Дебальцево

Герб ДебальцевоДебальцево – город в непризнанной Донецкой Народной Республике (до 2014 года в Донецкой области), крупный железнодорожный узел.
Расположен в 74 км (по автодогогам) к Северо-Востоку от Донецка.
Географические координаты – 48°20′28″ с.ш. 38°25′40″ в.д.
Население в 2014 году составило 45.630 человек.
Основан в 1878 году как железнодорожная станция, в связи со строи­тельством Екатерининской железной дороги. 1 декабря 1878 года началось регулярное движение поездов на Донецкой каменноугольной магистрали, которую строили безземельные крестьяне и бедняки из окрестных посёлков.
Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в XIX веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя — Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.
К 1897 году в поселке станции проживало более 2-х тысяч человек.
В 1894 году рядом со станцией построен механический завод, ко­торый выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мо­стов, вагонетки для узкоколеек.
В 1898-1914 годах в городе находилась летняя штаб-квартира выдаю­щегося русского геолога Л.И.Лутугина исследователя угольных месторождений, создателя обзорной геологической карты Донбасса, за которую он был удостоен большой золотой медали на международ­ной выставке в Турине в 1911 году.
C 25 по 27 ноября 1898 года вспыхнула первая забастовка не работали 60 стрелочников станции, требовали сократить дежурства, длившиеся по 16 часов.
1 мая 1899 года разразилась первая стачка на механическом заводе. Бастующие требовали сократить рабочий день с 10 часов 30 минут до 10 часов, объявить 1 мая нерабочим днём, покончить с произволом мастеров и улучшить жилищно-бытовые условия. Дав согласие, администрация не выполнила своих обещаний, поэтому 3 мая рабочие оставили цеха на полчаса раньше. Опираясь на поддержку местных властей и полиции, предприниматели подавили забастовку, полностью отвергнув требования рабочих. Накануне революции 1905 года была создана социал-демократическая группа, в которую вошли слесари Т.Е.Батыщенко, А.И.Ващаев, А.Ф.Свистунов, С.П.Федосеев, машинисты паровоза Г.Г.Ларкин, Л.Г.Мартыненко. Трудящиеся Дебальцева принимали активное участие в первой русской революции: в начале февраля 1905 года в знак протеста против разгона мирного шествия петербургских рабочих рабочие механического завода на несколько дней прекратили работу; 1 мая они вместе с железнодорожниками устроили в лесу маёвку.
В 1905-1908 годах сооружены товарная станция, два депо, расширены вагонные мастерские.
В 1911 году население Дебальцево составило 20 тыс. чел. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковно-приходская, земская и железнодорожная школы.
Статус города поселок получил в 1938 году.
К 1939 году население города выросло до 33.000 человек. Появились водопровод и электричество, были построены Дворец культуры железнодорожников на 1.200 мест и ста­дион. Открылся филиал Харьковского железнодорожного института.
В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машинострои­тельный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных пе­чей.
Дебальцево занимает территорию 24 кв.км, из них 73% под заст­ройкой. Город хорошо озеленен. На одного жителя приходится 343 кв.м зеленых насаждений.
Средняя температура января -7,7°С, июля +20,9°С. За год выпада­ет 556 мм осадков.
Дебальцево – родина известного украинского поэта Владимира Сосюры. В Дебальцево жил и работал до начала Великой Отечественной войны Герой Советского Союза снайпер Николай Ильин.
В период военных действий на Донбассе 2014-2015 года Дебальцево стал важной стратегической точкой, местом скопления большого количества Вооруженных сил Украины. В результате наступательных действий сил ополчения образовалось окружение, получившее название Дебальцевский котел. Именно в этот период украинская сторона продолжила переговоры с самопровозглашенными республиками. Были достигнуты договоренности, получившие название Минск-2. Официальный Киев отрицал существование “котла”, поэтому приказы о выводе войск и эвакуации населения были отданы с явным опозданием. В Дебальцевском котле ВСУ потеряло большое количество живой силы и техники. Город и население очень сильно пострадали.

Подготовил Евгений Лавриненко (dN)

Добавить комментарий