Аркадий Аверченко

Аркадий АверченкоАркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель, прозаик, драматург, сатирик,  журналист и театральный критик.
Аркадий Аверченко родился 18(27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.
Аркадий не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток общеобразовательных знаний со временем компенсировался природным умом.
Работать Аверченко начал рано, с 15 лет. С 1896 по 1897 год служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Впоследствии Аркадий описал этот период своей жизни в иронической “Автобиографии”, а также в рассказе “О пароходных гудках”.
В 1897 году Аркадий Аверченко уезжает на Донбасс, где работет конторщиком на Брянском руднике. На руднике он проработал четыре года. Впоследствии написал несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).
В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков. Первая публикация в различных источниках указывается разная: то ли рассказ “Уменье жить” (в 1902) в харьковском журнале “Одуванчик”, то ли рассказ “Как мне пришлось застраховать жизнь”, кторый появился 31 октября 1903 года в газете “Южный край”. Сам же автор считал своим литературным дебютом рассказ “Праведник” (1905).
В 1906-1907 годах Аверченко, “совершенно забросив службу”, публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов, редактирует журналы “Штык” и “Меч”. В 1907 эти издания стали первой постоянной трибуной писателя, который вёл почти все разделы под многочисленными псевдонимами. Его увольняют из правления рудника со словами: “Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь”. И в январе 1908 года Аркадий Аверченко уезжает в Санкт-Петербург. Однако по его собственным словам, он уезжает еще в 1907 году из Харькова в Петербург, не оплатив штрафа в 500 рублей за содержание 9-го номера журнала “Меч”.
В столице он становится сотрудником второстепенных изданий, в том числе в терявшем подписчиков журнале М.Г.Корнфельда “Стрекоза”.
В 1908 году группа молодых сотрудников “Стрекозы” решает издавать новый журнал “Сатирикон”, секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аркадий Аверченко.
Аркадий Тимофеевич многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми – Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н.В.Ремизовым (Ре-ми) и другими. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в “Сатириконе”, этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны (“Литейном театре”, “Кривом зеркале”, “Летучей мыши”). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась.
В 1910 году выходят его сборники “Рассказы (юмористические)”, “Зайчики на стене” и “Весёлые устрицы”, последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.
После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» в журнале “Солнце России” за 1910 год (№12), такие критики, как В.Полонский и М.Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, а А.Измайлов сопоставлял его с ранним Чеховым.
Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его “герой” — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.
В 1911-1912 годах Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами – художниками А.А.Радаковым и Н.В.Ремизовым. Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга “Экспедиция сатириконцев в Западную Европу”. В том же году в Петербурге издаются книги писателя: “Круги по воде” и “Рассказы для выздоравливающих”, после чего за Аверченко закрепляется звание “Короля смеха”. Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах.
На этом этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ “Рыцарь индустрии” повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.
Постепенно в творчество Аверченко появляются трагические нотки, связанные с Первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: “План генерала Мольтке”, “Четыре стороны Вильгельма”, “Случай с шарлатаном Кранкен” и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.
В военные и предреволюционные годы книги Аркадия Аверченко активно издаются и переиздаются: “Сорные травы” (1914), “О хороших, в сущности, людях” (1914), “Одесские рассказы” (1915), “О маленьких — для больших” (1916), “Синее с золотом” (1917) и другие. Особое место среди них представляют “детские” рассказы (сборники “О маленьких — для больших”, “Шалуны и ротозеи” и другие).
Кроме прочего, Аакадий Аверченко под различными псевдонимами (Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и другие) писал также многочисленные театральные рецензии.
К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе “Урок в советской школе” дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены (“Короли у себя дома”). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.
В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.
С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.
15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко на одном из последних пароходов уехал в Константинополь.
В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов “Дюжина ножей в спину революции”. Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные — все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской печати, в частности, Н.Мещеряков назвал её “юмором висельника”. В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В.И.Ленин нашел книгу «высокоталантливой». В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских “варяг” в константинопольские “греки”, начиная с запрета большевиками “Нового Сатирикона” и проведения широких арестов”. В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади. В 1922 году издаётся сборник “Дети”, в котором Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.
В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для писателя. Эмиграции были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года Аркадий Тимофеевич Аверченко умер. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.
Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

Подготовил Евгений Лавриненко (dN)

Добавить комментарий