О станции Мандрикино Петровского района Донецка знают, наверное, все, поселок Авдотьино Ленинского района, находящийся на самой окраине города, тоже знаком многим. В экономическое и духовное становление этих мест в XVIII, XIX веках внесли вклад дворяне Мандрикины. Люди, достойные того, чтобы потомки знали о них, имена этих дворян не должны предаваться забвению.
Генеалог украинского дворянства В.Моздалевский, описывая происхождение рода Мандрыкиных, умышленно разделил две их ветви, имеющие общий корень, всего одной буквой в написании фамилий. Одну ветвь дворян, осевших в Полтавской и Екатеринославской губерниях, он пишет через «и» – Мандрикины, другую, обосновавшуюся в Курской губернии, через «ы» – Мандрыкины. Генеалоги того времени приняли предложенную трактовку. Значит, непосредственное отношение к нам имеет первая ветвь рода, дворяне Мандрикины. Основоположником рода был запорожский казак Андрей Мандрика.
Украинская и российская истории насчитывают тысячи дворянских родов. Происхождение одних корнями уходит еще и в боярское прошлое, другие же возникли значительно позже, но все они имеют свою родословную. Вполне понятно, что нам интересно происхождение именно тех дворян, которые напрямую связаны с историей нашего края. Таким является род Мандрикиных.
О станции Мандрикино Петровского района Донецка знают, наверное, все, поселок Авдотьино Ленинского района, находящийся на самой окраине города, тоже знаком многим. В экономическое и духовное становление этих мест в XVIII, XIX веках внесли вклад дворяне Мандрикины. Люди, достойные того, чтобы потомки знали о них, имена этих дворян не должны предаваться забвению.
Генеалог украинского дворянства В.Моздалевский, описывая происхождение рода Мандрыкиных, умышленно разделил две их ветви, имеющие общий корень, всего одной буквой в написании фамилий. Одну ветвь дворян, осевших в Полтавской и Екатеринославской губерниях, он пишет через «и» – Мандрикины, другую, обосновавшуюся в Курской губернии, через «ы» – Мандрыкины. Генеалоги того времени приняли предложенную трактовку. Значит, непосредственное отношение к нам имеет первая ветвь рода, дворяне Мандрикины. Основоположником рода был запорожский казак Андрей Мандрика.
Он имел трех сыновей – Пантелеймона, Кирилла и Давида. Двое последних и стали Мандрикиными, поскольку купили земли в наших местах. Давид Мандрика с братом Кириллом в 1765 году купил лес возле реки Орели и основал там Мандрикино (убежище). Особо интересной личностью был сын Давида – Даниил.
Родился он в 1771 г. Умному, энергичному и деятельному ему как можно скорее хотелось служить в русской армии. Мальчик приписал в своей метрике лишних 3 года – таким образом он резко повзрослел и попал на службу в штаб А. В. Суворова на должность секретаря и адъютанта. Великий полководец не раз отмечал воинскую доблесть Мандрикина. За проявленную храбрость он был награжден орденами Св. Владимира и Св. Георгия IV степени. Возможно, военная карьера молодого офицера стремительно развивалась бы и дальше, но умерла Екатерина II и на престол взошел Павел I. Уж так водится на Руси, что смена власти влечет за собой резкие перемены в человеческих судьбах.
Истинный патриот державы Российской, генералиссимус А.Суворов попал в опалу к новому царю. Та же участь постигла и ближайшее окружение полководца. Не зная к чему привязаться, император возобновил давно уже закрытое дело о воровстве фуража, в котором значился и Д.Мандрикин.
Поскольку дело давнее и все виновные уже давно были наказаны, Павел I вынес довольно мягкий приговор: Д.Мандрикину велели переехать на службу в Оренбургскую губернию. Полковник Д. Мандрикин (уже такой чин имел молодой офицер) распоряжению не подчинился и подал в отставку. В январе 1797 года полководец пожаловал Д.Мандрикину 100 крепостных душ в своем Кобринском имении Ключ Зиоловский. После смерти мужа дочери А.В.Суворова в 1805 году Мандрикин принял самое активное участие в деле помощи вдове и ее малолетним детям.
У Давида Мандрикина был еще один сын – Василий. В начале XIX века он приобрел земельный участок в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. Самым крупным населенным пунктом землевладения считался поселок Авдотьино, на то время в нем проживало около 600 человек и насчитывалось 176 дворов.
В начале XIX века Василий Мадрикин приобрел земельный участок в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. Самым крупным населенным пунктом землевладения считался поселок Авдотьино, на то время в нем проживало около 600 человек и насчитывалось 176 дворов.
В. Мандрикин занялся сооружением храма в центре Авдотьино. Говорят, что во время строительства церкви крестьяне со всей округи приносили сюда яйца и простоквашу (раствор, замешанный на них, был особо прочным и считался практически неразрушаемым). В 1842г. состоялось освящение Александро-Невского храма. Ширина его – 6 саженей, длина – 10, высота до купола – 26 саженей. Для того чтобы точнее представить величественность храма, напомню, что старинная мера длины сажень равнялась современным 2,13 м. Иконостас высотой в 15 аршин (1 аршин равен 70 сантиметрам) украшен серебром, иконы располагались на белом мраморе, на то время цена иконостаса составляла 3000 рублей. Главной святыней храма была Иверская икона Божьей матери. В 1845 г., когда землевладелец скончался, наследницами имущества стали его дочери Марья ( в замужестве Туткевич) и Дарья Мандрикины. Д.Мандрикина открыла в поселке церковно-приходскую школу, в которой учились дети бедняков. Всю свою жизнь она заботилась о храме и школе, на них пожертвовала 7110 руб. 6 мая 1889 года помещицы не стало. За большой вклад в духовную жизнь и развитие просвещения поселка ее похоронили в склепе церкви. После смерти Дарьи Васильевны родовые земли перешли к детям и внукам Марии Васильевны, которые и продолжали заботиться о храме. Великолепный памятник истории и зодчества нашего края, наверное, красовался бы и до сих пор, но, увы, пришли другие времена. Первая волна атеистического мракобесия варварски смыла этот ценный для потомков памятник архитектуры, возвышавшийся на самом видном месте поселка Авдотьино. В 1922 г. советская власть изъяла все ценности храма, а в 1930 г. его и вовсе взорвали. Последняя дата, возможно, не совсем точная, старожилы утверждают, что храм уничтожили несколько позже. Они помнят: церковь взрывали целую неделю, храм словно не хотел сдаваться, ведь верующие люди строили его на совесть. Сейчас на том же месте снова заложили храм, планируется, что он будет таким же величественным и красивым, как прежний.
В данной публикации использовались материалы, собранные краеведами В.Степкиным и В.Гергелем.
Галина ПОНОМАРЕВА. “Жизнь”