово-Васильевка Артемовского района. В 1931 году семья переехала в Краматорск, который стал для Николая родным городом. Здесь он окончил 10 классов средней школы №1. Затем стал студентом Днепропетровского государственного университета. Вступительное сочинение по украинскому языку и литературе он написал в стихах, получил «пятерку» за сочинение на тему «Радянські льотчики – горді соколи країни соціалізму». Обучение на филологическом факультете было прервано началом Великой Отечественной войны. В числе других Николай Рыбалко ушел на фронт добровольцем. Был принят в Барнаульское минометное училище.
В июне 1942 г. лейтенант Рыбалко принял первый бой под Воронежем, тогда же получил первое ранение и первую награду — орден Красной Звезды.
Противотанковая батарея под его командованием принимала участие во многих кровопролитных боях, среди которых — крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, на Курской дуге. Освободительными боями в составе 38-й армии Николай Александрович прошел всю Украину — от Сум до Львова. За форсирование Днепра южнее Киева он был удостоен ордена Красного Знамени. 3атем были бои под Корсунь-Шевченковском, вновь ранение и еще одна награда – орден Красной Звезды. Прошел с освободительными боями Польшу, дошел до Одера. 1945 год встречал на немецкой В феврале 1945-го на Одерском плацдарме гвардии капитан Рыбалко был тяжело ранен. Прошли долгие месяцы лечения в госпиталях, но медицина, увы, была бессильна, он навсегда потерял зрение. Тогда ему было только 23 года. Но для него война не закончилась в сорок пятом, для него оружием стало поэтическое слово.
Первое стихотворение «Цветы» было опубликовано в 1954 году в «Литературной газете». Автор получил множество теплых и ободряющих отзывов. Уже через два года Николай Рыбалко принес в издательство «Донбасс» рукопись книги своих стихов. В 1956 году вышел первый сборник поэта «Под солнцем родины». Выход этого сборника не остался без внимания как общественности, так и профессионалов, – автор сборника был принят в члены союза писателей СССР.
В последующие годы появлялись новые сборники. Николай Александрович Рыбалко в течение всей своей жизни издал более 25 книг. Все сборники его стихов, среди которых «Глазами сердца» (1958), «Я жил в такие времена» (1972), «Незакатная звезда» (1982), «Незабудки на кургане» (1975) и многие другие, говорят не только о тяжелых временах войны, но и о человеческой дружбе, верности и любви.
В 1966 году вышел очерк Рыбалко «Броня и пламя», в котором автор рассказывает о своем школьном друге — Евгении Лысенко. Подполковнику Е.П.Лысенко было всего лишь двадцать четыре года, когда он был смертельно ранен. За подвиги, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Лысенко был награжден двумя орденами Ленина, двумя — Красного Знамени, звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.
Творчество Николая Рыбалко отмечено множеством высоких правительственных наград, среди которых орден Октябрьской Революции и Дружбы Народов. В 1968 году за сборник «Дорога на высоту» автор получил звание лауреата республиканской комсомольской премии им. Николая Островского. В 1985 году за сборник «Незакатная звезда» он был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко. Песня Александра Билаша на стихи Н.А.Рыбалко «Я жил в такие времена» стала лауреатом Всесоюзного телеконкурса «Песня-75».
Широко известна общественная деятельность Николая Рыбалко. Более сорока лет он возглавлял литературное объединение при редакции газеты «Краматорская правда», которое считалось одним из лучших в Украине. На базе этого объединения было воспитано немало талантливых литераторов, среди которых Олег Плуталов, Леонид Горовой, Виктор Пикалов, Анатолий Мироненко, Анатолий Мирошниченко.
Почетный гражданин Краматорска любил свой город и его жителей, чувствовал его сердцем, сердцем откликался на их заботы и радости. И он навсегда остается в нашей памяти.

Я жил в такие времена
На этот текст, как засвидетельствовал наш земляк Альберт Провозин, композитор Александр Белаш написал музыку. Песня стала лучшей песней 1970 года в номинации Всесоюзного телевидения.
А сам Белаш, впервые лично встретившийся с поэтом в Киеве только в 1985 г., куда Рыбалко приехал для получения литературной премии им. Шевченко, обнял его со словами: «Брате рідний!». Незадолго до своей кончины в программе Всемирного укррадио, Белаш сказал, что эта песня — лучшее его достижение как композитора-песенника, и что он ценит её даже выше своих «Двох кольорів» на слова Дмитра Павлычко.

      Я жил в такие времена,
      В такие дни, в такие даты…
      Меня, безусого, война
      До срока призвала в солдаты.
      И в краснозвёздного меня
      Сто пушек целилось, наверно!
      Москву собою заслоня,
      Весь мир прикрыл я
       в сорок первом.

      Я жил в такие времена —
      Горели руки от работы.
      Земля мне золотом зерна
      Платила за солёность пота.
      Припав к динамику щекой,
      Я слушал, как свершая чудо,
      На крыльях зрелости людской
      В глубины проникали люди.

      Я жил в такие времена,
      Что голова ходила кругом —
      Моя планета и война
      Стояли в шаге друг от друга.
      Мне вся земля была видна
      И зорким днём, и ночью звёздной.
      И был я ласковый и грозный —
      Я жил в такие времена!

       Прозрение
      Февраль сорок пятого года
      Свинцовою нитью прошит.
      Смиренно оскаленный Одер
      У ног, затаившись, лежит.
      Смешалась вода с небесами,
      Гремя, полыхая, звеня.
      И парню с моими глазами
      Вдруг стало темно от огня.
      В мгновенье погасло светило
      И очень далёкая степь.
      Со мною, со мной это было,
      Но я в этот день не ослеп.
      Я слышу, я знаю — кому-то
      Мечтается вновь о войне.
      В такую крутую минуту
      Приходит прозренье ко мне.
      И вас поведу я сквозь годы,
      Сквозь жгучую даль поведу —
      Туда, где проходит пехота
      По тонкому ломкому льду.
      Туда, где как будто распятья,
      Стволы почерневших берёз,
      И женщина в траурном платье,
      И слёзы запёкшихся рос.
      Потом у гранита я стану,
      И, вспомнив упавший рассвет,
      В литую ладонь капитана
      Вложу незабудок букет.
      Я всё различу в этом гуле:
      И стон, и свинцовый пунктир,
Чтоб люди сегодня взглянули

      Моими глазами на мир.

Наталья Волошина. Газета «Технополис». №7 (761). 15.02.2007

Добавить комментарий