Советский поэт Михаил Голодный родился 11 декабря 1903 в Бахмуте (ныне Артёмовск) в семье разнорабочего Степана Эпштейна.
Детство и юность Михаила прошли в Екатеринославе. С двенадцати лет работал на гребёночной фабрике. Во время гражданской войны был бойцом отряда ЧОН в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), позднее работал в коллегии Политпросвета ЦК КСМУ.
Писать начал в 1919 году. Тогда же вступил в комсомол. Первые стихи напечатаны в местных журналах «Юный пролетарий» (1920), «Молодая кузница» (1924), газете «Грядущая смена» (выходила с 1921).
Детство и юность Михаила прошли в Екатеринославе. С двенадцати лет работал на гребёночной фабрике. Во время гражданской войны был бойцом отряда ЧОН в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), позднее работал в коллегии Политпросвета ЦК КСМУ.
Писать начал в 1919 году. Тогда же вступил в комсомол. Первые стихи напечатаны в местных журналах «Юный пролетарий» (1920), «Молодая кузница» (1924), газете «Грядущая смена» (выходила с 1921).
В начале 20-х гг. уехал в Харьков, потом в Москву. В 1923 учился на рабфаке в Москве, затем в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова, в дальнейшем продолжал образование в Московском университете.
Первый сборник стихов «Сваи» вышел в 1922 в Харькове. В Москве были изданы сборники: «Земное» (1924, 1926), «Дороги» (1925), «Стихи и песни» (1930), «Избранные стихи» (1934), «Слово пристрастных» (1934, 1936). Входил в литературное объединение «Молодая гвардия», был одним из организаторов группы «Перевал»; занимался переводами (перевёл на русский язык ряд произведений Т.Шевченко, М.Рыльского, А.Мицкевича и др.). Вместе с комсомольским поэтом Михаилом Светловым, стоял у истоков молодежного рабкоровского движения. Член ВКП(б) с 1939 года.
В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом центральных и фронтовых газет.
Погиб в 1949 году при невыясненных обстоятельствах (сбит автомобилем). Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Центральное место в творчестве Михаила Голодного занимает героика Гражданской войны. Его поэмы, песни, баллады «Верка Вольная», «Судья ревтрибунала», «Песня чапаевца», «Песня о Щорсе», «Партизан Железняк» послужили созданию своеобразного исторического мифа об эпохе 1920-30-х годов.
Однако образ «идеального солдата советской поэзии» тоже будет однобоким взглядом на его творчество. Вот что писала о нём «Литературная энциклопедия» в 1929г.:
«Первые стихи М. Голодного — перепевы мотивов, характерных для пролетарской поэзии начала революции. Это — пафосно-отвлеченное воспевание труда, революции, стали. В последующем творчестве М. Голодного преобладает лирика раздумий. Не мало места занимают и любовно-лирические мотивы. В последнее время (стихи 1927—1929) М. Голодным овладели явно упадочнические настроения. Наша действительность представляется ему чрезвычайно серой и будничной («иду — и будни надо мной знамена вяло развернули»). «Будничности» и «вялости» М. Голодный противопоставляет время гражданской войны, когда «пушки музыкой звучали».
Чувство ненависти к классовому врагу сочетается у Михаила Голодного зачастую с большим социальным пессимизмом. Когда М.Голодный берется за «разрешение» каких-нибудь этических, моральных проблем, он говорит не словами нового человека, строителя-борца, а словами усталого человека прошлого.
Тематика М.Голодного за последнее время значительно снизилась в ее общественной ценности. Мотивы «чистой» — любовной и пейзажной — лирики начинают занимать в его творчестве доминирующее место.
Как мастер Голодный далеко еще не определился. Стиль его эклектичен (можно найти примеры влияния и Пушкина, и Асеева, и Тютчева)». Так что творческие сомнения и колебания поэта — налицо…
Его «Песня о Ленинграде» звучала в кинофильме «Два бойца». Многие по ошибке даже приписывают ему авторство «Шаланды полные кефали» (Владимира Батшева в воспоминаниях о режиссере Е.Габриловиче, Борис Парамонов в передаче о авторе музыки Н. Богословском на «Радио Свобода»), но на самом деле их автор поэт Владимир Агатов. Арестованный после выхода картины, он отсидел свое при Сталине, был реабилитирован и умер в Москве в начале 60-х. Естественно те, кто помнят те годы поймут, что имя Агатова наверняка в таком случае долго замалчивалось, откуда и могло возникнуть ошибочное приписывание авторства остальных песен фильма М. Голодному.
Подготовил Олег Пустовойт (dN)